Поколение Z — это люди, родившееся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. Отличаются высоким уровнем цифровой грамотности, склонностью к самовыражению через социальные медиа, экономно относятся к природным ресурсам, внимательны к ментальному здоровью. В материале рассказываем, как управлять коллективом зумеров на работе, сравниваем с другими поколениями, перечисляем особенные черты.
Кто такие зумеры
Зумеры (или зеты, центениалы, «цифровые аборигены») выросли в мире, где технологии стали неотъемлемой частью повседневности. Их жизнь и взаимодействие с окружающей действительностью значительно отличаются от предыдущих поколений. Это молодые люди, которые с раннего детства знакомы с гаджетами, имеют быстрый доступ к информации, непрерывно держат связь с друзьями, близкими. В зависимости от конкретной страны временные рамки поколений меняются. Например, в России зетами считаются люди, родившиеся в 2000-х годах.
Поколение Зет — самое многочисленное в мире, составляет около 30% населения. В России — 33 миллиона человек, в США — свыше 82 миллиона. Статистика показывает, что поколение зуммеров серьезно воздействует на мировую экономику, культуру, формируя новые тренды, потребительские предпочтения, общественные ценности.
Источник: freepik.com
Какие их главные черты
Тесная связь с технологиями
Зумеры обладают высокой цифровой грамотностью, быстро осваивают новые разработки, уверенно используют различные устройства, приложения, чтобы получать доступ к информации, общаться, творить. Они постоянно находятся в онлайн пространстве, знают последние новости. Представители поколения Z редко остаются наедине с собой. Все это приводит к когнитивным и психологическим трудностям:
- Гиперактивность
- Рассеянность внимания
- Проблемы со сном
- Склонность к депрессивным состояниям
- Низкая самооценка, жажда сравнивать себя с другими
- Обостренное ощущение одиночества
- Поддверженность выгораниям
Самовыражение через социальные медиа
Поколение Зет активно использует соцсети, чтобы делиться мыслями, фотографиями, видео, идеями, общаться с друзьями через различные платформы, такие как ВКонтакте, YouTube и другие.
Мобильность
Зумеры стремятся к гибкости в рабочем графике, чтобы иметь возможность его контролировать. Часто ищут вакансию, которая позволит им находить время на хобби, развлечения, достигать успехов в карьере, не жертвуя личным временем.
Стремление к социальной справедливости
Часто проявляют интерес к защите прав, охране природы. Активно участвуют в обсуждениях социальных проблем, поддерживают движения за равенство, борются за сохранение окружающей среды.
Гибкость и адаптивность
Выросли в быстро меняющемся мире, поэтому обладают способностью оперативно приспосабливаться к новым условиям.
Интерес к предпринимательству и инвестированию
Многие зумеры стремятся создать бизнес, чтобы не зависеть от чужих корпораций, получить непрерывный карьерный рост. По данным СберАналитики, 36% представителей поколения Зет в России открыли инвестиционные счета.
Глобализация мышления
Активно исследуют культуры, языки, традиции, стремясь понять мир в его разнообразии.
Многофункциональность
Из-за обилия информации зумеры привыкли быть многозадачными. Они одновременно листают ленту, обедают, переписываются с друзьями, обдумывают планы. Это приводит к снижению внимания, проблемам с концентрацией.
Рост сбережений
Согласно исследованиям Сбербанка, зумеры стремятся пополнять «финансовую подушку безопасности», ищут несколько источников заработка, систематически ведут учет расходов, доходов.
Не торопятся заключать брак
Задумываются о семье и детях к 30 годам, когда достигнут финансовой стабильности и личностной зрелости.
Забота о здоровье
Зеты контролируют психическое и физическое состояние, придерживаются правильному питанию, занимаются спортом, ведут активный образ жизни.
Чем отличаются от других поколений
Теорию смены поколений в начале 1990-х годов создали американские социологи Нил Хоув и Уильям Штраус. Согласно концепции, каждые 20 лет трансформируются ценности, приоритеты, образ мышления. По мнению исследователей, это неизбежный процесс, который связан с развитием общества.
Временная классификация строится по американскому принципу. Периоды поколений в разных странах на 5 лет.
Беби-бумеры | Поколение X, или иксы | Поколение Y, или миллениалы | Поколение Z, зумеры | Поколение альфа | |
Годы рождения | 1946−1963 | 1964−1980 | 1981−1996 | 1997−2012 | 2010−2024 |
Особенности периода | Резкий скачок рождаемости после Второй мировой войны | Холодная война, конфликт в Афганистане. При этом расширение горизонтов, технологический прогресс | Распад СССР, перестройка мирового сообщества, трансформация идей, переход к сотрудничеству, глобализация | Мировая цифровизация общества, либерализация | Перестройка международных отношений, принципов сотрудничества |
Взаимодействие с людьми | Личное общение | Частично личное, частично виртуальное | Онлайн, социальные сети, реже оффлайн | Преимущественно дистанционное | В основном онлайн |
Характеристика | Отличаются оптимизмом, стремлением к упорной работе. Ценят труд, стабильность. | Не доверяют власти, но аполитичны. | Любят личный комфорт, предпочитают заниматься саморазвитием, свободолюбивы. | С детства используют гаджеты, многозадачны, быстро адаптируются к новым условиям, заботятся о природе | Выстраивают собственную систему ценностей, не представляют жизнь без современных технологий |
Как они себя проявляют в разных сферах
Коммуникация
Зумеры предпочитают общаться через мессенджеры, социальные сети. Привыкли обмениваться фотографиями, видео, весь день находятся онлайн.
Виртуальные коммуникационные средства позволяют поколению Зет выражать индивидуальность, креативность, используя фильтры, стикеры, эмодзи.
При построении межличностных отношений для зумеров равнозначно живое общение и виртуальное. Многим проще заводить знакомства в интернете. Такой формат снижает уровень стресса при первом разговоре, позволяет глубже узнать человека до личной встречи.
Учеба
Зумеры чаще применяют онлайн-ресурсы для обучения — видеоуроки на YouTube, онлайн-курсы, мобильные развивающие приложения. Ценят интерактивные методы образования. Активно занимаются самообразованием.
Работа
Отдают предпочтение гибкой удаленной работе. Проявляют интерес к предпринимательству, создают собственные бизнесы-проекты. Боятся застрять на «нелюбимом» месте. При выборе работы исходят из комфорта, удовольствия, личного интереса.
Источник: istockphoto.com
7 советов, если вы общаетесь с зумерами
- Учитывайте ценности зетов. Помните, что для них важен поиск себя, получение удовольствия в процессе, а не сам результат.
- Старайтесь быть открытыми и искренними. Зумеры готовы идти на контакт, склонны к эмпатии, если видят встречную заинтересованность.
- Предлагайте собеседнику вместе научиться новому. Обменивайтесь опытом, знаниями, выбирайте досуг, расширяющий кругозор.
- Будьте вежливы, не общайтесь с зетами в повышенном тоне. Это отталкивает их, приводит к потере интереса.
- Если хотите что-то объяснить, выберите краткий формат. Зумерам трудно фокусировать внимание на одной теме, так как информации вокруг слишком много. Предпочитают лаконичные инструкции, инфографику, познавательные ролики.
- Не делайте акцент на возрасте. Для поколения Зет это не имеет значение. Они верят, что все люди равны.
- Общайтесь простым языком. Сухой формальный формат отталкивает, а обращение на «ты» и забавные стикеры помогают выстроить эффективную доброжелательную коммуникацию.
7 советов, если вы работаете с зумерами
- Обсудите границы общения в онлайн-среде. В какие часы возможна переписка, какой формат допустим. Например, рабочий чат только для решения организационных вопросов.
- Интересуйтесь мнением зумеров. Это поможет им чувствовать себя значимыми участниками команды.
- Помогайте зетам проявить креативность. Им нужна свобода выбора, возможность придумывать уникальные проекты.
- Создайте условия для развития и образования. Зумеры ценят возможность расширения знаний, навыков, положительно относятся к компаниям, которые инвестируют в обучение сотрудников.
- Выстраивайте формат работы, исходя из объема, а не времени, которое нужно «отсидеть» в офисе. Нормированный график часто отталкивает зетов. Они предпочитают самостоятельно распределять рабочее время.
- Поддерживайте мотивацию сотрудников на работе. Покажите зумеру, чем компания может быть полезна.
- Ставьте задачи четко, вежливо. Зеты не приемлют пренебрежительный тон.
Главное, что нужно знать
- Поколенческое разделение создали американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус. Они утверждают, что каждые 20 лет меняются ценности, приоритеты, образ мышления.
- Поколение Z — самое многочисленное в мире. Это люди, которые родились с середины 1990-х до начала 2010-х годов.
- Отличительные черты: цифровая грамотность, стремление к свободе выбора, равенству, бережное отношение к природе.
- Слабые стороны: трудности со сном, рассеянность внимания, склонность к выгораниям.
- При общении с зумерами будьте открытыми, вежливыми, интересуйтесь их мнением, общайтесь простым языком, создавайте условия для проявления креативности, инициативности, самореализации.