Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Управленческий учет в действии: главное, что нужно знать
07 октября 2024

Управленческий учет в действии: главное, что нужно знать

Управленческий учет в действии: главное, что нужно знать

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Управленческий учет – система сбора, обработки и анализа финансовой и нефинансовой информации, необходимой для принятия решений на уровне руководства организации. Способствует эффективному планированию, улучшению денежного состояния компании и достижению стратегических целей. В статье рассказываем, с чего начать внедрение управленческого учета, как правильно его вести и в чем отличия от бухгалтерского.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое управленческий учет и зачем он нужен

    Управленческий учет – это, простыми словами, процесс сбора, хранения и оценки сведений о компании, чтобы увидеть реальное состояние бизнеса и принять взвешенное решение в области менеджмента.

    К примеру, организация регулярно фиксирует затраты и доходы от продажи товаров за определенный промежуток времени. Эта информация позволяет руководителю сделать вывод о сезонности спроса, прибыльности и убыточности отдельных продуктов, определить, какой из них убрать из ассортимента или усовершенствовать.

    Ведением управленческого учета занимаются:

    • Бухгалтеры. Неэффективный вариант, так как дополнительная нагрузка мешает специалисту выполнять обязанности по контролю за бюджетом, подготовке отчетности и налоговых деклараций.
    • Владельцы бизнеса. Релевантно только на начальном этапе развития предприятия. В перспективе отнимает время на масштабирование компании.
    • Финансовый директор. Собирает сведения, показывает важные моменты собственнику, который принимает решение.

    Задачи управленческого учета:

    • Выяснить текущее финансовое положение фирмы.
    • Сформировать краткосрочные цели.
    • Найти релевантные способы и направления долгосрочного развития компании.
    • Отследить процесс реализации плана и выяснить причины сбоев, если замечена разница между желаемыми результатами и фактическими.
    • Оптимизировать ресурсы бизнеса и увеличить прибыль.
    • Поставить KPI персоналу и осуществлять контроль за эффективностью сотрудников.

    Виды управленческого учета:

    • Производственный. Предполагает анализ и прогноз себестоимости товаров и услуг, выявление закономерностей, динамики доходов, чтобы принять решение о дальнейших объемах производства.
    • Маржинальный. Определяет прибыльность компании целиком.
    • Бюджетный. Помогает усовершенствовать процесс работы на каждом этапе.
    • Стратегический. Помогает собрать данные для долгосрочного планирования.

    Различают несколько объектов управленческого учета. К ним относят сведения о компании, которые необходимо изучить, проконтролировать, проанализировать, чтобы принять решение. К примеру, бюджет, финансовые итоги, обязательства перед клиентами и партнерами, активы и пассивы, инвестиции.

    Источник: ru.freepik.com

    В чем отличие от бухгалтерского учета

    Критерии

    Управленческий

    Бухгалтерский

    Цель

    Принять управленческое решение

    Составить финансовую отчетность

    Регулярность

    Вести необязательно

    Каждая компания обязана предоставлять государству бухгалтерскую отчетность о ведении финансов и налоговые декларации

    Адресат

    Для внутреннего применения. Часто относятся к коммерческой тайне

    Для властей, кредитных учреждений и контрагентов

    Содержание

    Помимо точных данных использует прогнозы

    Анализирует только свершившиеся факты и конкретные цифры

    Базисная структура

    Компания самостоятельно устанавливает правила управления отчетностью

    Существуют регламенты и стандарты

    Достоверность

    Возможны примерные значения

    Требуется полная достоверность

    Какие принципы лежат в основе управленческого учета

    Каждое предприятие самостоятельно устанавливает правила ведения сбора, анализа и оценки данных. Но чтобы добиться эффективности, важно придерживаться ряда принципов:

    • Целесообразность. Собирайте данные исходя из задач исследования, чтобы не тратить время на лишнюю работу.
    • Актуальность. Чтобы своевременно отреагировать на изменения в бизнесе, руководителю нужно получать информацию в срок, а не с задержками.
    • Удобный формат. Предоставленный отчет должен быть понятен лицу, принимающему решение.
    • Достоверность. Чтобы избежать пустых трат и разработки неверных стратегий, руководителю нужны точные данные, без преувеличений или замалчиваний.
    • Полнота картины. В отчет должны входить все запрошенные сведения для дальнейших действий начальства.
    • Адаптивность. Гибкая система поможет оперативно подстроиться под изменения внутренних или внешних элементов бизнеса.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как его вести

    В зависимости от формы сбора и аналитики существует несколько методов управленческого учета:

    • Нормативный. Рассчитывает себестоимость по плановым показателям затрат.
    • Директ-костинг. Учитывает исключительно прямые расходы – на сырье и оклад сотрудникам.
    • Методология полного поглощения затрат. Учитывает прямые и косвенные затраты.
    • Попроцессный. Рассчитывает себестоимость конкретного процесса или этапа проекта.
    • Позаказный метод. Применяется для анализа отдельного заказа.

    Пошаговая инструкция, как внедрить управленческий учет:

    1. Проведите аудит деятельности и результатов компании.
    2. Поставьте цель исследования. К примеру, определить рентабельность продукта и принять решение о дальнейшем производстве.
    3. Определите, какие сведения необходимы, чтобы добиться поставленной задачи. Например, отчет о движении денежных средств, прибылях и убытках, бюджете.
    4. Сформируйте шаблоны и правила для подготовки отчетности. Оповестите о стандартах сотрудников, которые занимаются сбором данных.
    5. Создайте таблицу Excel и внесите информацию.
    6. Автоматизируйте процесс. Это поможет избежать ошибок и неточностей. Используйте такие программы, как «1С-бухгалтерия», «Финансист», «Планфакт», «Финолог», «Финтабло».
    7. Проверьте результативность ПО. Узнайте, комфортна ли сотрудникам система, способствует ли достижению целей организации и при необходимости протестируйте другие варианты.

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Отсутствие конкретных задач при управлении отчетностью. Перед сбором и анализом данных ставьте цели, чтобы не тратить ресурсы на лишнюю деятельность.
    • Отсутствие стандартов, нормативов и терминологии. Перед подготовкой отчетов сформируйте шаблоны, чтобы каждый сотрудник, который участвует в принятии решений, понимал содержание документов.
    • Невыполнимые сроки. На поиск данных может уйти несколько дней. Поставьте реалистичный дедлайн, чтобы повысить качество собранной информации и не создавать ситуацию, при которой работник укажет приблизительные значения для экономии времени.
    • Недостоверность информации. Сохраняйте доверительную атмосферу внутри компании, чтобы не допустить сокрытия нужных сведений.
    • Излишние затраты. Проследите, чтобы расходы на анализ не превышали прибыль от полученных результатов. Управленческий учет – это инструмент для помощи бизнесу. Иногда лучше выбрать более дешевое решение.
    • Нерегулярность. Чтобы у руководителя хватало информации для оценки ситуации и планирования, нужна системность. Полнота данных поможет избежать ошибок и добиться роста доходов.

    Источник: ru.freepik.com

    Главное, что нужно знать

    1. Управленческий учет – это аналитический подход к принятию решений, предполагающий сбор, обработку, рассмотрение финансовой и нефинансовой информации о компании. Бывает производственным, маржинальным, бюджетным и стратегическим.
    2. Методика помогает определить текущее денежное положение организации, сформировать долгосрочную или краткосрочную стратегию, проконтролировать результаты, оптимизировать процесс.
    3. Отличается от бухгалтерского учета тем, что используется только для внутренних пользователей компании, учитывает прогнозы, проводится по регламентам и стандартам, установленным фирмой, а не государством.
    4. К основным принципам относятся целесообразность, актуальность, понятность, достоверность, полнота, гибкость.

    Для внедрения проведите аудит компании, поставьте цели, сформируйте шаблоны для отчетов, запросите нужные данные, внесите в таблицу, автоматизируйте процесс.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status