Проектом называется мероприятие, результатом деятельности которого является получение уникального продукта (услуги, товара, результата).
Управление проектами — применение знаний, усилий, инструментов, опыта, методик и методологий к работам внутри проекта для достижения предъявляемых требований.
Основными факторами успешного управления являются:
- наличие проработанного четкого плана;
- осуществление минимизации рисков;
- управление изменениями.
Методологии управления проектами
Методология — это стандартная последовательность шагов для проведения проекта. Это план, согласно которому под управлением менеджера проект постепенно придет к результату Методологии имеют как плюсы, так и минусы, что является результатам разной направленности каждой из них (какие-то нацелены на результат, какие-то — на скорость).
Наиболее распространенными являются 7 методологий:
- Водопадная модель;
- SCRUM;
- Agile;
- Lean;
- 3 «М»;
- Six Sigma;
- Prince2;
- Kanban.
Выбор конкретной стратегии зависит от особенностей проекта и команды, которая будет над ним работать.
1. Водопадная (каскадная) модель
Водопадная — наиболее старая из существующих. Представлена впервые была в 1970 г. Уинстоном У. Ройсом. Изобретена как ответ на активное развитие области ПО. Является наиболее простой и распространенной. Активно используется в сфере ИТ, а также во многих отраслях (на производстве или строительстве).
Основа модели — поэтапное планирование работы с разбивкой на конкретные задачи. Согласно методике началом считается сбор условий и формирование резолюций, подходов и этапов решения.
Этапы работы последовательны. Начало следующего этапа невозможно, пока не будет завершен предыдущий. Максимально хорошо подходит для отраслей, результатом решения в которых должен быть продукт, предполагающий точные и подробные инструкции.
Сильные и слабые стороны
Главное преимущество — универсальность плана. Почти любой план из реализованных ранее проектов может быть с небольшими корректировками применен к новой задаче.
Для реализации требуется унифированная документация, что облегчает работу сотрудникам. В случае увольнения новый персонал может продолжать работать с поддержкой имеющейся документации. Важным преимуществом является усиленный надзор за качеством каждого этапа.
Недостаток — «узкость». Требуется. чтобы после утверждения этапы оставались без изменений. В случае расширения масштабов проекта план не способен адаптироваться.
Применение
Водопадная модель делает реализацию схожих проектов более простой. Подходит для промышленности, строительства, производства; применима к проектам с четкими сроками и малым количеством ошибок.
2. Agile
Agile — это способ обхода недостатков водопадной модели. Концепции используются уже давно, но полноценно методика представлена в 2001 г. «Agile Manifesto». Разрабатывалась как альтернатива тяжелым, опирающимся на большой объем документации, моделям.
Основной фокус — на требующих скорости и гибкости проектах. Гибкость основана на краткосрочных рывках по достижению конкретной цели. а также на высокой стеепени сотрудничества.
Основной принцип: люди, работающий продукт, взаимодействие с заказчиком и гибкость важнее, чем процессы, документация, согласование условий контракта и следование плану.
Сильные и слабые стороны
Обеспечивает высокую гибкость. Но реализация сильно зависит от нужд проекта.
Основной плюс — позволяет проводить переоценку в процессе работы, а также осуществлять сотрудничество. Поддерживая постоянные изменения, Agile свободна для экспериментов. Хорошо подходит для креативных и инновационных проектов из-за быстрого цикла, постоянной обратной связи и высокой производительности.
Недостатки: отсутствие зафиксированного плана, сложности финансового контроля, перебои в планировании.
Применение
Используется в маркетинге, строительстве, разработке и производстве, автомобильной промышленности. Внимательно относится к росту и развитию рынка.
3. Scrum
Основана на двухнедельных — тридцатидневных спринтах. Акцент — на команде. Во время спринта участники в течение 15 минут общаются для пересмотра результатов.
Цель подхода — не допустить переутомления и снижения креативности.
Сильные и слабые стороны
Управление таким проектом и коммуникации в нем облегчены. Подход базируется на совершенствовании и постоянной оптимизации.
Применение
Scrum подходит небольшим командам, работающим в условиях меняющегося окружения. Полезен в юриспруденции, дизайне продукта. Отрасли, ориентирующиеся на стабильность и повторение, метод использовать не смогут.
4. Lean
На производстве Toyota в 1950-х гг. был использован принцип экономного производства. Цель: максимально увеличить ценность путем устранения и улучшения сторонних процессов и операций.
Подходит как для управления проектами, так и для оптимизации бизнес процессов.
5. ТРИ «M»
Методика касается ценностей и принципов, а не строгих методологий.
- Muda (потери) — определяется 7 потерь, нуждающихся в устранении. Это может быть как перепроизводство, так и чрезмерные затраты на транспортировку продукции;
- Mura (нерегулярность) — это оптимизация процессов путем уменьшения накладных расходов и устранения отклонений;
- Muri (напряжение) — устранение стресса и переутомления сотрудников.
Сильные и слабые стороны
Ориентация на потребителя, снижение перепроизводства и перегрузки, повышение качества, планирование и сотрудничество требуют тщательного пересмотра рабочего процесса. Компаниям в состоянии глобальных изменений стоит его избегать, так как потребуются большие финансовые вложения.
Применение
Подходит для долгосрочных проектов, где четко рассчитаны сроки и низкие риски. Применим в пищевой промышленности, здравоохранении, производстве.
6. Kanban
Большой акцент делается на визуальную часть процесса разработки. Путём визуализации сигналами выявляются узкие места, мешающие повышению выработки:
- Доска, отображающая этапы управления и разработки.
- Карты каждого объекта и задания, отражающие сотрудничество, и предоставляющие максимальные данные (статусы, сроки).
- Дорожки — способ классификации поставленных задач. Имеют горизонтальный вид и потоки.
Сильные и слабые стороны
Метод помогает повышению производительности и дает руководителю возможность расставлять приоритеты и контролировать нагрузку.
Простая для понимания, Канбан позволяет командам быстрее подстраиваться под изменения.
Недостатком являются сложности в обслуживании доски и инструментов. Плохая обратная связь может усложнить рабочий процесс.
Применение
Подходит для реализации проектов с известными этапами работы, мониторинга срочных задач. Будет полезна организациям, зависимым от выполнения разноплановых заданий.
7. PRINCE2
PRINCE2 путают с PMBOK PMI (Project Management Body of Knowledge), но это — отдельный метод, созданный в правительстве Великобритании.
Основана на водопадной модели. Делит проект на части, с четко определенными входами и выходами. Каждый этап детально спланирован, любая неопределенность устраняется подробным описанием ролей, обязанностей, поставок.
Состоит из 7 процессов с четкой детализацией: старт, руководство, инициация, контроль, координация, управление границами, закрытие проекта.
Сильные и слабые стороны
Позволяет руководству и команде глубже контролировать персонал, производство, затраты, расход ресурсов. Четко устанавливает роли, облегчая управление. Адаптируется под разные проекты.
Недостатком является отсутствие гибкости.
Применение
Обеспечивая четкую организацию и тщательное планирование, применима для масштабных мероприятий. Для маленьких компаний, работающих в среде постоянных изменений, будет недостаточно гибкой.
8. Six Sigma
Появилась как результат сокращения бракованной продукции на производстве Моторолла в 1980-х гг. Основана на данных. Требует высокого инженерного опыта, статистики, эмпирического анализа.
Сильные и слабые стороны
Детализированное описание процессов может устранять или снижать ошибки. Позволяет достигать высокого уровня удовлетворенности, снижения отходов, гибкого ценообразования.
Недостатком является широкий охват деятельности. Любые просрочки негативно сказываются на производительности, а бюрократические вопросы ведут к нарушению временных рамок.
Применение
Применима в крупных организациях. Boeing, General Electriс и Toshiba повышают таким способом качество продукции. Мелкие компании от большого объема данных могут пострадать.
Цели управления проектами
Ключевые цели, преследуемые управлением проектами, неизменны для любого вида компаний.
- Осуществление эффективного управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами при ограниченном времени и стоимости.
- Оптимизация затрат для снижения себестоимости продукции;
- Уменьшение сроков разработки и производства путем рационализации выполнения проекта.
- Привлечение сторонних инвестиций.
- Развитие и активное использование научно-технической базы компании.
- Увеличение оплаты труда и вовлеченности сотрудников для получения высококачественного продукта.
- Сокращение управленческого аппарата компании путем увеличения его гибкости и оперативности.
- Использование современных технологий и решений для повышения стратегического, тактического, оперативного управления.
- Внедрение современных технологий для увеличения конкурентоспособности.
Project Manager: профессиональное управление проектами
Project Manager, менеджер проекта или продакт менеджер — это руководитель, основной задачей которого является контроль всех этапов реализации проекта.
Основная обязанность — реализовать проект в срок с использованием выделенных ресурсов. Организация работы, подбор команды, разработка плана, обеспечение обратной связи, контроль качества — обязанности PMa.
Задачи делятся на стратегические и тактические.
Тактические — решение ежедневных вопросов и устранение сложностей.
Стратегические — координация работы команды для достижения цели проекта.
Плюсы работы проектного менеджмента
В результате того, что вся работа разбита на четкие этапы, следить за выполнением которых проще и удобнее, проектный менеджмент имеет ряд преимуществ.
- Увеличение качества предоставления услуг и сервисов.
- Рост удовлетворенности клиентов.
- Повышение квалификации команды.
- Приобретение конкурентных преимуществ.
- Появление возможности расширения сервиса.
- Рост гибкости.
- Увеличение производства товаров и услуг за единицу времени.
Используя проектный подход компания имеет возможность отслеживать изменения, которые необходимо совершить для улучшения показателей нового проекта, что ведет к повышению эффективности о очевидной финансовой выгоде.
Недостатки работы проектного менеджмента
Несмотря на очевидные преимущества, такой подход имеет ряд недостатков.
1. Высокая стоимость, отсутствие ROI.
2. Усложнение простых проектов (в случае, когда выбрана неверная методология).
3. Отсутствие реальных результатов из-за смещения акцента к статусу этапов.
Выбор верной стратегии
Для понимания необходимости выбора той или другой методологии необходимо сформулировать требования. В зависимости от требований, характеристик, необходимого функционала и сценариев проектное решение может либо навредить организации, либо решить поставленные перед командой задачи.