Управленческий учет — система сбора, обработки и анализа финансовой и нефинансовой информации, необходимой для принятия решений на уровне руководства организации. Способствует эффективному планированию, улучшению денежного состояния компании и достижению стратегических целей. В статье рассказываем, с чего начать внедрение управленческого учета, как правильно его вести и в чем отличия от бухгалтерского.
Что такое управленческий учет и зачем он нужен
Управленческий учет — это, простыми словами, процесс сбора, хранения и оценки сведений о компании, чтобы увидеть реальное состояние бизнеса и принять взвешенное решение в области менеджмента.
К примеру, организация регулярно фиксирует затраты и доходы от продажи товаров за определенный промежуток времени. Эта информация позволяет руководителю сделать вывод о сезонности спроса, прибыльности и убыточности отдельных продуктов, определить, какой из них убрать из ассортимента или усовершенствовать.
Ведением управленческого учета занимаются:
- Бухгалтеры. Неэффективный вариант, так как дополнительная нагрузка мешает специалисту выполнять обязанности по контролю за бюджетом, подготовке отчетности и налоговых деклараций.
- Владельцы бизнеса. Релевантно только на начальном этапе развития предприятия. В перспективе отнимает время на масштабирование компании.
- Финансовый директор. Собирает сведения, показывает важные моменты собственнику, который принимает решение.
Задачи управленческого учета:
- Выяснить текущее финансовое положение фирмы.
- Сформировать краткосрочные цели.
- Найти релевантные способы и направления долгосрочного развития компании.
- Отследить процесс реализации плана и выяснить причины сбоев, если замечена разница между желаемыми результатами и фактическими.
- Оптимизировать ресурсы бизнеса и увеличить прибыль.
- Поставить KPI персоналу и осуществлять контроль за эффективностью сотрудников.
Виды управленческого учета:
- Производственный. Предполагает анализ и прогноз себестоимости товаров и услуг, выявление закономерностей, динамики доходов, чтобы принять решение о дальнейших объемах производства.
- Маржинальный. Определяет прибыльность компании целиком.
- Бюджетный. Помогает усовершенствовать процесс работы на каждом этапе.
- Стратегический. Помогает собрать данные для долгосрочного планирования.
Различают несколько объектов управленческого учета. К ним относят сведения о компании, которые необходимо изучить, проконтролировать, проанализировать, чтобы принять решение. К примеру, бюджет, финансовые итоги, обязательства перед клиентами и партнерами, активы и пассивы, инвестиции.
Источник: ru.freepik.com
В чем отличие от бухгалтерского учета
Критерии | Управленческий | Бухгалтерский |
Цель | Принять управленческое решение | Составить финансовую отчетность |
Регулярность | Вести необязательно | Каждая компания обязана предоставлять государству бухгалтерскую отчетность о ведении финансов и налоговые декларации |
Адресат | Для внутреннего применения. Часто относятся к коммерческой тайне | Для властей, кредитных учреждений и контрагентов |
Содержание | Помимо точных данных использует прогнозы | Анализирует только свершившиеся факты и конкретные цифры |
Базисная структура | Компания самостоятельно устанавливает правила управления отчетностью | Существуют регламенты и стандарты |
Достоверность | Возможны примерные значения | Требуется полная достоверность |
Какие принципы лежат в основе управленческого учета
Каждое предприятие самостоятельно устанавливает правила ведения сбора, анализа и оценки данных. Но чтобы добиться эффективности, важно придерживаться ряда принципов:
- Целесообразность. Собирайте данные исходя из задач исследования, чтобы не тратить время на лишнюю работу.
- Актуальность. Чтобы своевременно отреагировать на изменения в бизнесе, руководителю нужно получать информацию в срок, а не с задержками.
- Удобный формат. Предоставленный отчет должен быть понятен лицу, принимающему решение.
- Достоверность. Чтобы избежать пустых трат и разработки неверных стратегий, руководителю нужны точные данные, без преувеличений или замалчиваний.
- Полнота картины. В отчет должны входить все запрошенные сведения для дальнейших действий начальства.
- Адаптивность. Гибкая система поможет оперативно подстроиться под изменения внутренних или внешних элементов бизнеса.
Как его вести
В зависимости от формы сбора и аналитики существует несколько методов управленческого учета:
- Нормативный. Рассчитывает себестоимость по плановым показателям затрат.
- Директ-костинг. Учитывает исключительно прямые расходы — на сырье и оклад сотрудникам.
- Методология полного поглощения затрат. Учитывает прямые и косвенные затраты.
- Попроцессный. Рассчитывает себестоимость конкретного процесса или этапа проекта.
- Позаказный метод. Применяется для анализа отдельного заказа.
Пошаговая инструкция, как внедрить управленческий учет:
- Проведите аудит деятельности и результатов компании.
- Поставьте цель исследования. К примеру, определить рентабельность продукта и принять решение о дальнейшем производстве.
- Определите, какие сведения необходимы, чтобы добиться поставленной задачи. Например, отчет о движении денежных средств, прибылях и убытках, бюджете.
- Сформируйте шаблоны и правила для подготовки отчетности. Оповестите о стандартах сотрудников, которые занимаются сбором данных.
- Создайте таблицу Excel и внесите информацию.
- Автоматизируйте процесс. Это поможет избежать ошибок и неточностей. Используйте такие программы, как «1С-бухгалтерия», «Финансист», «Планфакт», «Финолог», «Финтабло».
- Проверьте результативность ПО. Узнайте, комфортна ли сотрудникам система, способствует ли достижению целей организации и при необходимости протестируйте другие варианты.
Типичные ошибки и как их исправить
- Отсутствие конкретных задач при управлении отчетностью. Перед сбором и анализом данных ставьте цели, чтобы не тратить ресурсы на лишнюю деятельность.
- Отсутствие стандартов, нормативов и терминологии. Перед подготовкой отчетов сформируйте шаблоны, чтобы каждый сотрудник, который участвует в принятии решений, понимал содержание документов.
- Невыполнимые сроки. На поиск данных может уйти несколько дней. Поставьте реалистичный дедлайн, чтобы повысить качество собранной информации и не создавать ситуацию, при которой работник укажет приблизительные значения для экономии времени.
- Недостоверность информации. Сохраняйте доверительную атмосферу внутри компании, чтобы не допустить сокрытия нужных сведений.
- Излишние затраты. Проследите, чтобы расходы на анализ не превышали прибыль от полученных результатов. Управленческий учет — это инструмент для помощи бизнесу. Иногда лучше выбрать более дешевое решение.
- Нерегулярность. Чтобы у руководителя хватало информации для оценки ситуации и планирования, нужна системность. Полнота данных поможет избежать ошибок и добиться роста доходов.
Источник: ru.freepik.com
Главное, что нужно знать
- Управленческий учет — это аналитический подход к принятию решений, предполагающий сбор, обработку, рассмотрение финансовой и нефинансовой информации о компании. Бывает производственным, маржинальным, бюджетным и стратегическим.
- Методика помогает определить текущее денежное положение организации, сформировать долгосрочную или краткосрочную стратегию, проконтролировать результаты, оптимизировать процесс.
- Отличается от бухгалтерского учета тем, что используется только для внутренних пользователей компании, учитывает прогнозы, проводится по регламентам и стандартам, установленным фирмой, а не государством.
- К основным принципам относятся целесообразность, актуальность, понятность, достоверность, полнота, гибкость.
Для внедрения проведите аудит компании, поставьте цели, сформируйте шаблоны для отчетов, запросите нужные данные, внесите в таблицу, автоматизируйте процесс.