Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
SWOT-анализ: зачем он нужен и как его сделать
07 октября 2024

SWOT-анализ: зачем он нужен и как его сделать

SWOT-анализ: зачем он нужен и как его сделать

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Swot анализ – это систематический подход, который оценивает сильные и слабые стороны, выявляет потенциальные угрозы и возможностипредприятия. Это помогает разработать эффективный бизнес-план. В статье рассказываем, что представляет SWOT-анализ, как он влияет на развитие организации, его плюсы и минусы, как пользоваться инструментом.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое SWOT-анализ

    Под свот анализом понимается инструмент стратегического планирования, который помогает компаниям анализировать деятельность с разных сторон, обнаружить возможности и предвидеть проблемы. Аббревиатура SWOT расшифровывается как:

    • S (strengths) – сильные стороны
    • W (weaknesses) – слабые стороны
    • O (opportunities) – возможности
    • T (threats) – угрозы

    Впервые методологию для разработки плана поведения компании применил профессор Гарвардской бизнес-школы Кеннет Эндрюс в 1963 году. Акроним возник в результате исследования, которое выявило причины неудач компании в процессе планирования. Ученые обнаружили, что фирмы не уделяют должного внимания анализу внутренней и внешней среды, что приводит к стратегическим ошибкам.

    Компоненты метода делятся на две группы. Сильные и слабые стороны напрямую связаны с внутренними факторами:

    • Качество продукта, услуги
    • Производственные процессы
    • Маркетинг
    • Уровень сервиса
    • Менеджмент
    • Производительность сотрудников

    На возможности и угрозы влияют внешние факторы. К ним относят:

    • Изменение рыночных условий
    • Наличие сильных конкурентов
    • Принятие новых законов
    • Новые приоритеты – тенденции, которые провоцируют спрос на другие товары

    Источник: ru.freepik.com

    Кому и зачем он нужен

    SWOT-матрица применяется в различных областях бизнеса, чтобы понять, какое положение компания занимает на рынке. Функции, которые выполняет технология анализа:

    • Стратегическое планирование задает долгосрочное направление развития бизнеса. Определяет, какие аспекты нуждаются в улучшении. Какие возможности следует использовать для достижения цели.
    • Проведение исследования рынка и конкурентов помогает понять, какие маркетинговые стратегии наиболее актуальны для продвижения продукта.
    • При выходе на новую целевую аудиторию помогает выявить потенциальные трудности, которые могут возникнуть в результате изменений.
    • Используется в управлении человеческими ресурсами. Помогает составить план обучения сотрудников на краткосрочный или долгосрочный период.

    Свот-анализ формирует объективный взгляд на положение компании, без чего невозможно эффективное планирование. Инструмент считается универсальным, поскольку подходит каждому типу бизнеса. Он помогает проектам поддерживать конкурентоспособность, адаптироваться к изменениям, грамотно использовать сильные стороны для достижения успеха.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Какие есть виды

    SWOT делится на две составляющие:

    • Поверхностный анализ – краткий обзор деятельности фирмы. Подходит для оперативных решений. Очевидный минус заключается в упущении деталей. Метод охватывает ограниченный набор характеристик.
    • Комплексный анализ подразумевает полное погружение в бизнес-процессы организации. Он включает расширенный анализ каждого аспекта работы для разработки долгосрочной стратегии. Из недостаток такого подхода выделяют сложность проведения и временные затраты.

    Выбор типа анализа зависит от целей и возможностей организации.

    Плюсы и минусы

    Главные плюсы и минусы SWOT:

    Плюсы:

    Минусы:

    • Охватывает различные аспекты бизнеса: внутренние ресурсы и внешнюю среду
    • Дает общую информацию без конкретных цифр
    • Адаптируется под любой вид деятельности. Подходит даже для личного развития навыков.
    • Субъективность. Приходится доверять мнению аналитиков, которые проводят анализ.
    • Не требует дополнительных знаний. Легко овладеть основами инструмента.
    • Выполняется в конкретном временном промежутке. Невозможно оценить результат в динамике. При внутренних или внешних изменениях требуется обновление данных.
    • Предоставляет структурированную информацию о состоянии бизнеса. Помогает разработать индивидуальный план развития.
    • Строгое разграничение разделов.

    Как провести SWOT-анализ

    Составление SWOT представляет поэлементный способ анализа. Главный критерий успешного проведения заключается в непредвзятом отношении аналитиков. Пошаговая инструкция, как использовать матрицу:

    • Соберите команду профессиональных маркетологов. Определите цели и задачи исследования.
    • Соберите необходимую информацию о компании.
    • Определите сильные стороны (strengths). Найдите ключевые преимущества фирмы. Выявите, что делает продукт успешным.
    • Изучите внешнюю среду. Узнайте рыночные тренды. Сравните конкурентов.
    • Найдите слабые стороны (weaknesses). Определите области, где фирма испытывает трудности. Честно оценивайте внутренние проблемы и недостатки.
    • Анализируйте возможности (opportunities). Исследуйте новые сегменты рынка. Обратите внимание на тренды, которые принесут выгоду предприятию..
    • Оцените вероятность угроз (threats). Определите внешние риски. Например, новые конкуренты, изменения в законодательстве. Какие события негативно влияют на бизнес.
    • Сопоставьте сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами. Оцените, как внутренние ресурсы помогут минимизировать угрозы.
    • На основе анализа разработайте стратегию, которая усилит сильные стороны. Сформулируйте конкретный план действий. Добавьте задачи, назначьте ответственных сотрудников и установите сроки.
    • Убедитесь, что план соответствует ресурсам организации. Обращайте внимание на факторы, которые могут негативно повлиять на рабочий процесс. Будьте готовы вносить корректировки.
    • Следите за выполнением плана, вносите в него изменения по необходимости.

    Примеры использования SWOT-анализа в бизнесе

    Проведем общий SWOT-анализа на примере компании Apple:

    • Сильные стороны. Apple занимает лидирующую позицию в производстве техники. Входит в топ узнаваемых брендов. Интеграция между устройствами фирмы создает уникальный пользовательский опыт. Обладает высоким уровнем лояльности потребителей.
    • Слабые стороны. Высокая стоимость продукции. Ограничение в совместимости с другими устройствами.
    • Возможности. Расширить продуктовую линейку. Например, разработать VR-оборудование. Усовершенствовать работу сервисов.
    • Угрозы. Жесткая конкуренция со стороны других производителей. Факторы, которые влияют на изменение технологических трендов.

    Для разработки детального анализа потребуется информация, которая охватывает каждый аспект деятельности корпорации Apple.

    Источник: ru.freepik.com

    Типичные ошибки и как их исправить

    Распространенные ошибки в проведении матрицы и способы их решения:

    • Использовать абстрактное описание факторов. Ищите конкретную информацию, которую можно оценить. Дополняйте разделы примерами.
    • Игнорировать внешнюю либо внутреннюю среду. Проводите всесторонний анализ. Учитывайте внешние и внутренние факторы.
    • Сосредотачиваться на текущем положении. Прогнозируйте изменения. Регулярно проводите анализ, чтобы отслеживать изменения в бизнес-среде.
    • Не учитывать приоритетные направления. Факторы, которые воспринимаются одинаково, затрудняют принятие решений. Сортируйте информацию по степени ее влияния. Сосредоточьтесь на главных моментах.

    Главное, что нужно знать

    • Свот-анализ представляет инструмент стратегического планирования, который помогает составить реалистичное представление о делах бизнеса.
    • Метод обладает широкой областью применения. Он подходит для анализа любого предприятия. Матрица также используется для личностного роста. Инструмент помогает адаптироваться под новые условия и достигать поставленных целей.
    • SWOT обеспечивает комплексное понимание внутренней и внешней среды. Это влияет на принятие обоснованных решений и помогает разработать успешную маркетинговую стратегию.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status