Приёмная комиссия 2024

Юнит-экономика: 9 простых шагов для ее расчета

Юнит-экономика: 9 простых шагов для ее расчета
Содержание

Unit-экономика — это методика анализа бизнеса по ключевым показателям. Критерии оценки связаны со стоимостью юнитов — действий, людей и объектов. Рассказываем простыми словами, как работает юнит-экономика и как посчитать основные метрики.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Что такое юнит-экономика

Юнит-экономика (Unit Economics) — эта стратегия, которая рассматривает работу компании как управление юнитами. Так в маркетинге называются единичные действия или объекты. Иначе ее называют экономикой продаж.

Юнитом в бизнесе считается:

  • разработка одного продукта;
  • привлечение одного клиента;
  • одна заключенная сделка;
  • себестоимость продукта (товара или услуги).

Unit-экономика — это универсальный инструмент, который подходит для анализа любого бизнеса. С ним работают маркетологи, менеджеры проектов, руководители и владельцы компаний.

Основные метрики

Метрика

Расшифровка

Формуларасчёта юнита

UA

Количество пользователей

AC

Бюджет на привлечение новых пользователей

С

Конверсия

UA / число показов * 100%

CPA

Стоимость одного пользователя

AC / UA

B

Число привлеченных клиентов

CAC

Стоимость одного покупателя

AC / B

APC

Число сделок на

одного клиента

B / количество сделок

AvP

Средний чек

объем продаж / количество сделок

COGS

Себестоимость товаров или услуг

сумма издержек

на производство продукта

1COGS

Издержки на первую продажу

дополнительные издержки, необходимые для старта

ARPC

Средний доход на одного клиента

(AvP − COGS) ∗ APC − 1COGS

ARPU

Средний доход на одного пользователя

ARPC ∗ С

CM

Маржинальная прибыль

(ARPU − CPA) ∗ UA

Как рассчитать основные показатели

Ключевые метрики удобно считать и анализировать в формате таблицы. Вы можете использовать Microsoft Excel или Google Sheets.

Источник: ru.freepik.com

Шаг 1. Конверсия

Конверсия © показывает, как много людей выполнили целевое действие. Например, сколько людей увидели рекламу, кликнули по объявлению и открыли сайт рекламодателя. Конверсию рассчитывают в процентах.

Формула:

C = UA / число показов рекламы * 100%

Пример:

Рекламное объявление увидели 10 000 пользователей, из них по ссылке перешли 300 человек.

C = 300 / 10 000 * 100% = 3%

В маркетинге конверсию считают на всех этапах воронки продаж. Она показывает, как много людей переходит на следующий этап. Допустим, из 300 человек только 30 сделали заказ на сайте. Рассчитаем конверсию для следующего этапа.

C = 30 / 300 * 100% = 10%

Шаг 2. Цена пользователя

Стоимость пользователя (CPA) показывает, как много денег бизнес тратит, чтобы один человек перешел на сайт по ссылке в объявлении. Метрика помогает планировать бюджет рекламных кампаний.

Формула:

CPA = AC / UA

Пример:

Маркетолог потратил на рекламную кампанию 1 000 000 рублей. На ссылки в объявлениях нажали 5 000 пользователей.

CPA = 1 000 000 / 5 000 = 200 рублей.

Шаг 3. Цена покупателя

Стоимость одного покупателя (CAC) показывает, сколько денег придется потратить на рекламу, чтобы заключить одну сделку. Чтобы рассчитать CAC, требуется сложить затраты на организацию кампании. Если бизнес привлекает специалистов со стороны, дополнительные траты учитываются в бюджете.

Формула:

CAC = AC / B

Пример:

Чтобы запустить рекламу, владелец бизнеса нанял таргетолога за 25 000 рублей и вложил 75 000 рублей в фотосъемку и видеосъемку продукта. Таргетолог установил бюджет на показы рекламы 900 000 рублей. Новый продукт купили 500 человек.

CAC = (75 000 + 25 000 + 900 000) / 500 = 2 000 рублей.

Шаг 4. Среднее число сделок

Среднее количество сделок на покупателя (APC) показывает, как долго клиенты сохраняют лояльность компании. Чем больше постоянных клиентов у бизнеса, тем меньше нужно расходов на рекламу. В задачи маркетолога входит увеличение числа постоянных покупателей. Посчитать APC можно вручную, но удобнее отслеживать его в CRM-системе.

Формула:

APC = B / общее количество покупок

Пример:

За год компания заключила 1000 сделок. CRM-система показала, что в течение года были активны 750 клиентов.

APC = 1000 / 750 = 1,34 (с округлением)

Шаг 5. Средний чек

Средний чек (AvP) — это средняя выручка с одной сделки. Считать показатель нужно для оценки потенциальной прибыли.

Формула:

AvP = объем продаж / количество сделок

Пример:

За год компания заключила 100 сделок. В сумме клиенты оплатили по счетам 3 000 000 рублей.

AvP = 3 000 000 / 100 = 30 000 рублей.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Шаг 6. Себестоимость

Себестоимость товара или услуги (COGS) — это расходы, которые зависят от объема продаж. В себестоимость не входят зарплаты сотрудников на окладе. Если работники получают сдельную оплату труда, она учитывается в переменных издержках.

Формула:

COGS — это сумма издержек на производство товара или оказание услуги

1COGS — это аналогичный показатель для первого товара или услуги.

Пример:

Чтобы начать продажи новой серии тортов, кондитерская потратила 50 000 рублей на муку, яйца, молоко, сахар и другие ингредиенты. Владелец бизнеса потратил 15 000 рублей на упаковки для тортов и 10 000 рублей на новые формы для выпечки. Он заложил в бюджет кондитерской 25 000 рублей на зарплату курьерам, которые будут доставлять готовые торты (оплата труда сдельная). Размер первой партии: 50 штук.

Посчитаем, сколько стоит выпечка и доставка одного торта:

COGS = (50 000 + 15 000 + 25 000) / 50 = 1 800 рублей.

1COGS = (50 000 + 15 000 + 25 000+10 000) / 50 = 2 000 рублей. Чтобы приготовить первый торт, нужно купить новую форму. Цена посуды учитывается в первой себестоимости.

Шаг 7. Прибыль от одного покупателя

Средний доход на одного покупателя (ARPC) отражает, сколько денег приносит бизнесу клиент, прежде чем он перестает заключать новые сделки. Для расчета показателя используется средний чек, количество сделок, себестоимость. Метрика не учитывает расходы на маркетинг.

Формула:

ARPC = (AvP − COGS) ∗ APC − 1COGS

Пример:

Вернемся к примеру с кондитерской. Допустим, средний чек на торт 4 000 рублей, а каждый новый клиент совершает в среднем 2 покупки.

ARPC = (4 000 − 1 800) ∗ 2 − 2000 = 2 400 рублей.

Шаг 8. Прибыль от одного пользователя

Средний доход на одного пользователя (ARPU) — показывает, сколько денег можно получить с одного посетителя. Не все пользователи, которые переходят по ссылке, делают покупки на сайте. Метрика рассчитывается как теоретическая. Для расчета нужно умножить прибыль от рекламной компании на конверсию сайта.

Формула:

ARPU = ARPC ∗ С

Пример:

Конверсия лендинга 5%, а средний доход на покупателя 5 000 рублей.

ARPU = 5000 ∗ 5% = 5000 ∗ 0,05 = 250 рублей.

Шаг 9. Маржа

Маржинальная прибыль (CM) отражает, сколько денег зарабатывает бизнес. В ней учитывается себестоимость продукта и расходы на его продвижение. Чтобы рассчитать маржу, нужно отнять от среднего дохода на одного посетителя расходы на его привлечение. Затем умножить результат на число посетителей лендинга или сайта.

Формула:

CM = (ARPU − CPA) ∗ UA

Пример:

Компания зарабатывает в среднем 500 рублей с посетителя. Чтобы привлечь одного человека на сайт, нужно вложить 100 рублей. За месяц 1 000 пользователей перешли по объявлениям.

CM = (500 − 100) ∗ 1 000 = 400 000 рублей.

Как интерпретировать результаты

Unit-экономика показывает прибыль бизнеса и потенциал развития компании. Что можно узнать по метрикам:

  • Какие рекламные кампании приносят доход, а какие тратят деньги.
  • Какой бюджет можно закладывать на продвижение в интернете.
  • Какую стоимость продукта установить, чтобы окупить расходы на его создания.
  • Сколько должно быть покупателей, чтобы компания приносила прибыль.
  • Насколько проект привлекательный для инвесторов.

Оценить эффективность рекламы можно по ARPU и CPA (средний доход с одного пользователя и цена его привлечения). Посетители должны приносить прибыль, которая компенсирует вложения в рекламу. Чем больше положительная разница между метриками, тем лучше для бизнеса. Если CPA больше ARPU, компания теряет деньги на рекламе.

По этой же схеме оценивают ARPC и CAC (средний доход с покупателя и цена его привлечения). Если ARPC больше CAC, реклама приносит прибыль, а если меньше — убытки.

Как можно увеличить маржу:

  • отказаться от неэффективных рекламных кампаний;
  • уменьшить себестоимость продукта (COGS);
  • увеличить средний чек (AvP) с помощью маркетинга;
  • стимулировать клиентов делать повторные покупки (увеличить APC).

Можно оценивать ключевые метрики одной компании за разные периоды работы: месяц, квартал и год. Можно сравнивать их с показателями других компаний в нише. Узнать метрики конкурентов можно в открытых источниках. Многие компании публикуют кейсы в блогах, озвучивают цифры на бизнес-мероприятиях.

Источник: ru.freepik.com

Типичные ошибки и как их исправить

  • Перепутать посетителей и клиентов. Посетители (Users) — это люди, которые переходят по ссылкам. Клиенты (Buyers, Customers) — это люди, которые оформляют покупки. Посетители учитываются при расчете АС и CPA. Покупатели учитывается в метриках CAC и APC. Будьте внимательны и не путайте метрики с похожими названиями.
  • Неправильно учитывать оплату труда. Зарплаты сотрудников на окладе не отражаются в метриках. При расчете CAC и CPA учитывайте только расходы на специалистов, которые получают сдельную оплату за создание рекламы.
  • Неправильно считать себестоимость. В затраты на создание продукта не входит бюджет на рекламу. Не прибавляйте его в COGS, иначе в метриках он будет учитываться дважды. Расходы на рекламу учитываются в CAC и CPA.
  • Короткий период для анализа. Показатели лучше отслеживать долгое время: квартал или год. На коротком интервале метрики могут быть искажены из-за сезонности, ситуации на рынке, технических сбоев и других причин

Главное, что нужно знать

  • Unit-экономика рассматривает работу компании как управление элементами: посетителями и клиентами, товарами и услугами, сделками и другими объектами. Она показывает, какую прибыль приносит каждый юнит и какая отдача от вложений в рекламу.
  • Для оценки работы компании в Unit-экономике используются метрики. В список ключевых показателей входит: конверсия, цена привлечения посетителя и клиента, средний доход с посетителя и клиента, средний чек, количество сделок у одного покупателя, маржинальная прибыль.
  • Ключевые метрики используются для сравнительного анализа. Можно сопоставить метрики одной компании за разные периоды или сравнивать свои показатели с конкурентами. Чем больше интервал для анализа, тем точнее будет статистика.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
Подберите программу обучения

ответьте на пять вопросов и узнайте, где будете учиться

Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Интересует ли вас кредит на образование по ставке 3% в год?
ДаНет

Мы подобрали для вас программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Jivo

DMCA.com Protection Status