Квиз (в переводе с английского языка quiz означает «викторина») в маркетинге — игровая динамика, которую бренды используют для привлечения внимания аудитории, не пугая ее прямой рекламой. Пользователей привлекает развлекательный контент, они с удовольствием отвечают на вопросы тестов и викторин, но бизнес в данном случае имеет главной целью не «поиграть» с целевой аудиторией, а сформировать интерес к предлагаемым товарам и услугам.
Что такое квиз в рекламе, что он означает, примеры, правила его создания, цели и задачи, типы и другие важные детали рассмотрим в статье.
Цели и задачи квизов
Термин «квиз» в маркетинге употребляется в широком и узком смысле. Непосредственно под ним подразумевается короткий опрос (такие часто проводят сообщества в социальных сетях — во «ВКонтакте», например). Пользователям задается вопрос и предлагаются варианты ответов. Выбрать вариант — дело одной-двух минут, поэтому такие опросы пользуются популярностью у аудитории. Опрос может предполагать выбор только одного варианта ответа или нескольких, и результаты обычно сразу становятся доступны респондентам, а организаторам дают возможность получить мнение ЦА по вопросу, когда ответ нужен быстро.
Но часто понятие «квиз» употребляется в более широком смысле, и так называют любые формы опросов, имеющие целью получить обратную связь от аудитории:
- тесты — короткие опросы (не более 5−8 вопросов), предполагающие выбор ответа из предложенного списка;
- опросы — могут предполагать как короткий ответ (да-нет), так и развернутый, дающий возможность понять мнение человека по заданной теме;
- анкеты — опросники с более широким кругом вопросов, включающие сбор данных о респонденте;
- викторины — опросы, позволяющие определить уровень знаний аудитории о продукте, услуге и пр.
В зависимости от того, в каком смысле употребляется термин применительно к бизнес-сфере — широком или узком — различаются цели и задачи квизов. Главная цель — создать интерес пользователей к предлагаемому товару, услуге, выявить потребности и боли аудитории, проанализировать их, помочь выбрать продукт, используя простой и небольшой интерактив в онлайн-формате.
Задачи зависят от вида и могут быть такими:
- Изучить интересы ЦА.
- Разместить нативную рекламу.
- Увеличить охваты.
- Повысить лояльность к бренду.
- Помочь выбрать вариант товара/услуги.
- Познакомить с новым продуктом.
- Проинформировать об ассортименте/возможностях.
Любые формы опросов привлекают внимание пользователей, помогают задержать их на сайте, увеличивают вероятность того, что они захотят активнее взаимодействовать с компанией. Как правило, такой формат взаимодействия увеличивает количество подписчиков сообщества в социальных сетях, положительно влияет на позиции сайта в поисковой выдаче.
Главная задача опроса — получить контакты человека, а не рекламировать продукт. Хотя правила рекомендуют в конце сделать пользователю персональное предложение (иначе зачем ему проходить опрос?).
Далее мы будем говорить о квизах в широком смысле этого понятия: типах, правилах создания хорошего опроса и типичных ошибках при его создании.
Типы и функции
Выделяют несколько основных функций квизов и викторин: развлекательная, продающая, вовлекающая, для захвата лидов. Что это такое, рассмотрим дальше.
Развлекательная
Самый простой формат маркетингового квиза. Представляет собой интересный тест, ответы на который на занимают много времени, а респонденту после прохождения дают «плюшку» — это может быть какой-то бонус при покупке товара или заказе услуги в данной компании (скидка, подарок и пр.).
Такой квиз используют для вовлечения ЦА в проект, увеличения охватов, повышения лояльности аудитории. Подходит для размещения нативной рекламы. Даже если пользователь еще не знаком с продуктом компании, он никогда не откажется от увлекательной игры и наверняка захочет узнать о товаре больше, чтобы получить подарок.
Продающая
Такие бизнес-квизы создают, чтобы усилить потребность пользователя в продукте компании. Это то, что предполагает знание предлагаемого товара или услуги, интересов потенциальных покупателей.
Задача опроса — выявить потребности пользователей, узнать интересы ЦА, при этом он информирует об ассортименте, помогает сделать выбор. Как правило, респонденту, участвующему в опросе, интересно узнать мнение других — он получает доступ к результатам и анализирует их, делая свой вывод о популярности того или иного продукта.
Вовлекающий
Здесь продукт предлагается не прямо. Помогает посетителю понять, что ему нужно. При этом результаты, как правило, пользователь получает в виде экспертных рекомендаций по выбору продукта.
Например, бренд косметики может спросить о типе коже, проблемах, помогая подобрать крем или гель для умывания. Производители и продавцы зоотоваров могут порекомендовать качественный корм для домашних питомцев исходя из вида, породы, возраста и характера животного.
Для захвата лидов
Опросник, который заполняют, чтобы получить информацию о пользователе. Главное отличие от других — пользователь не видит итог сразу, а получает его на почту. Бизнес получает контактные данные аудитории. При получении согласия от пользователя компания может использовать эти данные для рассылки коммерческих предложений, информирования о доступных акциях.
Пример: подбор квартир. Пользователь отвечает на вопросы анкеты, на почту получает предложение с несколькими подходящими вариантами.
Как создать квиз
При разработке любого опросника важно, чтобы он был интересен аудитории и полезен ей, а также компании. Вопросов должно быть немного, и они должны быть понятны отвечающему. Ответы должны строиться на основе личного опыта человека, а не его умении находить информацию в интернете.
Сначала нужно выбрать шаблон. Есть готовые сервисы и платформы, которые помогут сделать это быстро. Каждый сервис предлагает множество вариантов.
2-й этап — настройка стартовой страницы. Этап актуален, если вы используете квиз как самостоятельный лендинг — это то, что размещается на специально созданной странице. Он включает в себя настройку формата (стартовая страница, отдельный лендинг), выбор дизайна, также он обязательно должен содержать информацию о компаниии и оффер — максимально цепляющее предложение в соответствии с болями и интересами аудитории.
3-й этап — создание вопросов. Нужны интересные заголовки, выбор типов вопросов, ответов — например, возможность выбрать только один или несколько вариантов, картинки, эмодзи, написать свой вариант. Структура опросника может быть сложной, тогда нужно проработать ветвление вопросов — какой будет предложен дальше в зависимости от ответа на предыдущий.
4-й этап — настройка результатов. Когда и как показывать — сразу после прохождения или отправки на почту, внешнее оформление результатов — заголовок, текст, изображения, кнопка призыва к действию, условия.
5-й этап — сбор контактов. Поля формы, как правило, классические (имя, фамилия, электронная почта) или мессенджеры и соцсети, переход клиента в чат-бот. При разработке квиза нужно составить текст формы сбора заявок.
6-й этап — скидки, бонусы. Это и есть те самые «плюшки», ради которых клиент потратил свое время. Они мотивируют, привлекают больше внимания, удерживают пользователя на сайте и повышают его лояльность к продукту.
7-й, заключительный этап — установка. Опрос размещают на готовом сайте, лендинге, делают отдельной посадкой, во всплывающие баннеры, сообщества во «ВКонтакте». Можно скопировать прямую ссылку и вставить ее в необходимое место.
Популярные платформы для квизов
Платформы и конструкторы облегчают работу по созданию викторин, предлагают готовые шаблоны, дизайн, другие инструменты.
Самые популярные и простые:
- Marquiz
- Enquiz
- Envybox
Marquiz
Известный конструктор маркетинговых квизов, который позволяет добавлять их на готовый сайт, приложения для группы во «ВКонтакте», запускать отдельный лендинг.
Возможности:
- 50 готовых шаблонов.
- Готовые наборы цветов, шрифтов.
- Множество форматов ответов.
- Возможность добавлять подсказки к ответам.
- Подсчет баллов, показ результатов.
- Показ полезных материалов по итогам прохождения викторины.
- Отправка пользователей в мессенджеры, социальные сети.
- Связка сервиса с CRM.
- Привязка созданного одностраничника к домену.
- Внутренняя аналитика + возможность подключать стороннюю.
- Уведомления о заявках.
Enquiz
Продвинутый конструктор для создания виджета, встройки в готовую страницу сайта или на отдельный лендинг.
Возможности:
- 150 готовых шаблонов.
- Разные форматы ответов.
- Ветвление вопросов.
- Подсказки к вопросам.
- Калькулятор для расчета стоимости товара, услуги.
- Возможность изменения цвета фона, кнопок.
- Использование сторонних сервисов аналитики.
- Интеграция с CRM.
- Чат для переписки с пользователем.
Envybox
Это не отдельный сервис, а набор инструментов для сайтов, в который входит конструктор для создания квизов. Его можно встроить в существующий сайт, создать отдельный лендинг.
Возможности:
- Разные форматы ответов.
- Возможность изменения цвета фона, кнопок.
- Внутренняя CRM-система для сбора контактных данных.
- Использование сторонних сервисов аналитики.
- Интеграция с CRM.
Частые ошибки при создании квизов
Инструмент не принесет результаты, если сделать его неправильно. Это приводит к отсутствию интереса аудитории, малому охвату и количеству продаж.
Типичные ошибки:
- Непонятно описана выгода пользователя от заполнения анкеты, нет цели ответа на вопросы.
- Слишком много вопросов.
- Непривлекательный дизайн — примитивный или, наоборот, слишком вычурный.
- Неработающие кнопки.
- Неправильные ответы на вопросы.
- Продажа «в лоб».
- Сложно сформулированные вопросы.
- Открытые вопросы.
- Игнорирование аналитики.
Как распространить квиз
Чтобы получать результаты, необходимо прорекламировать готовую викторину. Варианты каналов:
- Сайт или блог компании.
- Соцсети.
- РСЯ. Приглашение на прохождение располагается внутри рекламного блока.
- Таргетированная реклама — например, это квиз в таргете.
- Отдельный лендинг.
- Тематические форумы, чаты.
- Email-рассылка.
Преимущества и недостатки квизов
Среди плюсов:
- Быстрое создание. Викторина делается за несколько часов.
- Минимальные затраты. Деньги требуются на оплату сервиса и работу дизайнера, копирайтера.
- Эффективность. Пользователи охотно проходят интересные интерактивные опросы, а организаторы — изучают интересы и боли ЦА, анализируют спрос на продукт.
- Вирусный эффект. Нестандартные тесты привлекают внимание, увеличивают узнаваемость бренда.
Минусы:
- Заявки не такие горячие. Пользователи не всегда готовы покупать здесь и сейчас. Более того, они не рассматривают опросы и анкеты как призыв сделать это.
- Низкая эффективность в конкурентной, перегретой нише.
Квиз — эффективный маркетинговый инструмент. При правильном использовании он решает массу задач бизнеса с минимальными затратами и выделяется среди обычной рекламы.