Swot анализ — это систематический подход, который оценивает сильные и слабые стороны, выявляет потенциальные угрозы и возможностипредприятия. Это помогает разработать эффективный бизнес-план. В статье рассказываем, что представляет SWOT-анализ, как он влияет на развитие организации, его плюсы и минусы, как пользоваться инструментом.
Что такое SWOT-анализ
Под свот анализом понимается инструмент стратегического планирования, который помогает компаниям анализировать деятельность с разных сторон, обнаружить возможности и предвидеть проблемы. Аббревиатура SWOT расшифровывается как:
- S (strengths) — сильные стороны
- W (weaknesses) — слабые стороны
- O (opportunities) — возможности
- T (threats) — угрозы
Впервые методологию для разработки плана поведения компании применил профессор Гарвардской бизнес-школы Кеннет Эндрюс в 1963 году. Акроним возник в результате исследования, которое выявило причины неудач компании в процессе планирования. Ученые обнаружили, что фирмы не уделяют должного внимания анализу внутренней и внешней среды, что приводит к стратегическим ошибкам.
Компоненты метода делятся на две группы. Сильные и слабые стороны напрямую связаны с внутренними факторами:
- Качество продукта, услуги
- Производственные процессы
- Маркетинг
- Уровень сервиса
- Менеджмент
- Производительность сотрудников
На возможности и угрозы влияют внешние факторы. К ним относят:
- Изменение рыночных условий
- Наличие сильных конкурентов
- Принятие новых законов
- Новые приоритеты — тенденции, которые провоцируют спрос на другие товары
Источник: ru.freepik.com
Кому и зачем он нужен
SWOT-матрица применяется в различных областях бизнеса, чтобы понять, какое положение компания занимает на рынке. Функции, которые выполняет технология анализа:
- Стратегическое планирование задает долгосрочное направление развития бизнеса. Определяет, какие аспекты нуждаются в улучшении. Какие возможности следует использовать для достижения цели.
- Проведение исследования рынка и конкурентов помогает понять, какие маркетинговые стратегии наиболее актуальны для продвижения продукта.
- При выходе на новую целевую аудиторию помогает выявить потенциальные трудности, которые могут возникнуть в результате изменений.
- Используется в управлении человеческими ресурсами. Помогает составить план обучения сотрудников на краткосрочный или долгосрочный период.
Свот-анализ формирует объективный взгляд на положение компании, без чего невозможно эффективное планирование. Инструмент считается универсальным, поскольку подходит каждому типу бизнеса. Он помогает проектам поддерживать конкурентоспособность, адаптироваться к изменениям, грамотно использовать сильные стороны для достижения успеха.
Какие есть виды
SWOT делится на две составляющие:
- Поверхностный анализ — краткий обзор деятельности фирмы. Подходит для оперативных решений. Очевидный минус заключается в упущении деталей. Метод охватывает ограниченный набор характеристик.
- Комплексный анализ подразумевает полное погружение в бизнес-процессы организации. Он включает расширенный анализ каждого аспекта работы для разработки долгосрочной стратегии. Из недостаток такого подхода выделяют сложность проведения и временные затраты.
Выбор типа анализа зависит от целей и возможностей организации.
Плюсы и минусы
Главные плюсы и минусы SWOT:
Плюсы: | Минусы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Как провести SWOT-анализ
Составление SWOT представляет поэлементный способ анализа. Главный критерий успешного проведения заключается в непредвзятом отношении аналитиков. Пошаговая инструкция, как использовать матрицу:
- Соберите команду профессиональных маркетологов. Определите цели и задачи исследования.
- Соберите необходимую информацию о компании.
- Определите сильные стороны (strengths). Найдите ключевые преимущества фирмы. Выявите, что делает продукт успешным.
- Изучите внешнюю среду. Узнайте рыночные тренды. Сравните конкурентов.
- Найдите слабые стороны (weaknesses). Определите области, где фирма испытывает трудности. Честно оценивайте внутренние проблемы и недостатки.
- Анализируйте возможности (opportunities). Исследуйте новые сегменты рынка. Обратите внимание на тренды, которые принесут выгоду предприятию.
- Оцените вероятность угроз (threats). Определите внешние риски. Например, новые конкуренты, изменения в законодательстве. Какие события негативно влияют на бизнес.
- Сопоставьте сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами. Оцените, как внутренние ресурсы помогут минимизировать угрозы.
- На основе анализа разработайте стратегию, которая усилит сильные стороны. Сформулируйте конкретный план действий. Добавьте задачи, назначьте ответственных сотрудников и установите сроки.
- Убедитесь, что план соответствует ресурсам организации. Обращайте внимание на факторы, которые могут негативно повлиять на рабочий процесс. Будьте готовы вносить корректировки.
- Следите за выполнением плана, вносите в него изменения по необходимости.
Примеры использования SWOT-анализа в бизнесе
Проведем общий SWOT-анализа на примере компании Apple:
- Сильные стороны. Apple занимает лидирующую позицию в производстве техники. Входит в топ узнаваемых брендов. Интеграция между устройствами фирмы создает уникальный пользовательский опыт. Обладает высоким уровнем лояльности потребителей.
- Слабые стороны. Высокая стоимость продукции. Ограничение в совместимости с другими устройствами.
- Возможности. Расширить продуктовую линейку. Например, разработать VR-оборудование. Усовершенствовать работу сервисов.
- Угрозы. Жесткая конкуренция со стороны других производителей. Факторы, которые влияют на изменение технологических трендов.
Для разработки детального анализа потребуется информация, которая охватывает каждый аспект деятельности корпорации Apple.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
Распространенные ошибки в проведении матрицы и способы их решения:
- Использовать абстрактное описание факторов. Ищите конкретную информацию, которую можно оценить. Дополняйте разделы примерами.
- Игнорировать внешнюю либо внутреннюю среду. Проводите всесторонний анализ. Учитывайте внешние и внутренние факторы.
- Сосредотачиваться на текущем положении. Прогнозируйте изменения. Регулярно проводите анализ, чтобы отслеживать изменения в бизнес-среде.
- Не учитывать приоритетные направления. Факторы, которые воспринимаются одинаково, затрудняют принятие решений. Сортируйте информацию по степени ее влияния. Сосредоточьтесь на главных моментах.
Главное, что нужно знать
- Свот-анализ представляет инструмент стратегического планирования, который помогает составить реалистичное представление о делах бизнеса.
- Метод обладает широкой областью применения. Он подходит для анализа любого предприятия. Матрица также используется для личностного роста. Инструмент помогает адаптироваться под новые условия и достигать поставленных целей.
- SWOT обеспечивает комплексное понимание внутренней и внешней среды. Это влияет на принятие обоснованных решений и помогает разработать успешную маркетинговую стратегию.