Малый бизнес — это ИП или локальная фирма, занимающая небольшой процент рынка. К этому сегменту экономики относится 20% предприятий в России. Исследуем основные характеристики, преимущества и недостатки малого бизнеса, стратегии его развития в условиях экономической нестабильности.
Какой бизнес считается малым
Малые предприятия — это организации и ИП со среднесписочной численностью сотрудников до 100 человек, которые зарабатывают до 800 миллионов рублей за год. Критерии классификации утверждены ППРФ № 702 от 13 июля 2015 года.
Есть ограничения по составу уставного капитала:
- Менее 25% УК принадлежит благотворительным и общественно значимым организациям, муниципалитетам, субъектам Федерации или государству.
- Менее 49% УК принадлежит крупным или иностранным компаниям.
Классификация проводится по наибольшему показателю. IT-компания с 10 сотрудниками, которые зарабатывают миллиард рублей в год, относится к среднему сегменту.
Почему важен малый бизнес
Малое предпринимательство — это фундамент рыночной экономики. ИП и небольшие компании первыми осваивают новые ниши и внедряют инновации. Малый бизнес удовлетворяет спрос там, где это невыгодно крупным предприятиям.
Функции в экономике:
- предоставляет товары или услуги населению;
- вовлекает денежную массу в оборот;
- создает новые рабочие места;
- платит налоги и взносы;
- стимулирует развитие производства;
- создает здоровую конкуренцию на рынке;
- формирует средний класс.
В США, Европе и Китае малый бизнес создает 50−70% рабочих мест. В России этот показатель в 3 раза ниже. Государство реализует программы поддержки, чтобы развивать этот сегмент.
Чем отличается от микропредприятия
Микропредприятия — это компании и ИП со среднесписочной численностью сотрудников до 15 человек, которые зарабатывают до 120 миллионов рублей в год. Программы поддержки малого бизнеса распространяются и на микропредприятия.
Классификация малого предпринимательства:
Критерий | Микропредприятия | Малые предприятия |
Годовой доход (млн руб.) | 120 | 800 |
Количество сотрудников (чел.) | до 15 | до 100 |
Классификация проводится на основе отчетности, которую подают мелкие предприниматели. Если компания соответствует критериям, она автоматически получает статус «Малое предприятие» или «Микропредприятие» в реестре налоговой службы.
Кто занимается поддержкой малых предприятий
Поддержкой бизнесменов на федеральном уровне занимается МСП (Корпорация развития малого и среднего предпринимательства). В каждом регионе России есть локальная организация, которая поддерживает. В Москве это Департамент предпринимательства и инновационного развития.
Какие преимущества получают бизнесмены:
- субсидии и кредиты на льготных условиях;
- низкие ставки налогов и взносов;
- минимальные требования к бухучету;
- льготная аренда недвижимости;
- упрощенный формат найма персонала;
- приоритет при участии в госзакупках;
- льготные условия лизинга оборудования;
- уменьшенные суммы штрафов;
- помощь с выходом на международный рынок;
- бесплатные тренинги и консультации с экспертами.
На цифровой платформе МСП доступно более 250 услуг. На сайте можно проверить информацию о контрагентах, получить субсидию или принять участие в закупках.
Какие преимущества есть у малого бизнеса
Достоинствамалогопредпринимательства:
- Легко начать. Чтобы открыть ИП или малое предприятие, нужен минимальный стартовый капитал.
- Просто управлять. Руководить бизнесом может один человек. Пока компания небольшая, легко мониторить процессы и контролировать работу сотрудников. Грамотное управление повышает эффективность предприятия и сокращает издержки.
- Быстро адаптироваться к переменам. Малый бизнес гибкий и мобильный по сравнению с крупными предприятиями. Небольшая компания может быстро перестроить производство и логистику, сменить основной вид деятельности или переехать по новому адресу.
- Предлагать личный подход. Крупный бизнес работает по скриптам. Малые предприятия могут уделять внимание личности клиента. Посетители чувствуют себя комфортнее, когда сотрудники их узнают и помнят их предпочтения.
- Получать поддержку. Малые предприятия получают субсидии и льготные кредиты, ведут упрощенный бухучет и платят меньше налогов.
- Внедрять инновации. Малый бизнес часто первым занимает свободные рыночные ниши. При небольших масштабах работы легче предлагать, тестировать и внедрять новые идеи.
Какие недостатки характерны для малого бизнеса
Основныенедостатки малого бизнеса:
- Сложно привлекать инвестиции. Многие инвесторы предпочитают вкладывать в крупные компании. Владельцу малого предприятия нужно искать людей или фонды, которые готовы финансировать стартапы.
- Трудно конкурировать с лидерами рынка. Крупные компании предлагают низкие цены за счет оптовых закупок сырья или товаров, оптимизации логистики. Чтобы конкурировать с лидерами, можно предлагать уникальные товары или услуги, повышать уровень сервиса и использовать другие неценовые преимущества.
- Сложно оптимизировать бюджет. Когда наступает кризис, крупные компании уменьшают ежемесячные расходы и сокращает часть персонала. Малый бизнес часто не может этого сделать. Для небольшой компании важно иметь финансовые резервы и гибко реагировать на изменения.
- Важно грамотно управлять компанией. Открыть малый бизнес может любой человек, но для управления нужны специальные навыки. Многие компании закрываются через 1−2 года, потому что руководитель не справился со своей функцией. Чтобы развиваться в условиях кризиса, постоянно повышайте квалификацию.
Как повысить эффективность малого предприятия
Эффективное управление основано на 5 ключевых показателях, от которых зависит объем продажи и прибыль компании:
- Потенциальные покупатели. Привлечь заинтересованных клиентов помогает реклама по поисковым запросам и продвижение в соцсетях. Чтобы запускать эффективную рекламу, изучайте потребности вашей целевой аудитории и делайте интересные предложения.
- Конверсия. Показывает, какой процент от потенциальных клиентов делает заказы. Чтобы поднять конверсию, создайте удобный продающий сайт. Повышайте уровень сотрудников, которые работают с клиентами, и внедряйте эффективные скрипты продаж.
- Маржа. Цена товара минус стоимость производства или закупки. Чтобы увеличить маржу, можно поднять ценник или уменьшить расходы. Например, найти поставщика с выгодными условиями закупки.
- Средний чек. Поднять средний чек помогают дополнительные продажи или акции. Можно предлагать клиентам бонусы за покупку на определенную сумму.
- Повторные обращения. Удержать клиентов помогает качество товаров или услуг, высокий уровень сервиса, наличие программы лояльности. Напоминать о себе можно через таргет или рассылки.
Развивайте 5 направлений параллельно, чтобы увеличить прибыль. Политика небольших шагов помогает уделять внимание всем аспектам. Ставьте измеримые и достижимые цели, например, увеличить каждый показатель на 5% за квартал.
Какие перспективы ждут малый бизнес
Правительство РФ разрабатывает национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса в 2025—2030 гг. Инициатива направлена на повышение эффективности малых предприятий.
Национальный проект ставит цели увеличить:
- Разнообразие отраслей, где представлен малый бизнес.
- Долю малых предприятий в ВВП страны до 32,5%.
- Число компаний, открытых в течение года, на 20%.
- Время жизни малой компании до 13 лет.
- Выручку на одного сотрудника на 25%.
Чтобы достигнуть целей, Правительство планирует расширить меры поддержки для начинающих предпринимателей. Одно из приоритетных направлений — снизить налоговую нагрузку. Например, внедрить автоматизированную упрощенную систему налогообложения во всех регионах России.
Как малые предприятия могут развиваться и адаптироваться к изменениям
Малый бизнес проще реагирует на изменения, чем крупные компании. При небольшом масштабе легче изменить формат управления, ассортимент, логистику или другие процессы. Устойчивость к кризисам обеспечивают финансовые резервы, которые должны быть у малых предприятий.
Быстро адаптироваться к изменениям помогает план действий в чрезвычайной ситуации (Business contingency plan). Как его разработать:
- Перечислить все отрасли и аспекты работы компании.
- Составить список потенциальных рисков в каждой сфере.
- Обсудить риски с менеджерами и ключевыми сотрудниками.
- Составить план действий в каждой кризисной ситуации.
- Прописать стратегии в одном документе.
Сценарное планирование снижает градус неопределенности и готовит почву для изменений. Если наступит кризис, у руководства будет готовый план действий. При нестандартном сценарии можно использовать часть наработок, это поможет быстрее адаптироваться к новому вызову.
Какие компании успешно развивают малый бизнес
Сеть Burger Heroes. Основатель компании продал свой автомобиль и вместе с друзьями вложил деньги в фудтрак Gyros For Heroes. Сначала бизнес по продаже фастфуда приносил доход только летом на фестивалях. Но владельцам компании хотелось зарабатывать круглый год, поэтому они нашли инвестора и открыли первый ресторан. В 2023 году оборот сети Burger Heroes достиг 700 млн руб.
Зоогостиница «Гарфилд». История этого бизнеса началась, когда хозяйка отдала двух котов на передержку. Вернувшись за ними, девушка обнаружила, что животные заболели инфекцией. Тогда она решила, что сама откроет зоогостиницу, где будут созданы лучшие условия для кошек. Бизнес открылся за день до локдауна и до июля 2022 года не приносил прибыли. Но хозяйка не опустила руки, и сейчас зоогостиница в Долгопрудном пользуется спросом: сюда привозят котов из Москвы и других городов Подмосковья.
«Центр генеалогических исследований». Основатель бизнеса увлекался генеалогией с детства. Достигнув успеха в IT, он решил уделять больше времени своему хобби. «Центр генеалогических исследований» начал работать в 2017 году. Клиенты обращаются в компанию, чтобы восстановить семейную историю и больше узнать о своих предках, в том числе для переезда за границу. В 2022 году оборот центра составил 13,15 млн руб.
Типичные ошибки и как их исправить
Тратить много денег на рекламу. Для продвижения важно качество рекламы, а не количество показов. Чтобы привлечь больше клиентов, изучите целевую аудиторию, найдите ваши сильные стороны и придумайте уникальное торговое предложение.
Регулярно делать скидки. Низкая цена привлекает клиентов, но не помогает их удерживать. За счет постоянных скидок бизнес теряет маржу. Аудитория, которой интересны распродажи, быстро уходит, когда ей предлагают более низкие цены. Привлекать платежеспособную аудиторию можно за счет качества сервиса, широкого ассортимента и других неценовых преимуществ.
Не использовать льготы. Многие владельцы компаний не знают про сайт МСП, где можно найти полезные инструменты для развития. На платформе можно получить финансовую и юридическую поддержку, помощь с тендерами и выходом на экспорт, консультации экспертов.
Главное, что нужно знать
- Малое предпринимательство — это организации и ИП, которые получают доход до 800 млн руб. в год и нанимают до 100 сотрудников. К этой категории относятся и микропредприятия с доходом не более 120 млн руб. в год, на которых работает до 15 человек.
- Мелкие предприниматели выполняют полезные функции в экономике. Они создают новые рабочие места, платят налоги, вовлекают деньги в оборот, обеспечивают доступ к товарам и услугам для населения.
- Основные достоинства малого бизнеса: им просто управлять и легко внедрять инновации. Малые предприятия ведут меньше отчетности и получают поддержку от государства.
- Недостатки малого бизнеса: высокая нагрузка на руководителя, конкуренция с лидерами рынка, сложности с поиском инвесторов.
- Развивать малый бизнес можно даже в условиях экономической нестабильности. Он легче адаптируется к новым вызовам. Для гибкой трансформации важно правильное управление и наличие финансов.