Для разработки программного обеспечения требуется только компьютер, поэтому члены команды могут работать удаленно. Дистанционные каналы связи позволяют наладить обмен информацией и взаимодействие сотрудников. Прочитав статью, вы узнаете, как управлять удаленной командой и какие программы выбрать для мониторинга результатов работы.
Кто входит в команду проекта
Качество и скорость разработки продукты зависит от слаженной деятельности команды. Основной состав команды проекта формируют:
- руководитель проекта;
- менеджер проекта;
- бэкенд разработчик;
- фронтенд разработчик;
- UI/UX дизайнер;
- тестировщик;
- SCRUM мастер;
- владелец продукта.
Руководитель команды (тимлид) обладает выраженными лидерскими качествами. Это специалист с опытом работы, владеющий глубокими знаниями бэкенда и фронтенда. В обязанности тимлида входит руководство коллективом и выполнение самых сложных частей проекта. За организацию работы участников отвечает SCRUM менеджер. Он контролирует соблюдение принципов метода управления SCRUM.
Менеджер проекта распределяет задания, организует рабочий процесс и общается с заказчиком. Главной ролью менеджера является контроль выполнения целей проекта в срок. Менеджер ставит задачи группе и организует созвоны для планирования работы и обсуждения результатов. Поскольку клиент не может постоянно участвовать в обсуждениях, его роль выполняет владелец продукта.
Фронтенд разработчик занимается проектированием интерфейсов. Бэкенд разработчик отвечает за логику работы продукта. Дизайнеры занимаются внешним оформлением интерфейса. Навыки тестировщика включают проверку функций продукта и подготовку отчетов о проблемах.
Формирование команды
Не каждый специалист может работать в дистанционном режиме. У некоторых людей понижается мотивация и эффективность труда при отсутствии видимого начальства. Для найма исполнителей на дистанционную работу подходят те же ресурсы, что и для найма в офис. Главное различие в формировании группы заключается в схеме проведения собеседования.
Как проверить ответственность кандидата при дистанционной работе:
- Спросить про опыт участия в дистанционных проектах.
- Проверить уровень мотивации для выполнения работы.
- Предложить выполнить тестовое задание без строгих ограничений времени.
- Обратить внимание, какие вопросы задает кандидат, как он представляет процесс.
До начала работы над проектом следует провести знакомство участников команды. Это помогает исполнителям настроиться на совместную деятельность. Руководитель должен уточнить часовые пояса подчиненных, чтобы планировать рабочий график и время созвонов. Важно узнать, есть ли у исполнителей пожелания к графику (например, свободный час, чтобы забрать детей из школы).
Способы гибкого управления
При реализации проектов используются гибкие системы менеджмента: AGILE, SCRUM и KANBAN. Перечисленные подходы не содержат противоречивых идей и могут использоваться параллельно.
AGILE
Методология AGILE подразумевает гибкие правила организации деятельности. Она не предлагает конкретные схемы работы, но описывает принципы, как управлять персоналом.
Ключевые ценности философии AGILE:
- Взаимопонимание между работниками важнее процессов.
- Реализация проекта важнее, чем структура документации.
- Взаимопонимание с заказчиком важнее согласования пунктов договора.
- Готовность к переменам важнее следования изначальному плану.
Стратегия предполагает постоянное уточнение плана действий на основе видения продукта. В ней используется короткий горизонт планирования: 1−2 месяца. Каждый участник команды занимается переосмыслением целей продукта и может предлагать свои решения для достижения результата. В AGILE есть фиксированный срок и цена продукта, мониторинг каждого этапа работы.
SCRUM
SCRUM — это самая популярная методика организации работы. Она содержит готовые решения для расстановки приоритетов и планирования времени, проверки выполнения заданий.
Эффективность SCRUM основана на следующих тезисах:
- Применение спринтов: рабочих сессий длительностью 1−2 недели.
- Измерение сложности процесса в часах или баллах (Story points).
- Обязательная постановка целей на ближайший спринт.
- Оценка производительности группы за прошедший уровень (Velocity).
- Презентация прототипа или готового продукта после каждого спринта.
- Диаграмма сгорания проекта, показывающая движение к готовому продукту.
- Наличие SCRUM мастера и владельца продукта в составе команды.
- Ежедневные и еженедельные созвоны рабочей группы.
Внедрение SCRUM позволяет решать задачи в короткие сроки и с минимальными затратами. Эта методика помогает распределять ресурсы и быстро реагировать на возникающие проблемы.
KANBAN
KANBAN предполагает больше гибкости, чем SCRUM. Руководитель проекта может использовать структуру KANBAN, чтобы не перегрузить подчиненных. Для визуализации продвижения команды используются карточки с этапами сдачи проекта.
Карточка с описанием задания движется по нескольким стадиям:
- Бэклог проекта: запланированные цели.
- Задания, находящиеся в процессе реализации.
- Реализованные функции, не переданные тестировщику.
- Внесенные изменения, находящиеся на тестировании.
- Задания, отправленные на проверку.
При обнаружении проблемы карточка возвращается на первую стадию. Философия KANBAN дает возможность визуализировать создание продукта. Она предполагает стремление к маленьким, но постоянным изменениям. KANBAN предполагают концентрацию на пока не выполненных задачах и внимание к мелочам.
Типы управления командой
В менеджменте выделяют несколько стилей лидерства в команде:
- Авторитарный лидер. Жестко диктует свои условия, пресекает инициативу от подчиненных в большинстве ситуаций.
- Демократический лидер. Управляет совместным принятием решений. Четко излагает свою позицию, учитывает и поощряет инициативу работников. Участвует в обсуждениях наравне с членами команды.
- Либеральный лидер. Позволяет подчиненным принимать решения по многим вопросам. Он редко вмешивается в обсуждения и мягко доносит свою позицию группе.
Гибкие методики работы над проектами предполагают демократический или либеральный стиль лидерства. Прибегать к авторитарным приемам следует только в крайнем случае: при серьезных нарушениях трудовой дисциплины.
Особенности управления удаленной командой
Дистанционная схема работы позволяет нанимать сотрудников из других городов и стран. Чтобы команда работала хорошо, следует обеспечить понимание сути заданий, правильно мотивировать работников и помочь коллегам наладить доверительные отношения.
Хорошо узнать подчиненных
Руководителю команды следует уделить время знакомству с работниками. Понимание интересов, целей, приоритетов и черт характера сотрудников помогает управлять командой. Налаживание отношений требует времени, но приносит многократную отдачу. В доверительной обстановке люди эффективнее работают, реже вступают в конфликты и не скрывают возникающие сложности.
Формулировать запросы письменно
Во время видеоконференций и телефонных переговоров могут возникать отвлекающие факторы. Некоторые люди плохо воспринимают указания на слух, для них важно иметь список задач перед глазами. После аудио или видео звонка следует составить обзор главных тезисов и отправить его слушателям конференции. Итоги созвона нужно отметить в сервисе для мониторинга заданий.
Отмечать достигнутые успехи
У каждого работника есть мотивирующие триггеры. Большинство людей мотивирует признание их успехов перед коллегами, похвала менеджера или руководителя проекта, денежная премия или дополнительный выходной. Важно понимать, что мотивирует участников группы и не забывать про публичное поощрение достижений.
Организовать личные связи
Главным недостатком дистанционного формата работы является нехватка общения с коллегами. Офисная работа является социализацию, а ее отсутствие часто становится причиной снижения мотивации. Хороший руководитель организует деловые и личные переговоры работников. Следует создать канал для неформальной переписки в мессенджере, 1−2 раза в месяц общаться в видео формате и каждый год организовывать личную встречу.
Инструменты для удаленной команды
Для эффективной работы команды следует определить набор виртуальных сервисов, которыми будут пользоваться сотрудники. Подходящие программы соответствуют задачам проекта, легко адаптируются для потребностей компании и интегрируются в общую экосистему. В дистанционной работе важно, чтобы пользователи могли быстро обмениваться сообщениями и координировать совместные действия. Рекомендуем внедрить в работу следующие программы.
Сервис мониторинга задач
Руководителю проекта нужен сервис для постановки задач и распределения ответственности. Для этого можно использовать CRM систему или отдельное приложение. Многие компании используют Basecamp для ведения проектов. В этой программе можно распределять сотрудников по отделам и мониторить работу над заданиями. Basecamp позволяет добавить описание продукта, миссию и ценности бренда, деловой этикет для переписки и телефонных переговоров.
В качестве альтернативы CRM можно использовать программу для распределения задач по принципу KANBAN. Самой популярной доской для гибкой работы с карточками является Trello. В этой программе можно настраивать отдельную доску для каждого проекта, создавать чек-листы и управлять списками заданий, распределять ответственность между подчиненными.
Сервис учета рабочего времени
Руководитель обязан следить, чтобы подчиненные эффективно использовали рабочее время. При дистанционной работе есть риск, что участники команды будут часто отвлекаться на посторонние вопросы. Учет рабочего времени становится особо важным при сжатых сроках сдачи проекта или почасовой оплате труда.
Популярные программы для учета рабочего времени:
- Time Doctor.
- Upwork Time Tracker.
- Toggl.
- Hubstaff.
Тайм трекер помогает отслеживать, сколько времени сотрудники тратят на выполнение задач. Эта статистика применяется для расчета зарплаты, отслеживания переработки и планирования времени. Тайм трекеры показывают, насколько старательно работают участники команды, и часто ли отвлекаются.
Корпоративный мессенджер
Мессенджер позволяет обмениваться сообщениями, обсуждать рабочие вопросы и возникающие проблемы. Обмен сообщениями помогает распределять ресурсы и координировать деятельность участников команды. Столкнувшись со сложной ситуацией, работник может запросить поддержку коллег и менеджера проекта. Следует определить правила использования мессенджера, чтобы он не превращался в личный чат, отвлекающий сотрудников от работы. Популярным мессенджером у крупных компаний является Slack.
Платформа для видеоконференций
Руководитель команды может проводить видео созвоны в мессенджере или подобрать отдельную площадку для конференций. Контакт по видеосвязи помогает достичь взаимопонимания между работниками. Видеоконференция дает возможность быстро обсудить детали проекта и проводить наглядные презентации. Популярными площадками для конференций являются Zoom и Google Hangouts.
В дистанционном режиме команда может работать эффективно. Результаты работы коллектива зависят от руководителя проекта. Он должен правильно ставить задачи команде, контролировать этапы реализации проектов и решать возникающие сложности. Чтобы управлять дистанционными работниками, необходимо использовать программы для постановки целей и коммуникации между специалистами.