Нетворкинг — процесс установления, поддержания профессиональных связей, обмен знаниями, опытом, ресурсами в целях развития бизнеса. Помогает расширить круг общения, получить помощь, советы опытных экспертов, повысить репутацию. В статье рассказываем, как научиться нетворкингу, каким он бывает и какие лучшие платформы для поиска деловых знакомств.
Зачем нужен нетворкинг
В переводе с английского networking — это сеть деловых связей, что предполагает поиск знакомств, полезных в рабочей среде. Нетворкер — это тот, кто стремится развивать контакты с коллегами, партнерами, клиентами, чтобы обмениваться информацией, идеями, возможностями для бизнеса. Для этого проводятся нетворкинг-сессии — это групповые онлайн- или оффлайн-встречи, где каждый может рассказать, что умеет, чем занимается, найти единомышленников, повысить узнаваемость.
- Нетворкинг — это инструмент для роста и развития, что играет важную роль в бизнесе:
- Помогает оставаться в курсе тенденций, узнавать об инновациях от других специалистов
- Создает пространство обмена опытом с коллегами из смежных областей
- Расширяет каналы получения новых клиентов, заказов
- Повышает статус в профессиональном сообществе
- Помогает участвовать в совместных проектах, мероприятиях
- Привлекает новых инвесторов
- Упрощает поиск работы благодаря рекомендациям знакомых
- Помогает вдохновиться, найти свежие идеи для профессионального развития
Каким бывает нетворкинг
Нетворкинг можно условно разделить на виды:
- Личный и деловой. Цели общения отличаются. Одни стремятся найти единомышленников, друзей, познакомиться со специалистами из разных областей, другие — наладить деловые контакты, заключить сделку, договориться о партнерстве.
- Онлайн- и оффлайн-коммуникация. Поддерживать общение можно как виртуально — на видеоконференциях, вебинарах, онлайн-курсах, профессиональных сообществах в соцсетях, так и лично — в кофейнях, коворкингах, на семинарах, мастер-классах, экскурсиях, благотворительных акциях, выставках, форумах.
- Позитивный, негативный, смешанный нетворкинг. Первый тип актуален для начинающих экспертов, предпринимателей, которые хотят через свою полезность наладить дружеские контакты. Второй тип подразумевает поиск любой выгоды от знакомства без ответной помощи. Смешанный вид объединяет два способа поведения, основан на взаимообмене ресурсами.
Есть классификация, которая делит нетворк на три основных типа:
- Оперативный. Подразумевает общение с людьми, которые связаны с текущей профессиональной деятельностью — коллегами, клиентами, начальниками, подчиненными.
- Личный. Контакты вне работы. Например, друзья, знакомые по интересам, репетитор по иностранному языку, тренер в фитнес-клубе.
- Стратегический. Универсальный нетворкинг, в котором смешиваются два первых типа. К примеру, общение с бывшим коллегой, который сменил работу, но остался хорошим другом.
Лучшие инструменты и платформы для нетворкинга
Онлайн-платформы для поиска новых контактов:
- Мобильные приложения знакомств
- Профессиональные чаты, форумы
- Веб-семинары, платформы для обучения
- Блог, соцсети
- Неделовые сообщества — чат подъезда, группа родителей класса, активистов района
Оффлайн-зоны для нетворкинга:
- Кофе-брейк
- Коворкинг
- Тренинги
- Общественные мероприятия
- Конференции
- Встречи по интересам
- Кинопоказы
- Тематические фестивали
- Учебные заведения, курсы повышения квалификации
- Стажировки
Есть множество программных ресурсов для нетворкинга:
- LinkedIn. Профессиональная социальная сеть для установления деловых контактов, поиска работы, обсуждения тематических вопросов, профессионального роста.
- Behance. Платформа для публикации портфолио дизайнеров. Дает возможность искать специалистов по всему миру, подписываться, ставить лайки, писать комментарии. Страница на Behance — средство самопрезентации в профессиональной среде, ресурс для обмена идеями.
- Slack. Рабочий инструмент для коммуникации, обмена информацией, установления контактов в рамках профессиональной деятельности.
- Random Coffee. Платформа для поиска дружеских и деловых контактов. Предлагает удобный интерфейс для проведения нетворкинг-сессий.
- Мессенджеры (Telegram и др.) Часто используются для создания групповых чатов в деловых и личных сообществах.
Как развивать нетворкинг
Следуйте инструкции, как организовать эффективный networking:
- Определите задачи. Решите, какие знакомства хотите приобрести. Например, найти партнеров для бизнеса, подрядную организацию, друзей по интересам, специалиста в IT-сфере.
- Подберите сообщества, ассоциации, мероприятия, где можно встретиться с подходящими людьми. К примеру, творческие люди — дизайнеры, писатели, креативщики — часто бывают на выставках.
- Подготовьте самопрезентацию. Будьте готовы кратко рассказать о своих навыках людям, показать, чем вы можете быть полезны в бизнесе.
- Начните беседу. Нетворкинг дает возможность пообщаться в непринужденной обстановке, снимает напряжение, помогает раскрыться даже интровертам.
- Задавайте вопросы. Поинтересуйтесь, как человек пришел к карьере, чем занимается вне работы. Избегайте формальных вопросов вроде «Какую должность вы занимаете?», «Какой у вас стаж работы?».
- Обменяйтесь контактами. Поделитесь данными для связи — номером телефона, соцсетями, ником в мессенджерах, электронной почтой.
- Поддерживайте связь. Периодически напоминайте о себе, договаривайтесь о встречах, организуйте совместные проекты. Например, сделайте коллаборацию. Это укрепит контакты, принесет пользу маркетингу, поможет продвижению бизнеса.
- Будьте готовы обменяться контактами. Если кому-то нужен специалист и вы знаете, кого посоветовать, сделайте это. Это поможет рассчитывать на ответную рекомендацию в будущем.
Особая площадка для нетворка — это социальные сети. Для использования этого инструмента поиска полезных контактов нужно:
- Оформить профиль. Представьте, что ваша страница — визитная карточка. Передайте важную информацию о себе, подберите визуал, добавьте качественные снимки.
- Присоединиться к тематическим сообществам. Выбирайте узконаправленные группы, где можно найти нужного эксперта.
- Регулярно обновлять ленту. Поддерживайте активность в аккаунте, чтобы заинтересовать других пользователей, привлечь просмотры, повысить узнаваемость, имидж.
- Переводить общение в оффлайн-формат. Правильный нетворк в интернете предполагает переход к личной встрече и живому общению.
Советы, как провести грамотный нетворк:
- Улучшайте softskills. Будьте внимательны, открыты для общения, интересуйтесь новым.
- Уважайте личное пространство. Учитывайте привычки, принципы, нормы делового общения других людей.
- Пытайтесь выходить из зоны комфорта. Не бойтесь креативных идей. Пробуйте нестандартные подходы, чтобы добиться результата.
Типичные ошибки и как их исправить
Распространенные ошибки при нетворкинге:
- Неопределенная цель. Нетворкинг без четкой задачи может быть бесполезным и привести к потере времени.
- Скучная беседа. Неумение донести информацию, неинтересное, монотонное общение может отпугнуть потенциальных партнеров.
- Невыполнение обещаний. Следуйте договоренностям, соблюдайте установленные сроки. Иначе это негативно скажется на репутации.
- Неискреннее общение. Будьте честными и естественными в ходе общения. Фальшивые улыбки, преувеличения отталкивают.
- Нежелание оказывать ответную помощь. Нетворкинг означает взаимообмен. Немногие готовы общаться с теми, кто ищет односторонней выгоды.
- Навязчивое поведение. Избегайте чрезмерной болтливости, если замечаете, что собеседник неразговорчив. Некоторым людям нужно время, чтобы раскрыться.