Маржа и маржинальность — два экономических показателя, без которых невозможно осуществлять продажи. Только грамотно определив их, руководитель может принять решение — какое направление в развитии предпринимательства является правильным, верным.
Маржинальность и маржа — что это?
Понятие «маржа» в переводе с английского margin означает «прибыль». Поэтому, если говорить о том, что такое маржинальность бизнеса простыми словами, то под этим термином специалисты понимают запас в стоимости товара или предлагаемых услугах. Именно он позволяет бизнесмену не только покрыть расходы, которые несет руководитель фирмы, но и получить маржинальную прибыль.
Другими словами, маржинальность — показатель рентабельности реализуемой продукции, который определяется числовым выражением — маржой.
Что показывает маржинальность?
Маржинальность услуги, товара или иного проекта — это разница между стоимостью готовой продукции и себестоимостью, то есть затратами на их производство. Кроме того, она показывает прибыль, полученную при реализации единицы товара, и коэффициент прибыли. Показатель определяет, как работает компания: эффективно или нет.
Товары можно разделить на три крупные категории:
- Низкомаржинальные. В данную категорию относят продукты первой необходимости. Главное отличие — большое количество конкурентов в этом сегменте и невысокая наценка, устанавливаемая производителем — от 10% до 20%.
- Среднемаржинальные. В данном случае компания, реализующая товар, устанавливает наценку размером 50%. Реализация такой продукции происходит медленнее и в меньших объемах.
- Высокомаржинальные. Главная особенность состоит в том, что несмотря на высокую наценку в пределах 300−500%, продукция пользуется стабильным спросом у аудитории.
Каждый руководитель должен вести постоянный мониторинг маржинальности. Это позволит оценить — успешна ли предпринимательская деятельность. Ведь если из года в год подтверждается высокая маржинальность, то это является лучшим подтверждением эффективности бизнес-стратегии.
Как рассчитать?
Подсчет маржи — это способ получить актуальную информацию о том, как работает компания. Если руководитель будет знать этот показатель, то не возникнет сложностей, чтобы оценить размер чистой прибыли с реализации товаров или услуг.
Расчет маржинального показателя важен для тех бизнесменов, которые открывают предприятие или продвигают на рынок новый продукт. Благодаря этой информации можно сделать прогноз реальной выручки при реализации товаров.
Чтобы рассчитать маржинальность, можно использовать разные формулы. Чтобы оценить маржу в денежном эквиваленте, подходит следующая формула:
М= Ц=СТ
Где:
М — маржинальность;
Ц — стоимость продукции;
СТ — себестоимость.
Для расчета маржи в процентном соотношении применяется следующая формула:
М = (Ц-СТ):ОП*100%
При расшифровке показателей следует учитывать следующие элементы:
● ОП — объем продаж;
● М — маржинальность;
● Ц — стоимость продукции;
● СТ — себестоимость.
Абсолютную маржу можно рассчитать, если применять формулу:
МА = РС — ЗЦ
где:
МА — абсолютная маржа;
РС — цена реализации товара в розницу;
ЗЦ — закупочная цена.
Существуют и прочие формулы, которые позволяют рассчитать относительную, валовую маржу, которые необходимо знать каждому предпринимателю.
Анализ показателей
Полученные данные руководитель компании может использовать, чтобы сформировать грамотную и высокоэффективную маркетинговую стратегию. Это нужно для того, чтобы увеличить товарооборот за счет увеличения уровня продаж.
Анализ маржи способствует подбору оптимальной ценовой политики, а также сделать прогноз возможных рисков. Эффективен этот метод и в том плане, что позволяет найти разницу между переменными и постоянными затратами фирмы, а также рассчитать последствия для компании, если будет скорректирован объем производства продукции.
Маржинальный анализ — инструмент, который позволяет совершать финансовое планирование. Главная цель его применения — увеличение стоимости предприятия.
С помощью анализа можно установить:
- зависит ли размер маржи компании, если происходит наращивание производственных объемов;
- объем товарооборота, влияющий на рост прибыли;
- объем реализации, который необходим для достижения безубыточности предприятия и установления оптимального ценового порога;
- как влияют все перечисленные факторы на рентабельность производства.
Какую рентабельность можно считать хорошей? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как в российской практике нет точных результатов исследований. Зарубежные исследования, напротив, указывают на то, что этот показатель должен равняться 20−25%. Но оптимальным размером маржи будет считаться 10% рентабельность.
Анализ маржи проходит в 3 этапа:
- Определение показателей: выручки, издержек, как постоянных, так и переменных, маржинального дохода, а также выручки от реализации товаров. Важно отслеживать эти числа в динамике, чтобы сравнить рентабельность производства.
- Расчет коэффициента маржинального дохода. Для этого используется формула: К= МД/В*100%. Если знать коэффициент, то можно выявить какая доля выручки от совершения продаж продукции будет направлена на покрытие издержек.
- Факторный анализ. В рамках этого этапа определяются показатели, в частности, объем реализуемой продукции, себестоимость товаров, прибыль, финансовые убытки, а также затраты, носящие постоянный или переменный характер.
Можно ли контролировать показатели рентабельности? Очень сложно, однако каждый предприниматель может автоматизировать процесс контроля, что упростит анализ.
Какие товары имеют самую высокую маржу?
Продукция, пользующаяся у потребителей повышенным спросом и представлена на рынке в ограниченном количестве, будет обеспечивать продавцу максимальную прибыль. Такие изделия не залеживаются на складе, так как реализуются в краткие сроки. Очень часто при повышенном спросе образуется дефицит, поэтому такие категории можно причислить к «высокомаржинальным».
Максимальная стоимость продукта, если учитывать современные реалии рынка, устанавливается продавцом. Однако не стоит преднамеренно завышать стоимость — она будет нивелировать покупательский спрос.
Товар, если он характеризуется как высокомаржинальный, — изделия, без которых простой человек не может обойтись в повседневной жизни, несмотря на социальный статус, доходы, прочие финансовые показатели. Тоже самое можно говорить о сфере услуг — еда пользуется спросом независимо от времени года, экономической ситуации, поэтому общепиты работают даже при тяжелых ситуациях.
Сюда относятся следующие позиции:
- косметика и средства для гигиены — себестоимость производства косметики очень мала и составляет 20% от стоимости, заявленной продавцами;
- бижутерия — категория, пользующаяся спросом у женской аудитории;
- кофе/чай, реализуемые на развес — жители России очень любят покупать крупнолистовой чай, цельные зерна кофе, что повышает маржу на продовольственную категорию;
- элитный алкоголь — если анализировать ресторанный сервис, то большинство заведений увеличивают стоимость алкоголя в 2−3 раза, чтобы не только покрыть издержки (лицензия, регистрация в системе ЕГАИС), но и получить высокий доход;
- напитки без алкоголя — наценка ритейлеров при продаже питьевой воды составляет 100−500%;
- цветы — себестоимость растений, поставляемых из-за границы низкая, поэтому продавцы делают большие наценки, особенно в праздничные дни.
Маржинальность бизнеса — показатель, позволяющий предпринимателю отслеживать динамичные изменения прибыльности компании. Поэтому так важно анализировать ситуацию, чтобы не допустить ухода маржи ниже среднего.