Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Какие есть стили управления в менеджменте и как выбрать самый подходящий
23 апреля 2024

Какие есть стили управления в менеджменте и как выбрать самый подходящий

Какие есть стили управления в менеджменте и как выбрать самый подходящий

Содержание статьи

    Подобрать программу

    Стиль управления — модель взаимодействия руководителя с подчиненными. От формата менеджмента зависит мотивация, производительность персонала и общая эффективность организации. В статье рассматриваем распространенные стили, типы руководителей и разбираемся, как выбрать стиль управления.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое стиль управления

    Стиль управления — это формат поведения менеджера с сотрудниками, логика принятия решений, ряд принципов, которые используются для достижения компанией обозначенных целей. Включает методы делегирования полномочий, мотивации, контроля работников, степень формальности общения внутри коллектива.

    Форма руководства влияет на разные аспекты бизнеса:

    • Мотивация и производительность команды
    • Уровень инноваций и творчества
    • Общая эффективность и прибыльность организации
    • Культура и климат на рабочем месте

    Как понять, что вам нужно менять стиль

    Эти признаки указывают на необходимость пересмотра вида управления:

    • Незаинтересованность работников в росте компании
    • Высокая текучесть кадров
    • Неэффективная коммуникация между персоналом
    • Снижение доходов фирмы
    • Невыполнение задач, задержки сроков

    Все стили

    Виды

    Описание

    Функции руководителя

    Формат принятия решений

    Инициативность сотрудников

    Авторитарный

    Директивный менеджмент

    • Распределяет задачи
    • Устанавливает правила работы, сроки

    Единолично

    Запрещена

    Демократический

    Свобода в действиях и решениях персонала

    • Занимается модерацией рабочего процесса
    • Утверждает итоговые решения

    Вовлечение подчиненных в процесс принятия решений, но окончательное решение – за менеджером

    Поощряется

    Либеральный

    Попустительское руководство

    • Распределяет ответственность внутри команды
    • Не участвует в процессе реализации

    Коллектив ставит задачи, выбирает методы достижения целей и контролирует результат.

    Обязательна

    Наставнический

    Менторский менеджмент

    • Находит сильные стороны каждого работника и помогает их развить
    • Выделяет задачи по интересам и способностям работника

    Руководитель решает, находясь в коммуникации с персоналом

    Приветствуется

    Поддерживающий

    Лояльность руководства, поддержка

    • Находит единомышленников
    • Поддерживает корпоративный дух, дружественный климат в коллективе
    • Помогает персоналу в адаптации
    • Не критикует, мягко указывает на ошибки

    Совместное принятие решений

    Одобряется

    Авторитарный стиль управления

    Авторитарный тип руководства характеризуется единоличной властью менеджера, который принимает решения, не советуясь с подчиненными, устанавливает четкие правила, ожидает беспрекословного выполнения.

    К инструментам автократического вида относятся строгая иерархия, приказы, директивы, контроль, обязательное согласование этапов работы с начальством, ограниченная обратная связь.

    Диктаторский вид руководства полезен в случаях, требующих быстрых решительных действий, в условиях кризиса, чрезвычайных ситуаций или когда подчиненные обладают низкой квалификацией, недостаточным опытом.

    Императивный формат характерен для военных организаций, правоохранительных органов, производственных предприятий с конвейерным производством.

    Плюсы

    Минусы

    • Быстрое принятие решений
    • Четкая иерархия
    • Контроль за выполнением задач, стабильность
    • Эффективность в кризисных ситуациях
    • Подавление инициативы персонала, чрезмерная загруженность руководителя
    • Низкая мотивация, деморализация
    • Высокая текучесть кадров, прогулы
    • Отсутствие инноваций
    • Исключительно деловая коммуникация с персоналом

    Демократический стиль управления

    Демократичный вид менеджмента характеризуется вовлечением подчиненных в процесс принятия решений. Руководитель консультируется с командой, собирает идеи, мнения, но окончательное решение принимает самостоятельно. Такой формат считается наиболее современным, эффективным, активно применяется, особенно компаниях на удаленке.

    К инструментам относятся обсуждения, совещания, делегирование полномочий, открытая обратная связь.

    Тип управления подходит в ситуациях, когда требуется творческий подход, инновации, в организациях с высококвалифицированными опытными сотрудниками, в случаях, когда нужно учитывать разные точки зрения.

    Сферы применения широкие: исследовательские проектные организации, консалтинговые агентства, IT-компании.

    Плюсы

    Минусы

    • Высокая мотивация работников, продуктивность
    • Поощрение креативности
    • Улучшение коммуникации
    • Снижение нагрузки руководителя
    • Медленное принятие решений, возможность разногласий
    • Размытая ответственность
    • Необходима высокая квалификация команды
    • Неэффективна в кризисы

    Либеральный стиль управления

    Либеральная модель поведения руководителя также известна как попустительская. Предполагает минимальное вмешательство менеджера в работу подчиненных. Коллектив получает свободу и автономию в выполнении задач.

    Правление осуществляется посредством делегирования, гибкого рабочего графика, минимального контроля, открытой коммуникации.

    Тип руководства эффективен в высококвалифицированных небольших коллективах и в ситуациях, когда требуется гибкость и адаптивность. Например, в стартапах, маркетинговых, аниматорских агентствах, СМИ.

    Плюсы

    Минусы

    • Высокая мотивация и автономность
    • Развитие лидерских качеств у коллектива
    • Упрощенное взаимодействие
    • Освобождение времени руководителя для развития, масштабирования бизнеса
    • Потенциальный хаос и отсутствие координации
    • Недостаточный контроль и подотчетность
    • Риск принятия неверных решений
    • Потеря авторитета руководителя

    Наставнический стиль управления

    Иначе называют обучающий, или менторский. Характеризуется тем, что менеджер выступает в роли наставника и советника для подчиненных. Руководитель предоставляет поддержку, обучение, помогает сотрудникам развиваться, совершенствоваться.

    К основным средствам относятся регулярные встречи, обратная связь, оценка роста, индивидуальные планы развития, обучающие курсы, коучинг, система мотивации.

    Наставнический – оптимальный метод, когда нужно развивать таланты, потенциал сотрудников, удержать ценные кадры, обучить нестандартному мышлению.

    Плюсы

    Минусы

    • Развитие талантов, инициативы
    • Улучшение общения, доверия
    • Создание благоприятной рабочей среды
    • Высокие временные затраты для менеджеров
    • Потенциальная зависимость сотрудников от наставника
    • Подходит не для всех групп работников

    Поддерживающий стиль управления

    Поддерживающий формат характеризуется созданием со стороны менеджера благоприятной атмосферы, поощрением сотрудничества, командной работы, эмоционального благополучия персонала.

    К инструментам относится честная коммуникация, система мотивации, похвала, признание достижений, уважение и забота о потребностях персонала. Поддерживающий тип эффективен в организациях с высокой текучестью кадров, в ситуациях, когда нужно сплотить команду.

    Плюсы

    Минусы

    • Высокая мотивация и удовлетворенность сотрудников
    • Удержание ценных кадров
    • Люди внутри команды поддерживают дружественную атмосферу
    • Избегание конкуренции, критики
    • Возможная нехватка директивности
    • Требует высокой эмоциональной вовлеченности менеджеров
    • Недостаток карьерного и профессионального роста

    Как выбрать стиль

    На выбор стиля влияет ряд факторов:

    • Корпоративная стратегия и цели. Вид управленческой деятельности должен соответствовать главным задачам компании. Например, если нет сжатых сроков, а сотрудники заинтересованы в работе и готовы искать нестандартные подходы к выполнению задач, выбирайте демократичный подход.
    • Структура организации. Размеры, структура и иерархия фирмы влияют на выбор типа менеджмента. К примеру, стартапу подойдет либеральный тип управления, где каждый участник свободен в выборе действий и ответственен за результат.
    • Квалификация и опыт сотрудников. Не каждый тип руководства подходит для начинающих специалистов.
    • Корпоративная культура. Формат руководства нужно гармонично сочетать с существующей корпоративной этикой, ценностями компании.
    • Размер и сложность задач. Менеджмент должен обеспечивать грамотное управление проектами.
    • Экономическая ситуация. Если команда дезориентирована в кризис, руководителю нужно взять все в свои руки, установив авторитарный тип управления.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status