Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Жизненный цикл организации. 10 этапов, которые проходит каждый бизнес
23 апреля 2024

Жизненный цикл организации. 10 этапов, которые проходит каждый бизнес

Жизненный цикл организации. 10 этапов, которые проходит каждый бизнес

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Жизненный цикл организации – это концепция, описывающая разные этапы развития бизнеса: от реализации идеи до закрытия. Понимание жизненного цикла помогает компании избежать риски, обойти угрозы, адаптироваться к изменениям на разных этапах развития. В статье рассказываем, из чего состоит модель Ицхак Адизеса и как ее применить в менеджменте.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что это такое

    Понятие жизненного цикла организации (ЖЦО) представляет аналогию эволюции живых существ. Цикл организации проходит похожие этапы: рождение, рост, зрелость, старость. Бизнес-консультант Ицхак Адизес модернизировал модель ЖЦ, добавил новые фазы развития. Результаты труда опубликованы в его книге «Жизненные циклы корпорации». Эти этапы помогают определить текущую стадию развития фирмы, принять соответствующие меры для повышения производительности.

    Плюсы и минусы подхода

    Преимущества модели Ицхака Адизеса:

    • Системно описывает 10 стадий ЖЦО
    • Позволяет прогнозировать проблемы компании, основываясь на понимании текущей фазы цикла
    • Дает возможность разработать стратегии решения трудностей до их возникновения
    • Помогает руководству адаптировать стратегии управления под актуальные условия, потребности фирмы
    • Менеджмент контролирует возможность риска, предотвращает потенциальные негативные последствия
    • Эффективно распределяет ресурсы, учитывает специфику цикла на кривой жизненного роста организации
    • Понимание общего контекста развития организации помогает улучшить взаимодействие между сотрудниками фирмы
    • Модель служит основой для обучения персонала

    Минусы модели:

    • Представляет упрощенное понимание ЖЦО. Обхватить каждую ситуацию невозможно.
    • Подход предполагает линейный характер развития ситуации, что не всегда соответствует действительности.
    • Обобщает разные ситуации, что приводит к игнорированию особенностей фирмы.
    • Предполагает строгую последовательность, когда некоторые компании переживают несколько стадий одновременно.
    • Фокусируется на внутренних процессах, не учитывая внешние факторы (экономические условия).

    Этапы жизненных циклов подразумевают разные проблемы и способы их решения. Рассмотрим 10 стадий развития:

    Источник: freepik.com

    Этап 1. “Рождение” (Courtship)

    Признаки: Идея продукта, бизнеса находится на стадии формирования. Начало деятельности.

    Черты: Организация стремится к быстрому росту. Подвергается высокому риску.

    Какие менеджеры нужны: Способные генерировать новые идеи, адаптироваться к изменениям рыночных условий, рисковать.

    Что делать:

    • Развивайте концепцию. Определите цель, ценности компании.
    • Ищите финансовую поддержку для развития бизнеса через инвесторов, кредиты, гранты.
    • Найдите партнеров, которые помогут запустить бизнес-процесс.
    • Анализируйте рынок.
    • Создайте уникальное торговое предложение, чтобы выделиться среди конкурентов, привлечь внимание клиентов.

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Не проводить анализ целевой аудитории, конкурентов
    • Переоценить спрос
    • Недооценить финансовый, производственный риск

    Этап 2. “Младенчество” (Infancy)

    Признаки: Компания обладает небольшим количеством сотрудников, ограниченными ресурсами. Главная задача – выжить, занять позицию на рынке.

    Черты: Нестабильное положение, ожидание перемен, отсутствие четкой структуры.

    Какие менеджеры нужны: Руководители должны быть полны энтузиазма, готовы к неожиданным поворотам событий. На данном этапе важно вдохновлять команду.

    Что делать:

    • Разработайте примерный бизнес-план
    • Привлеките талантливых сотрудников, готовых трудиться на достижение общей цели
    • Выработайте стиль управления
    • Арендуйте помещение
    • Активно ищите клиентов, устанавливайте полезные контакты для обеспечения потока заказов
    • Контролируйте финансовые потоки

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Неправильное распределение ресурсов приводит к финансовым потерям
    • Отсутствие стратегии лишает четкого понимания происходящих процессов, что сильно тормозит деятельность

    Этап 3. “Детство” (Давай-Давай, Go-Go)

    Признаки: Компания процветает. Быстро растут продажи, вместе с ними амбиции руководства.

    Черты: Бизнес-структура имеет неточности. Усилия направлены на расширение фирмы. Руководители готовы экспериментировать.

    Какие менеджеры нужны: Способные мотивировать персонал, направлять в нужную сторону. Принимать стратегические решения на ходу. Быстро реагировать на перемены.

    Что делать:

    • Поставьте конкретные задачи
    • Разработайте гибкую стратегию, которая позволит адаптироваться к резким переменам
    • Обеспечьте финансовые, материальные ресурсы
    • Регулярно оценивайте результаты, вносите коррективы в план действий по мере необходимости

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Чрезмерное увлечение рисками приводит к непредвиденным последствиям
    • Внимание фокусируется на практической части, игнорируется разработка стратегии, что приводит к хаосу внутри организации.

    Этап 4. “Юность” (Adolescence)

    Признаки: Масштабы компании увеличиваются. Ручное управление не работает. Переход на профессиональный уровень гарантирует конфликты внутри фирмы, доверие рабочих процессов специалистам. Происходит активный поиск своего места на рынке.

    Черты: Ощущается подъем, потенциал новых возможностей. Формируется идентичность бренда. Поиск оптимальной бизнес-модели подразумевает высокий риск.

    Какие менеджеры нужны: Профессионалы со стороны, которые видят ситуацию шире, способны принимать радикальные решения, вывести фирму на профессиональный уровень. Конфликтные ситуации между старыми и новыми сотрудниками неизбежны.

    Что делать:

    • Проведите глубокий анализ рынка, выявите конкурентов, потребности клиентов.
    • Определите миссию организации, поставьте новые цели, работайте над уникальностью бренда.
    • Расширьте штат сотрудников. Делегируйте полномочия профессиональным работниками.

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Попытка совершить резкий скачок роста без стратегии приводит к быстрому упадку
    • Игнорирование обратной связи сопровождается упущенными возможности
    • Страх перемен ведет к стагнации фирмы

    Источник: freepik.com

    Этап 5. “Расцвет” (Prime)

    Признаки: Организация находится на вершине развития, продолжает демонстрировать стабильный рост в различных аспектах бизнеса. Занимает лидирующую позицию на рынке, развивает внутренние процессы.

    Черты: Опытные руководители, подчиненные. Большое внимание уделяется укреплению отношений с целевой аудиторией, внедрению инноваций.

    Какие менеджеры нужны: Способные разрабатывать долгосрочные стратегии для укрепления позиции на рынке, успешно продавать, расширять клиентскую базу. Управлять рисками, связанными с ростом организации.

    Что делать:

    • Сфокусируйтесь на удержании позиции
    • Придумайте способы защиты от конкурентов
    • Инвестируйте в разработку новых продуктов, услуг, чтобы расширить клиентскую базу
    • Поддерживайте, развивайте культуру компании

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Недооценивание конкуренции – результат самоуверенности
    • Успех способствует ослаблению позиций организации

    Этап 6. “Стабильность”

    Признаки: Отсутствие существенных изменений. Внутренние, внешние процессы предсказуемы, что способствует эффективному планированию. Структура внутри цикла организации хорошо налажена, конфликты минимизированы.

    Черты: Преобладает консервативный подход. Внимание сосредоточено на укреплении позиций, а не на поиске новых возможностей роста.

    Какие менеджеры нужны: Необходимы специалисты по контролю качества товаров, услуг, чтобы удовлетворять потребности аудитории.

    Что делать:

    • Проведите анализ сильных, слабых сторон организации.
    • Оцените вероятность угроз
    • Укрепите связи с клиентами, партнерами, чтобы обеспечить долгосрочные отношения
    • Инвестируйте в обучение сотрудников, чтобы обеспечить готовность к изменениям, повысить профессиональный уровень

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Игнорирование внешней среды ограничивает рост фирмы

    Этап 7. “Аристократизм” (Aristocracy)

    Признаки: Прибыль снижается. Присутствует четкая иерархическая структура, где власть и контроль централизованы. Руководство состоит из нескольких ключевых фигур. Корпоративные решения принимаются наверху, постепенно спускаясь вниз по отделам.

    Черты: График вертикальной структуры предполагает руководство высшего уровня иерархии над нижним. Сохраняются традиционные методы работы. Инициатива не поощряется.

    Какие менеджеры нужны: Способные управлять подчиненными в условиях жесткой вертикальной иерархии. Руководители должны вызывать авторитет, обеспечивать контроль, стабильность предприятия.

    Что делать:

    • Поддерживайте четкую структуру вертикальной власти
    • Соблюдайте традиции компании, поддерживать существующий уклад
    • Ограничивайте своевольные действия сотрудников

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Избыточная централизация власти замедляет реакцию на внешние перемены
    • Ограничение свободы подразумевает упущение новых возможностей
    • Слишком жесткая вертикальная структура приводит к потере гибкости организации

    Этап 8. “Охота на ведьм”

    Признаки: Кризисное состояние – активно проявляются внутренние, внешние недостатки. Растет напряжение внутри фирмы, начинается поиск виноватых в возникших проблемах. Снижение дохода.

    Черты: Конфликты среди сотрудников, ощущение неуверенности о будущем организации, падение мотивации, продуктивности.

    Какие менеджеры нужны: Способные управлять конфликтными ситуациями, находить компромиссы, восстанавливать доверие среди сотрудников.

    Что делать:

    • Проведите анализ существующих проблем
    • Определите причины конфликтов
    • Установите открытую коммуникацию с персоналом, поддерживайте доверительные отношения
    • Сосредоточьтесь на поиске решений, ищите компромиссы

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Поиск виноватых усугубляет положение
    • Игнорирование причин приводит к повторению негативного сценария в будущем
    • Недостаток уверенности руководства вызывает тревогу внутри фирмы

    Источник: freepik.com

    Этап 9. “Бюрократия”

    Признаки: Существование обеспечено внешней финансовой поддержкой. Тотальная зависимость от “покровителя”. Компания замыкается внутри себя, практически не взаимодействует с внешней средой.

    Черты: Клиенты остаются неудовлетворенными. Устаревшие нормы компании. Излишняя формализация, бюрократизм внутри фирмы. Действия становятся предсказуемыми, что способствует снижению рисков.

    Какие менеджеры нужны: Умеющие управлять ресурсами в рамках жесткой формальной системы.

    Что делать:

    • Провести анализ текущих процессов
    • Поддерживать коммуникацию

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Отсутствие способности быстро адаптироваться к изменениям может привести к потере конкурентоспособности

    Этап 10. “Смерть”

    Признаки: Компания теряет способность конкурировать на рынке, несет убытки из-за недостаточно эффективной бизнес-модели. Нет возможности адаптироваться к новым условиям.

    Черты: Фирма сокращает ресурсы, сотрудники теряют мотивацию. Клиенты уходят, происходит потеря репутации.

    Какие менеджеры нужны: Способные эффективно использовать оставшиеся ресурсы до закрытия, минимизировать ущерб. Поддерживать коммуникацию с сотрудниками, заинтересованными лицами в трудный период. Смягчить последствия закрытия организации.

    Что делать:

    • Честно оценить ситуацию
    • Принять решение о закрытии, либо поиске альтернативных вариантов
    • Разработать план поэтапного закрытия (распределить ресурсы, обозначить сроки)
    • Обеспечить поддержку сотрудникам, поставщикам, клиентам
    • Выполнить финансовые, административные обязательства в соответствии с законодательством

    Типичные ошибки на этом этапе:

    • Отрицание сложной ситуации
    • Отсутствие плана действий
    • Игнорирование сотрудников, заинтересованных лиц приводит к недовольству, конфликтам

    Главное, что нужно знать

    Краткая инструкция по применению модели Ицхака Адизеса:

    1. Определите текущий цикл организации. Проанализируйте структуру, учитывая внутренние, внешние процессы.
    2. Обозначьте основные проблемы, с которыми сталкивается фирма в текущее время.
    3. Выберите подходящий стиль управления, разработайте стратегию, которая позволит адаптироваться к изменениям.
    4. Установите цели, приоритеты.
    5. Регулярно оценивайте систему выбранной стратегии, вносите корректировки по необходимости.
    6. Управляйте конфликтами, обучайте персонал, чтобы выйти на новый уровень, разработайте систему мотивации.
    7. Поддерживайте баланс между стабильностью и ростом организации.
    8. Постоянно совершенствуйте методы работы организации, чтобы оставаться конкурентоспособными.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status