Онбординг — знакомство нового сотрудника с концепцией компании, ее рабочими процессами, правилами, персоналом. Адаптация — более широкое понятие, в котором содержится онбординг и другие процессы, которые помогают новичку освоиться на новом месте. В статье рассказываем, в чем разница между онбордингом и адаптацией, в каких случаях ими пользоваться и как не допустить распространенных ошибок.
Что такое онбординг
Онбординг представляет пошаговое ознакомление нового сотрудника с его обязанностями, введение в корпоративную и социальную среду организации. On board в буквальном переводе с английского означает «на борт». Onboarding помогает новичку минимизировать стресс при устройстве на работу, облегчает коммуникацию в новом коллективе, снижает вероятность увольнения.
Знакомство обычно занимает период испытательного срока, длится около трех месяцев. Главная цель — расположить работника, чтобы он выбрал остаться в компании, не ушел перед официальным трудоустройством. При успешном проведении онбординга сотрудник демонстрирует высокую трудоспособность, что положительно влияет на состояние компании.
Формальный onboarding приводит к тому, что работник уходит из компании в течение 6 месяцев со дня трудоустройства. Такой подход вызывает высокую текучесть кадров, что негативно сказывается на финансовых показателях фирмы. Процессом занимается специалист по подбору персонала, либо онбординг-менеджер.
Источник: ru.freepik.com
Что такое адаптация
Знакомство нового работника с компанией подразумевает структурированный план, который разделен на следующие этапы:
- Период до первого рабочего дня. За это время компания показывает свою заинтересованность в сотруднике, подробно рассказывает о фирме, особенностях работы. Главная задача — заинтересовать соискателя в вакансии. Рекомендуется отправлять welcome-письмо на следующий день после отклика на должность. В нем обычно указывают дату и время выхода на работу. Здесь же уместно сообщить правила дресс-кода, если они присутствуют. Эмоциональная часть играет значительную роль. В письме желательно упомянуть, что компания рада принять нового работника в команду.
- Первый день работы. Необходимо обеспечить комфортное пребывание сотрудника, произвести благоприятное впечатление. Желательно организовать рабочее пространство, обеспечить доступ к необходимым ресурсам, подготовить специализированные программы. По необходимости предоставить униформу и бейдж. В этот период сотрудник знакомится с внутренней кухней компании.
- Учебный процесс. Успешное прохождение этой стадии во многом определяется заинтересованностью наставника. Он контролирует период обучения и помогает новичку освоить материал, отвечает на возникающие вопросы.
- Финальная стадия. Значительную роль здесь играет обратная связь. Нужно учитывать мнение сотрудника, как он ощущает себя на новом месте, что думает об организации.
Процесс адаптации состоит из трех компонентов:
- Ознакомительная часть — onboarding
- Индукция — погружение новичка в работу
- Адаптация — развитие до самостоятельного полноценного работника
В чем разница
Онбординг | Адаптация | |
Цель | Ориентирован на знакомство с рабочими процессами | Ориентирована на взаимодействие с коллективом, привыкание к корпоративной культуре |
Задачи | Вводное знакомство с компанией | Помощь в адаптации к среде, достижение взаимопонимания внутри коллектива, построение доверительных отношений |
Продолжительность | Ознакомительный период | На протяжении всего рабочего времени |
Ответственные сотрудники | HR-консультанты, онбординг-менеджеры | Руководители, коллеги |
Инструменты | Образовательные программы, тренинги | Поддержка, корпоративные мероприятия, обратная связь |
Как выбрать
Чтобы грамотно выбрать подход, нужно учитывать следующие факторы:
- Специфику компании
- Наличие опыта, уровень профессионализма соискателя
- Сроки выполнения задач и ожидаемый результат от нового сотрудника
- Наличие возможностей и внутренних ресурсов для проведения обучения
Онбординг используют для:
- Новичков без опыта работы в указанной сфере
- Руководящих должностей с высоким уровнем ответственности
- Долгосрочного сотрудничества
Адаптация подходит в следующих случаях:
- Когда новичок способен быстро вникнуть в рабочий процесс без дополнительной подготовки
- Когда сотрудника заменяют временно
- Когда соискатель обладает опытом работы в конкурентной компании, готов быстро адаптироваться
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Недостаточная подготовка. Разработайте четкий план, выберите наставника, который поможет новичку освоиться на новом месте.
- Неопределенные обязанности. Разработайте подробное описание вакансии, обозначьте роли, опишите требования и задачи. Обсудите ожидания и цели при знакомстве.
- Недостаточная коммуникация. Дискомфорт на новом месте вызывает отсутствие полного представления о внутреннем устройстве компании. Организуйте встречи с коллегами, проводите тренинги, поддерживайте открытую для общения атмосферу.
- Отсутствие обратной связи. Прислушивайтесь к мнению нового сотрудника и вносите коррективы в процесс адаптации, если это необходимо.
Главное, что нужно знать
- Онбординг — первая ступень в процессе адаптации. Он подразумевает подготовительный этап. Сотрудник знакомится с устройством организации, обязанностями, коллективом.
- Onboarding оказывает сильное воздействие на нового работника. Грамотная организация процесса вызывает доверительное отношение, настраивает на продуктивную работу.
- Перед первым днем нужно уделить внимание рабочему пространству для нового коллеги. Нужно заранее установить программы, подготовить трудовой договор, уточнить реквизиты банка, соглашение о неразглашении.