Жизненный цикл организации — это концепция, описывающая разные этапы развития бизнеса: от реализации идеи до закрытия. Понимание жизненного цикла помогает компании избежать риски, обойти угрозы, адаптироваться к изменениям на разных этапах развития. В статье рассказываем, из чего состоит модель Ицхак Адизеса и как ее применить в менеджменте.
Что это такое
Понятие жизненного цикла организации (ЖЦО) представляет аналогию эволюции живых существ. Цикл организации проходит похожие этапы: рождение, рост, зрелость, старость. Бизнес-консультант Ицхак Адизес модернизировал модель ЖЦ, добавил новые фазы развития. Результаты труда опубликованы в его книге «Жизненные циклы корпорации». Эти этапы помогают определить текущую стадию развития фирмы, принять соответствующие меры для повышения производительности.
Плюсы и минусы подхода
Преимущества модели Ицхака Адизеса:
- Системно описывает 10 стадий ЖЦО
- Позволяет прогнозировать проблемы компании, основываясь на понимании текущей фазы цикла
- Дает возможность разработать стратегии решения трудностей до их возникновения
- Помогает руководству адаптировать стратегии управления под актуальные условия, потребности фирмы
- Менеджмент контролирует возможность риска, предотвращает потенциальные негативные последствия
- Эффективно распределяет ресурсы, учитывает специфику цикла на кривой жизненного роста организации
- Понимание общего контекста развития организации помогает улучшить взаимодействие между сотрудниками фирмы
- Модель служит основой для обучения персонала
Минусы модели:
- Представляет упрощенное понимание ЖЦО. Обхватить каждую ситуацию невозможно.
- Подход предполагает линейный характер развития ситуации, что не всегда соответствует действительности.
- Обобщает разные ситуации, что приводит к игнорированию особенностей фирмы.
- Предполагает строгую последовательность, когда некоторые компании переживают несколько стадий одновременно.
- Фокусируется на внутренних процессах, не учитывая внешние факторы (экономические условия).
Этапы жизненных циклов подразумевают разные проблемы и способы их решения. Рассмотрим 10 стадий развития:
Источник: freepik.com
Этап 1. «Рождение» (Courtship)
Признаки: Идея продукта, бизнеса находится на стадии формирования. Начало деятельности.
Черты: Организация стремится к быстрому росту. Подвергается высокому риску.
Какие менеджеры нужны: Способные генерировать новые идеи, адаптироваться к изменениям рыночных условий, рисковать.
Что делать:
- Развивайте концепцию. Определите цель, ценности компании.
- Ищите финансовую поддержку для развития бизнеса через инвесторов, кредиты, гранты.
- Найдите партнеров, которые помогут запустить бизнес-процесс.
- Анализируйте рынок.
- Создайте уникальное торговое предложение, чтобы выделиться среди конкурентов, привлечь внимание клиентов.
Типичные ошибки на этом этапе:
- Не проводить анализ целевой аудитории, конкурентов
- Переоценить спрос
- Недооценить финансовый, производственный риск
Этап 2. «Младенчество» (Infancy)
Признаки: Компания обладает небольшим количеством сотрудников, ограниченными ресурсами. Главная задача — выжить, занять позицию на рынке.
Черты: Нестабильное положение, ожидание перемен, отсутствие четкой структуры.
Какие менеджеры нужны: Руководители должны быть полны энтузиазма, готовы к неожиданным поворотам событий. На данном этапе важно вдохновлять команду.
Что делать:
- Разработайте примерный бизнес-план
- Привлеките талантливых сотрудников, готовых трудиться на достижение общей цели
- Выработайте стиль управления
- Арендуйте помещение
- Активно ищите клиентов, устанавливайте полезные контакты для обеспечения потока заказов
- Контролируйте финансовые потоки
Типичные ошибки на этом этапе:
- Неправильное распределение ресурсов приводит к финансовым потерям
- Отсутствие стратегии лишает четкого понимания происходящих процессов, что сильно тормозит деятельность
Этап 3. «Детство» (Давай-Давай, Go-Go)
Признаки: Компания процветает. Быстро растут продажи, вместе с ними амбиции руководства.
Черты: Бизнес-структура имеет неточности. Усилия направлены на расширение фирмы. Руководители готовы экспериментировать.
Какие менеджеры нужны: Способные мотивировать персонал, направлять в нужную сторону. Принимать стратегические решения на ходу. Быстро реагировать на перемены.
Что делать:
- Поставьте конкретные задачи
- Разработайте гибкую стратегию, которая позволит адаптироваться к резким переменам
- Обеспечьте финансовые, материальные ресурсы
- Регулярно оценивайте результаты, вносите коррективы в план действий по мере необходимости
Типичные ошибки на этом этапе:
- Чрезмерное увлечение рисками приводит к непредвиденным последствиям
- Внимание фокусируется на практической части, игнорируется разработка стратегии, что приводит к хаосу внутри организации.
Этап 4. «Юность» (Adolescence)
Признаки: Масштабы компании увеличиваются. Ручное управление не работает. Переход на профессиональный уровень гарантирует конфликты внутри фирмы, доверие рабочих процессов специалистам. Происходит активный поиск своего места на рынке.
Черты: Ощущается подъем, потенциал новых возможностей. Формируется идентичность бренда. Поиск оптимальной бизнес-модели подразумевает высокий риск.
Какие менеджеры нужны: Профессионалы со стороны, которые видят ситуацию шире, способны принимать радикальные решения, вывести фирму на профессиональный уровень. Конфликтные ситуации между старыми и новыми сотрудниками неизбежны.
Что делать:
- Проведите глубокий анализ рынка, выявите конкурентов, потребности клиентов.
- Определите миссию организации, поставьте новые цели, работайте над уникальностью бренда.
- Расширьте штат сотрудников. Делегируйте полномочия профессиональным работниками.
Типичные ошибки на этом этапе:
- Попытка совершить резкий скачок роста без стратегии приводит к быстрому упадку
- Игнорирование обратной связи сопровождается упущенными возможности
- Страх перемен ведет к стагнации фирмы
Источник: freepik.com
Этап 5. «Расцвет» (Prime)
Признаки: Организация находится на вершине развития, продолжает демонстрировать стабильный рост в различных аспектах бизнеса. Занимает лидирующую позицию на рынке, развивает внутренние процессы.
Черты: Опытные руководители, подчиненные. Большое внимание уделяется укреплению отношений с целевой аудиторией, внедрению инноваций.
Какие менеджеры нужны: Способные разрабатывать долгосрочные стратегии для укрепления позиции на рынке, успешно продавать, расширять клиентскую базу. Управлять рисками, связанными с ростом организации.
Что делать:
- Сфокусируйтесь на удержании позиции
- Придумайте способы защиты от конкурентов
- Инвестируйте в разработку новых продуктов, услуг, чтобы расширить клиентскую базу
- Поддерживайте, развивайте культуру компании
Типичные ошибки на этом этапе:
- Недооценивание конкуренции — результат самоуверенности
- Успех способствует ослаблению позиций организации
Этап 6. «Стабильность»
Признаки: Отсутствие существенных изменений. Внутренние, внешние процессы предсказуемы, что способствует эффективному планированию. Структура внутри цикла организации хорошо налажена, конфликты минимизированы.
Черты: Преобладает консервативный подход. Внимание сосредоточено на укреплении позиций, а не на поиске новых возможностей роста.
Какие менеджеры нужны: Необходимы специалисты по контролю качества товаров, услуг, чтобы удовлетворять потребности аудитории.
Что делать:
- Проведите анализ сильных, слабых сторон организации.
- Оцените вероятность угроз
- Укрепите связи с клиентами, партнерами, чтобы обеспечить долгосрочные отношения
- Инвестируйте в обучение сотрудников, чтобы обеспечить готовность к изменениям, повысить профессиональный уровень
Типичные ошибки на этом этапе:
- Игнорирование внешней среды ограничивает рост фирмы
Этап 7. «Аристократизм» (Aristocracy)
Признаки: Прибыль снижается. Присутствует четкая иерархическая структура, где власть и контроль централизованы. Руководство состоит из нескольких ключевых фигур. Корпоративные решения принимаются наверху, постепенно спускаясь вниз по отделам.
Черты: График вертикальной структуры предполагает руководство высшего уровня иерархии над нижним. Сохраняются традиционные методы работы. Инициатива не поощряется.
Какие менеджеры нужны: Способные управлять подчиненными в условиях жесткой вертикальной иерархии. Руководители должны вызывать авторитет, обеспечивать контроль, стабильность предприятия.
Что делать:
- Поддерживайте четкую структуру вертикальной власти
- Соблюдайте традиции компании, поддерживать существующий уклад
- Ограничивайте своевольные действия сотрудников
Типичные ошибки на этом этапе:
- Избыточная централизация власти замедляет реакцию на внешние перемены
- Ограничение свободы подразумевает упущение новых возможностей
- Слишком жесткая вертикальная структура приводит к потере гибкости организации
Этап 8. «Охота на ведьм»
Признаки: Кризисное состояние — активно проявляются внутренние, внешние недостатки. Растет напряжение внутри фирмы, начинается поиск виноватых в возникших проблемах. Снижение дохода.
Черты: Конфликты среди сотрудников, ощущение неуверенности о будущем организации, падение мотивации, продуктивности.
Какие менеджеры нужны: Способные управлять конфликтными ситуациями, находить компромиссы, восстанавливать доверие среди сотрудников.
Что делать:
- Проведите анализ существующих проблем
- Определите причины конфликтов
- Установите открытую коммуникацию с персоналом, поддерживайте доверительные отношения
- Сосредоточьтесь на поиске решений, ищите компромиссы
Типичные ошибки на этом этапе:
- Поиск виноватых усугубляет положение
- Игнорирование причин приводит к повторению негативного сценария в будущем
- Недостаток уверенности руководства вызывает тревогу внутри фирмы
Источник: freepik.com
Этап 9. «Бюрократия»
Признаки: Существование обеспечено внешней финансовой поддержкой. Тотальная зависимость от «покровителя». Компания замыкается внутри себя, практически не взаимодействует с внешней средой.
Черты: Клиенты остаются неудовлетворенными. Устаревшие нормы компании. Излишняя формализация, бюрократизм внутри фирмы. Действия становятся предсказуемыми, что способствует снижению рисков.
Какие менеджеры нужны: Умеющие управлять ресурсами в рамках жесткой формальной системы.
Что делать:
- Провести анализ текущих процессов
- Поддерживать коммуникацию
Типичные ошибки на этом этапе:
- Отсутствие способности быстро адаптироваться к изменениям может привести к потере конкурентоспособности
Этап 10. «Смерть»
Признаки: Компания теряет способность конкурировать на рынке, несет убытки из-за недостаточно эффективной бизнес-модели. Нет возможности адаптироваться к новым условиям.
Черты: Фирма сокращает ресурсы, сотрудники теряют мотивацию. Клиенты уходят, происходит потеря репутации.
Какие менеджеры нужны: Способные эффективно использовать оставшиеся ресурсы до закрытия, минимизировать ущерб. Поддерживать коммуникацию с сотрудниками, заинтересованными лицами в трудный период. Смягчить последствия закрытия организации.
Что делать:
- Честно оценить ситуацию
- Принять решение о закрытии, либо поиске альтернативных вариантов
- Разработать план поэтапного закрытия (распределить ресурсы, обозначить сроки)
- Обеспечить поддержку сотрудникам, поставщикам, клиентам
- Выполнить финансовые, административные обязательства в соответствии с законодательством
Типичные ошибки на этом этапе:
- Отрицание сложной ситуации
- Отсутствие плана действий
- Игнорирование сотрудников, заинтересованных лиц приводит к недовольству, конфликтам
Главное, что нужно знать
Краткая инструкция по применению модели Ицхака Адизеса:
- Определите текущий цикл организации. Проанализируйте структуру, учитывая внутренние, внешние процессы.
- Обозначьте основные проблемы, с которыми сталкивается фирма в текущее время.
- Выберите подходящий стиль управления, разработайте стратегию, которая позволит адаптироваться к изменениям.
- Установите цели, приоритеты.
- Регулярно оценивайте систему выбранной стратегии, вносите корректировки по необходимости.
- Управляйте конфликтами, обучайте персонал, чтобы выйти на новый уровень, разработайте систему мотивации.
- Поддерживайте баланс между стабильностью и ростом организации.
- Постоянно совершенствуйте методы работы организации, чтобы оставаться конкурентоспособными.