Прибыль — это разница между доходами и расходами компании, если она больше нуля. В бухгалтерском учете есть разные виды прибыли. Расчет нескольких показателей дает возможность оценить расходы и рентабельность бизнеса. Исследуем, из каких частей состоит выручка и как найти чистую прибыль.
Из чего складывается прибыль
Рассмотрим, в чем заключается разница между выручкой и прибылью. Выручка — это все деньги, полученные за счет предпринимательской деятельности. В первую очередь это доход от продажи товаров и услуг. Компания может получать дополнительный доход за счет процентов по вкладам, сдачи недвижимости в аренду и других источников.
Прибыль — это деньги, которые остаются на счету компании, если вычесть из общей выручки все издержки. Если сумма получается отрицательная, фирма работает в убыток. Для расчетов можно брать доходы и расходы за месяц, квартал и год. Советуем считать прибыль по месяцам. Тогда вы быстро сможете отреагировать на падение рентабельности.
В структуру выручки входит несколько категорий прибыли. Для расчета можно взять разную сумму расходов и получить разные показатели. Чтобы оценить рентабельность бизнеса, рассчитывайте все характеристики и сравнивайте их в динамике.
В чем разница между маржой, валовой прибылью, операционной и чистой прибылью:
Что показывает | Как рассчитать | |
Маржинальная (маржа) | Сколько денег остается после продажи товаров или оказания услуг | Выручка — переменные расходы, которые зависят от количества сделок |
Валовая | Какая сумма остается после уплаты всех расходов на организацию работы фирмы | Маржа — постоянные расходы, которые не связаны с объемом продаж |
Выручка — переменные расходы — постоянные расходы | ||
Операционная | Сколько денег остается после оплаты администрирования и продвижения | Валовая прибыль — коммерческие издержки — административные издержки |
Чистая (совокупная) | Какую сумму можно направить на развитие компании | Выручка — общая сумма расходов предприятия |
Операционный доход — налоги — платежи по кредитам — амортизация — другие издержки |
Маржинальная
Маржа — это разница между выручкой и суммой расходов по сделке (например, себестоимостью товара и расходами на его доставку). При расчете маржинальной прибыли учитываются только те расходы, которые привязаны к продажам. В экономике они называются прямыми переменными расходами.
Что учитывать при расчете маржи:
- стоимость сырья для производства;
- затраты на расходные материалы;
- стоимость закупки товаров;
- оплату за доставку продукции;
- издержки при оказании услуг;
- зарплаты сотрудникам на проценте.
Маржинальная рентабельность — это процентное соотношение маржи и суммы выручки. Чтобы ее рассчитать, нужно разделить маржу на общий доход и умножить на 100%.
Кому нужна: всем компаниям. Маржа показывает соотношение дохода и убытков, эффективность воронки продаж и управления бизнесом.
Как рассчитывается маржинальный доход:
- Определите общую выручку компании.
- Посчитайте издержки на продажу товаров или оказание услуг.
- Отнимите второе число от первого
Пример:
Представим интернет-магазин, который в месяц приносит 100 000 рублей выручки. Из этой суммы 40 000 уходит на закупку товаров у поставщиков и 10 000 на организацию доставки.
Посчитаем маржу: 100 000 — 40 000 — 10 000 = 50 000 рублей.
Маржинальная рентабельность: 50 000 / 100 000 * 100% = 50%
Типичные ошибки:
Маржа привязана к производству и продаже товаров, к оказанию услуг. В расчетах не используйте издержки, которые не относятся к сделкам напрямую.
Считайте маржу и другие ключевые показатели каждый месяц. Сравнивайте, как меняются цифры в динамике. Если рентабельность растет, вы правильно развиваете бизнес. Если прибыль падает несколько месяцев подряд, пора менять структуру доходов и расходов.
Источник: ru.freepik.com
Валовая
Валовая прибыль — это выручка без переменных и постоянных издержек (простыми словами, без регулярных затрат). Чтобы ее найти, вычитайте из маржи постоянные расходы. Это затраты, которые вы несете каждый месяц. Постоянные издержки не зависят от количества сделок. Даже если вы не будете работать, вы обязаны их заплатить.
Что относится к постоянным издержкам:
- стоимость аренды помещения;
- коммунальные платежи;
- зарплата сотрудников на окладе;
- лицензии на программное обеспечение.
Кому нужна: всем компаниям. Она помогает оценить баланс поступлений и списаний и выбрать перспективные направления работы.
Как рассчитывается валовый доход:
- Посчитайте маржу компании.
- Посчитайте сумму постоянных затрат.
- Отнимите второе число от первого
Пример:
Маржа интернет-магазина 50 000 рублей. Каждый месяц предприниматель платит 7 000 рублей за аренду склада, 3 000 рублей за поддержку сайта и 20 000 рублей зарплату помощнику. Эти суммы не зависят от количества заказов.
Посчитаем валовый доход: 50 000 — 20 000 — 7 000 — 2 000 = 20 000 рублей.
Типичные ошибки:
Рассчитывайте валовую прибыль не только для всей фирмы, но и для отдельных подразделений, и даже для товаров и услуг. Она показывает, выгодно ли производить каждый из продуктов. На ее основе можно определить, в какие направления стоит вкладывать деньги, а какие ликвидировать.
Можно не считать рентабельность для валовой прибыли и следующих ступеней. На этих уровнях сравнивают компании по абсолютным показателям.
Операционная
Операционная прибыль — это выручка минус все расходы на управление компанией. Также она называется доходом от реализации продукции. Чтобы ее найти, вычитайте из валового дохода все коммерческие и административные издержки.
Что относится к коммерческим издержкам:
- бюджет на рекламу по всем каналам;
- затраты на брендинг организации;
- зарплаты специалистов, которые отвечают за продвижение.
Что относится к административным издержкам:
- комиссия за банковские услуги;
- зарплаты менеджеров и администраторов;
- зарплаты бухгалтеров, консультантов и других сотрудников на аутсорсе.
Кому нужна: всем компаниям. Она показывает затраты, не связанные с основным направлением работы, и помогает оптимизировать бюджет фирмы. Операционная прибыль показывает расходы на продвижение бренда, работу менеджмента и документооборот.
Как рассчитывается операционный доход:
- Определите валовый доход.
- Сложите затраты на продвижение товаров и услуг.
- Суммируйте затраты на администрирование бизнеса.
- Отнимите второе и третье число от первого.
Пример:
Валовый доход интернет-магазина 20 000 рублей. Каждый месяц владелец бизнеса вкладывает в рекламу 5 000 рублей. Административные вопросы он решает самостоятельно.
Посчитаем операционный доход: 20 000 — 5 000 = 15 000 рублей.
Типичная ошибка:
Предприниматели часто путают, на каком уровне вычитаются зарплаты сотрудников. При расчете маржи нужно вычесть зарплаты, которые привязаны к количеству сделок. Это могут быть доходы курьеров, менеджеров по продажам сборщиков мебели.
На этапе расчета валового дохода учитываются зарплаты работников, которые получают оклад и занимаются производством или продажей товаров, оказанием услуг.
При расчете операционной прибыли вычитаются зарплаты тех сотрудников, которые занимаются продвижением бренда и административной работой.
Источник: ru.freepik.com
Чистая
Чистая прибыль — это сумма, которую получает руководство после выплаты всех обязательных платежей. Она считается до налогообложения и выплаты кредитов. Иначе ее называет совокупная прибыль.
Как можно ее использовать:
- закрыть долги перед кредиторами;
- увеличить размер уставного капитала;
- увеличить сумму оборотных средств;
- купить или модернизировать оборудование;
- выплатить сотрудникам премии;
- пожертвовать на благотворительность;
- оставить на счету предприятия.
Чтобы найти чистую прибыль, нужно из операционного дохода вычесть амортизацию, платежи по кредитам, налоги и другие издержки. Амортизация — это списание части выручки в счет покупки новых средств производства в будущем (когда имеющиеся выйдут из строя).
Кому нужна: всем компаниям. Она помогает оценить, насколько эффективна работа организации, и какие суммы можно инвестировать.
Как рассчитывается чистый доход:
- Вычислите операционный доход.
- Определите амортизацию основных средств.
- Посчитайте, сколько вы должны платить по кредитам.
- Отнимите второе и третье число от первого.
- Рассчитайте, сколько налогов вы должны заплатить.
- Уменьшите полученное число на сумму налогов.
Пример:
Операционный доход интернет-магазина 15 000 рублей. Владелец бизнеса каждый месяц платит налог 2000 рублей и взнос по кредиту 3000 рублей. Амортизацию он не учитывает.
Посчитаем совокупный доход: 15 000 — 2 000 — 3 000 = 10 000 рублей.
Типичная ошибка:
Чтобы получить чистую прибыль, вычитайте все обязательные расходы из выручки. Даже если в гайде не упомянуты ваши издержки, вычтите их из операционного дохода.
Что еще важно знать
В экономике есть и другие типы прибыли. Они частично пересекаются с показателями, которые вы уже знаете. Считайте их, чтобы оценить финансовое состояние компании с разных сторон.
Нераспределенная прибыль — это остаток чистой прибыли за прошлые отчетные периоды. Это деньги, которые не сняли со счета, не потратили на текущие расходы и не вложили в инвестиции. За счет этой суммы можно увеличить уставной капитал, погасить долги, выплатить дивиденды.
Бухгалтерская прибыль — это разница между доходами и затратами предприятия за год. Когда разница меньше нуля, по документам она проходит как убыток. Считайте бухгалтерскую прибыль, чтобы сдавать отчетность, сравнивать свою компанию с конкурентами и искать инвесторов.
Недополученная прибыль — это потенциальный доход, который вы потеряли. Причиной потери денег могут стать ошибки поставщиков, транспортных компаний, ваших работников и конкурентов. Cчитать упущенную выгоду нужно, чтобы определить желаемую компенсацию и обратиться в суд.
Чек-лист
- Рассчитывайте прибыль, чтобы оценивать коммерческую выгоду, подавать бухгалтерскую и налоговую отчетность, планировать развитие компании.
- Чтобы оценить рентабельность бизнеса, считайте маржинальную, валовую, операционную и чистую прибыль.
- Проводите расчеты каждый месяц и сравнивайте показатели рентабельности.
- Посчитайте маржу, вычитая из выручки все расходы на продажу товаров и оказание услуг.
- Найдите валовую прибыль, вычитая из маржи постоянные затраты. Например, стоимость аренды или заработную плату сотрудников.
- Посчитайте операционную прибыль, вычитая из валовой издержки на работу организации. Например, вложения в рекламу или комиссию за банковские услуги.
- Найдите чистую или совокупную прибыль, вычитая из операционной все затраты бизнеса. Не забудьте о процентах по кредитам, налогах, амортизации.
- Если вы обнаружите, что рентабельность падает, есть два варианта. Вы можете сократить издержки и отказаться от части затрат. Или повысить стоимость продукта, чтобы покрывать все расходы.