Work-Life Balance — это равновесие между работой и личным временем, которое помогает человеку эффективно выполнять профессиональные обязанности и уделять внимание разным сферам жизни. Грамотное распределение сил снижает стресс, повышает производительность труда, приводит к эмоциональному подъему. В материале рассказываем, как достичь баланса и не допустить типичных ошибок.
Что такое Work-Life Balance
Термин «ворк энд лайф баланс» появился в Великобритании и США в 1970—1980 годах. Это умение, которое помогает строить карьеру, финансово расти, но при этом заниматься хобби, заботиться о семье, проводить время с друзьями, продуктивно отдыхать.
Принципы концепции:
- Фокус на четырех сферах жизни: карьера, семья, отношения с друзьями, саморазвитие.
- Навык расставлять приоритеты с учетом имеющихся ресурсов.
- Отказ от перфекционизма. Здоровое отношение к работе помогает избежать переутомления, сохранить стремление развиваться.
Отделить рабочее время от личного сложно по разным причинам:
- Развитие технологий. Это привело к размытию границ между должностными обязанностями и собственными планами. Оторваться от дел становится труднее из-за постоянных уведомлений в мессенджерах, на электронной почте.
- Карьерная гонка. Глобализация создала высококонкурентную, быстро меняющуюся рабочую среду, где от сотрудников ожидают круглосуточной готовности к выполнению задач, оперативного обучения. Люди чувствуют давление, которое заставляет непрерывно развиваться, добиваться профессиональных результатов.
- Удаленка. Digital-специалистам, фрилансерами приходится совмещать множество проектов, чтобы поддерживать стабильный доход. Это приводит к переработкам.
- Специфика деятельности. Например, предприниматели склонны ставить работу выше личной жизни, потому что ответственны за успех бизнеса, зарплату сотрудников, удовлетворенность клиентов. Медицинские сотрудники часто сталкиваются с ненормированным графиком, высоким уровнем стресса, невозможностью по-настоящему отвлечься от работы.
Компании создают специальные условия, чтобы помочь сотрудникам поддерживать Work-Life Balance. Например, предоставляют рабочие гаджеты, которые без ущерба для личной жизни можно выключить и убрать на выходных, заботятся о комфорте в офисе — кафетериях, столовых, зонах для отдыха.
Почему важно найти баланс между работой и жизнью
Отсутствие баланса между профессиональной и личной жизнью приводит к пагубным последствиям:
- Хронический стресс. Становится причиной болезни сердца, депрессии, тревожных расстройств.
- Усталость и снижение продуктивности. Негативно влияет на качество, скорость работы.
- Выгорание. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 45% россиян испытывали профессиональное выгорание — потерю энергии, мотивации, неспособность справляться с негативными ситуациями.
- Чувство изоляции. Пренебрежение общением с близкими приводит к ощущению одиночества.
- Отсутствие самореализации. Люди, которые не уделяют внимание увлечениям, могут испытывать разочарование в жизни.
Work-Life Balance помогает:
- Улучшить физическое и психическое здоровье.
- Увеличить уровень счастья, удовлетворенности.
- Повысить производительность, концентрацию, эффективность на работе.
- Снизить уровень стресса, избежать выгорания.
- Укрепить отношения с близкими.
- Получить больше свободного времени для хобби, увлечений, саморазвития, обучения.
- Подняться по карьерной лестнице.
- Улучшить качество сна, отдыха.
- Обрести самоуверенность, повысить удовлетворенность жизнью.
7 эффективных способа достичь Work-Life Balance
Способ 1. Планируйте день заранее
Составление списка дел поможет эффективно распределить время между работой и личной жизнью, не допустить опозданий, задержки дедлайнов. Планирование мотивирует по утрам, избавляет от прокрастинации. Человек, который знает, что его ждет в течение дня, быстрее пробуждается, реже откладывает задачи.
Расписывайте не только рабочие планы, но и личные. Например, если заканчиваете в 17:00, договоритесь встретиться с друзьями около 18:00. Это повысит мотивацию завершить дела быстрее.
Способ 2. Делегируйте задачи
С ростом объема работы, ответственности возникает ситуация, при которой сотрудник не может выполнить все задачи самостоятельно. Чтобы сохранить результативность, сосредоточиться на важных аспектах и оставить время для отдыха, будьте готовы передать часть дел другим экспертам. Для этого наймите фрилансера, аутсорсинговую компанию или расширьте штат.
Способ 3. Устраивайте перерывы
Перекусы в обед, прогулка за кофе, пятиминутная беседа с коллегами — подойдет любая деятельность, которая отвлечет от работы. Регулярный незатяжной отдых экономит энергию. Мозг успевает набраться сил, чтобы вернуться к делам, не теряя продуктивности.
Способ 4. Найдите занятия по интересам
Для перезагрузки мозга нужно отвлекаться от работы, даже если это любимое дело. Хобби — пространство, в котором нет ответственности, сроков, требований. Увлечения помогают погрузиться в комфортную среду, где любое действие — личный выбор, а не поручение начальства или необходимость. Чтобы отдыхать качественно, уделяйте время занятиям, которые не пересекаются с работой.
Способ 5. Научитесь отказывать
Чтобы оставаться профессионалом, важно качественно выполнять задачи. Лишний заказ может навредить итоговому результату, привести к провалу сразу нескольких проектов. Избегайте срочных дедлайнов, чтобы не потерять клиентов и внутреннее равновесие.
Способ 6. Позаботьтесь о комфорте процессов
Чтобы переключиться на работу после выходных или отпуска, организуйте пространство, обустройте стол, выберите подходящую одежду. Чтобы настроиться на отдых, сделайте перерыв, перекусите, смените образ, отложите корпоративный телефон.
Способ 7. Попробуйте «колесо баланса»
Эта техника помогает понять, какие аспекты жизни не учитываются, на что обратить внимание, чтобы стать счастливее. Для этого нарисуйте круг, разделите его на секторы: семья, здоровье, финансовое положение, личностный рост, досуг, друзья, работа, быт
Разделите каждую часть на 10 отсеков, а затем закрасьте нужное количество по шкале: 10 — все в порядке, 1 — очень плохо. Чтобы улучшить проседающие аспекты, решите, что мешает удовлетворенности этой сферой, есть ли силы, чтобы исправить ситуацию, какие действия стоит предпринять.
Составляйте колесо баланса раз в месяц, чтобы вовремя заметить пробелы, затем устранить их.
Типичные ошибки и как их исправить
Распространенные ошибки, которые мешают достичь Work-Life Balance:
- Монотонность в работе. Попробуйте изменить регулярный порядок дел, подключить к проекту коллег, освоить полезные навыки, чтобы разнообразить рутину.
- Желание получить все и сразу. Помните, что результат требует времени. Не ждите от себя невозможного, делите работу на части, постепенно двигайтесь к цели.
- Недостаток активности. Сидячий образ жизни приводит к упадку настроения, физическим проблемам. Занимайтесь спортом, устраивайте регулярные прогулки, чтобы держать тело в тонусе.
- Переизбыток ролей. Разграничивайте, когда вы директор, подчиненный, коллега, друг. Сложно быть одновременно приятелем и начальником. Давление одной роли на другую негативно сказывается на эмоциональном состоянии, снижает продуктивность.
Главное, что нужно знать
- Work-Life Balance — это умение находить равновесие между трудом и личными делами — семьей, дружбой, хобби, отдыхом.
- Отсутствие баланса между карьерой и остальными аспектами жизни приводит к выгоранию, чувству одиночества, хроническому стрессу, усталости, снижению продуктивности.
- Чтобы грамотно распределить время и силы, планируйте дни заранее, учитесь делегировать задачи, устраивайте перерывы во время работы, находите хобби, научитесь говорить «нет», организуйте комфортное пространство для выполнения должностных обязанностей, позаботьтесь о качестве отдыха, ежемесячно применяйте технику «колесо баланса».