Подробно рассматриваем многообразие видов КСО и направлений, в которых бренды могут проводить общественно полезные мероприятия: экология, волонтёрство, здравоохранение, образование, социальная сфера, улучшение условий труда. Исследуем, на каких принципах строится корпоративная социальная ответственность и на что важно опираться организациям, принимая решение заниматься этой деятельностью. Пошагово описываем, какие действия предпринять фирме для внедрения КСО в свою бизнес-стратегию: выбор ниши, анализ конкурентных проектов, учёт своих ценностей, подбор персонала. Обсуждаем, какие тенденции наблюдаются сегодня и в каких направлениях будет развиваться корпоративная социальная ответственность в дальнейшем.
Corporate social responsibility (CSR) — это концепция, согласно которой компания берёт на себя добровольные дополнительные обязательства по решению социальных проблем и кладёт их в основу своей деловой политики. К этим обязательствам относятся: волонтёрская деятельность, забота об экологии, создание рабочих мест, комфортных условий труда для сотрудников, поддержка образования, здравоохранения и другие.
Какие выгоды для бизнеса дает корпоративная социальная ответственность
В США и Европе корпоративная социальная ответственность начала активно внедряться в 1970—1980-х годах. В России же тенденция зародилась только в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Сегодня это неотъемлемая часть успешной бизнес-стратегии. Преимущества, которые она даёт компаниям, позволяют интенсивнее развиваться, получать поддержку от государства и лояльность клиентов.
- Растет доверие к бренду, повышается его репутация. Поведение фирмы, базирующееся на КСО, демонстрирует заботу компании об общественном благополучии и укрепляет её имидж.
- Повышается лояльность клиентов. Потребители склонны поддерживать бренды, которые разделяют их ценности и показывают свою заинтересованность в процветании общества.
- Крепнут отношения с партнёрами — акционерами, инвесторами, поставщиками. Организации, которые демонстрируют корпоративную социальную ответственность, воспринимаются как надежные и ответственные партнеры.
- Снижаются риски, появляется возможность устойчивого развития. Компании с хорошей репутацией получают преимущества. Они менее уязвимы перед судебными исками и торговыми бойкотами.
- Появляется конкурентное преимущество на рынке труда. Сотрудники в качестве места работы чаще выбирают компании, которые заботятся о корпоративной культуре, мотивации и этических нормах.
- Государство поддерживает и дает льготы. Вклад в здравоохранение, экологию, социальную сферу повышает лояльность властей к бизнесу и их заинтересованность в развитии компании.
КСО и социальная ответственность бизнеса — это одно и то же или нет
Понятие «социальная ответственность бизнеса» (СОБ) схоже с определением КСО. Это инициатива бизнеса по развитию социальной, экономической и экологической сфер жизни общества. Практика КСО первоначально относилась только к корпорациям — организациям с акционерной формой собственности. С этим и связано происхождение термина. Теперь же «социальная ответственность» требуется от любой коммерческой фирмы, поэтому разница между КСО и СОБ стирается. И крупным корпорациям, и среднему и малому бизнесу необходимо заботиться об окружающей среде и делать вклад в развитие общества.
Формы и примеры КСО в компаниях
Корпоративная социальная ответственность делится на две формы:
- Внутренняя: уровень заработной платы, безопасные и комфортные условия работы, соцпакет, соблюдение прав человека, трудовых норм
- Внешняя: ответственность компании перед потребителями, помощь государству, поддержка некоммерческих организаций, использование возобновляемых источников энергии, сокращение отходов.
Примеры КСО в компаниях и инструменты, которыми они пользуются:
С 1995 года компания Nike уменьшила применение растворителей на водной основе, а в 2002 году — вывела формулу резины, которая содержит на 96% меньше токсинов, чем обычная. С тех пор Nike регулярно снижает воздействие своего производства на окружающую среду. Чтобы сократить выбросы углерода, в 2020 году бренд начал сотрудничать с фондом EFM. При поддержке Nike ему удалось посадить более 100 кв. км леса. До 2025 года предприятие планирует полностью перейти на возобновляемые источники энергии, к 2030 году — сократить выбросы углерода на 30%.
В 2023 году «Тинькофф» запустил грантовую программу размером 43 млн рублей в год для школьных учителей STEM-предметов. Цель компании — поддержка талантливых преподавателей, которые популяризируют математику и программирование, используя игровой формат обучения и проектную деятельность.
«Яндекс» особое внимание уделяет комфортным условиям труда своих сотрудников: конкурентная заработная плата, добровольное медицинское страхование, поддержка психологического здоровья, помощь родителям, льготные займы, специальные предложения от партнеров компании в сфере образования, путешествий, недвижимости. Работникам доступна программу ротации, гибкий рабочий график, развитая офисная инфраструктура, корпоративное питание и фитнес-зал в центральном офисе. Всё это делает «Яндекс» более привлекательным на рынке труда работодателем и притягивает лучших специалистов России.
Направления КСО
Практика КСО действует в разных сферах:
- Экология: управление отходами, сокращение выбросов от производства, защита и приумножение лесных массивов.
- Социальная сфера: благотворительные программы по поддержке образования и здравоохранения
- Экономика: создание рабочих мест, развитие местного бизнеса, экологичное энергоснабжение, содействие справедливой конкуренции и обеспечение свободной торговли.
- Менеджмент внутри компании: социальная ответственность за соблюдение прав сотрудников, контроль безопасности и комфорта на рабочем месте, следование корпоративной этике, проведение курсов повышения квалификации
- Здоровый образ жизни: поддержка массового спорта, финансирование городских спортивных инициатив, некоммерческих организаций и образовательных учреждений.
- Образование и культура: программы профориентации, поддержка театров, выставок.
Принципы КСО
Корпоративная социальная ответственность основана на нескольких базовых стандартах:
- Добровольное участие: компания самостоятельно принимает решение помогать обществу, государству и окружающей среде.
- Открытость: прозрачность и публичное освещение деятельности, предоставление отчетности за проделанную работу.
- Честность: деятельность компании в области социальной ответственности должна быть правдивой и не вводить в заблуждение партнёров и потребителей.
- Регулярность: КСО требует системного, а не разового подхода.
Как правильно организовать КСО в компании
Фирме, которая планирует внедрить КСО в свою работу, следует придерживаться этих шагов:
Шаг 1. Определиться с направлением социального проекта, которое подойдёт бизнес-модели компании и её ценностям, проанализировать ресурсы и возможности. При выборе сферы стоит опираться на эти критерии: область деятельности компании, концепция бизнеса, цели развития.
Шаг 2. Выбрать партнёров, в такой же степени заинтересованных в сотрудничестве и проведении общественно полезных мероприятий.
Шаг 3. Оповестить сотрудников об изменении стратегии. Проинформировать о новых ориентирах, задачах и объяснить их важность для компании
Шаг 4. Сформировать команду.Руководителю стоит привлечь соответствующих специалистов. При реализации проектов, связанных с заботой о сотрудниках, потребуются HR-эксперты, а для популяризации спорта — маркетологи и SMM-менеджеры. Необходимы аналитики, которые разработают стратегию и помогут достичь наилучших результатов в выбранной области. Всех этих специалистов необязательно нанимать в штат. Можно воспользоваться услугами аутсорсинга.
Тенденции в КСО
Сегодня компании всё больше интегрируют КСО в свои бизнес-стратегии. Бренды фокусируются преимущественно на улучшении менеджмента, а также развитии экологической и социальной сфер: заботятся о справедливости, инклюзивности, сотрудничают с некоммерческими организациями, занимаются волонтерством, поддерживают проекты по охране окружающей среды.
Компании обращают особое внимание на инвестирование региональных инициатив.
Эта тенденция активно растет. Сосредоточенность не только в Центральной России, но и на периферии позволяет брендам расширить зону присутствия и повысить лояльность как потребителей, так и государства.