Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Как создать успешную HR-стратегию: пошаговый гид
15 октября 2024

Как создать успешную HR-стратегию: пошаговый гид

Как создать успешную HR-стратегию: пошаговый гид

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Стратегия управления персоналом – это комплекс мер по привлечению, мотивации, удержанию персонала. Помогает компании успешно функционировать и развиваться. В статье рассказываем, какие виды существуют, как разработать и внедрить в бизнес.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое HR-стратегия

    Любой компании важно иметь бизнес-стратегию, которая определяет вектор развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Каждый отдел фирмы придерживается одного направления и принимает решения, опираясь на главную цель организации. HR-стратегия – часть единого плана компании. В ней указаны правила подбора персонала, инструкции по адаптации, особенности мотивации, ценностные нормы в общении с сотрудниками.

    HR-стратегия помогает компании достигнуть поставленные цели с помощью правильного взаимодействия с персоналом. Например, за год фирме нужно увеличить число клиентов в пять раз. Чтобы добиться результата, можно предложить менеджерам по продажам существенную надбавку за перевыполнение плана, обеспечить комфортное передвижение курьерам, нанять и обучить сотрудников колл-центра.

    Документ, в котором описан план действий по управлению кадровым потенциалом, разрабатывается на определенный период и отвечает на вопросы:

    • Каких сотрудников привлечь?
    • Как этого добиться?
    • Как удержать новый персонал?
    • Как обучать, развивать, обеспечивать карьерный рост?
    • Как организовать работу для реализации потенциала сотрудников?

    Зачем она нужна

    • Привлекает профессионалов с необходимыми компетенциями и опытом.
    • Развивает навыки и компетенции сотрудников. Способствует карьерному росту.
    • Мотивирует персонал на достижение высоких результатов. Создает систему вознаграждения, признания.
    • Удерживает квалифицированных сотрудников. Обеспечивает атмосферу доверия, уважения, благоприятные условия труда.
    • Формирует корпоративную культуру, отражающую ценности и миссию компании.
    • Обеспечивает сплоченность коллектива и лояльность сотрудников.
    • Формирует эффективную внутреннюю коммуникацию. Информирует сотрудников о целях и задачах фирмы.
    • Анализирует рынок труда и конкурентную среду, чтобы создать привлекательное рабочее место для специалистов.

    Что в неё входит

    HR-стратегия состоит из трех базовых частей:

    • Организационный дизайн. Содержит структуру фирмы, принцип выстраивания процессов, уровень зарплат.
    • Работа с сотрудниками. В блоке продуман каждый этап рабочего цикла специалистов: наем, онбординг, развитие, увольнение.
    • Корпоративная культура. Включает методы вовлечения персонала в работу, гарантирует комфортную атмосферу в коллективе. Отражает ценности компании в выборе сотрудников, выстраивании внутреннего взаимодействия.

    Три перечисленных блока присутствуют в каждой HR-стратегии. Но содержание и степень проработки элементов зависят от фокуса компании, специфики деятельности, ситуации на рынке. Нельзя одинаково глубоко охватить блоки. Для успешной стратегии важно расставлять приоритеты. К примеру, организации нужно повысить компетенции персонала. В таком случае акцент предстоит сделать на блоке «работа с сотрудниками, а не на оргдизайне или корпоративной культуре.

    К одной и той же цели, например, масштабированию, можно прийти разными путями. Иногда для роста компании не хватает удержания ценных кадров, и стоит улучшить систему мотивации. Другой организации может потребоваться перестройка рабочих процессов, изменение принципов передачи информации между отделами. От задач зависит выбор стратегии. Чтобы составить полный документ, в HR-стратегию включают компоненты:

    • Анализ. Оценка рынка, компании, сотрудников. Помогает понять сильные и слабые стороны.
    • HR-образ. Восприятие фирмы существующими и потенциальными сотрудниками. К примеру, Яндекс Практикум известен как работодатель, который предоставляет комфортные условия удаленной работы, следует современным цифровым тенденциям.
    • Шаги и метрики эффективности. Планирование необходимо, чтобы добиться целей, а выбор ключевых показателей – чтобы определить результативность действий.
    • Гибкость. Раньше стратегии разрабатывали на 5-10 лет. Сегодня мир стал нестабильным и неопределенным. Компании считают краткосрочные стратегии эффективными и создают гибкие модели развития. Менеджеры по персоналу регулярно отслеживают внешние и внутренние факторы, чтобы вовремя изменить стратегию.

    Какие есть виды

    • Предпринимательская. Цель компании – решить бизнес-задачи, которые сопряжены с финансовым риском. Чтобы добиться успеха, требуется персонал, готовый адаптироваться под меняющиеся условия, проявлять инициативу. Такие фирмы предлагают конкурентоспособный оклад, формируют зарплату с опорой на вклад каждого сотрудника в бизнес. В работе применяется мягкое наставничество в неформальном стиле.
    • Динамическая. Организация находится в состоянии активного развития, имеет крепкий фундамент. В сотрудниках ценится гибкость, скорость реагирования на изменения, обучаемость, умение брать на себя ответственность.
    • Прибыльная. Главная цель компании – доход. Это приводит к жестким дедлайнам, правилам работы, постоянному контролю, системе вознаграждений с опорой на KPI и личные достижения. Отбор персонала проходит строго, в несколько этапов. HR-специалисты работают по принципу: чем меньше рисков и финансовых вложений в сотрудника, тем больше от него пользы.
    • Ликвидационная. Используют компании, которые планируют перепрофилироваться, закрыть филиал, часть направлений, сократить штат. Основная цель – защитить фирму от краха. Новых сотрудников нанимают редко, над мотивацией и квалификацией не работают, расходы на работу с персоналом уменьшают. Карьерный рост доступен для многозадачных специалистов, которые могут закрыть функционал нескольких работников, готовы к переквалификации.
    • Циклическая. Помогает компании решить существующие проблемы и подготовиться к дальнейшему росту. Затраты уменьшают, в штате оставляют только разносторонних специалистов.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Каким компаниям она нужна

    HR-стратегия требуется, если в команде возникают трудности с реализацией задач или фирма планирует значительный рост. Например, если в организации работает 100 человек, ключевые показатели устраивают руководство и цели масштабироваться нет, HR-стратегия не нужна. Но если компания выпускает дополнительную линейку продукции, необходимо расширить штат сотрудников, обучить их инструментам маркетинга, создать систему мотивации.

    Как разработать HR-стратегию

    Пошаговая инструкция:

    1. Проанализируйте текущую ситуацию в бизнесе. Определите, какие задачи стоят перед компанией в ближайшие годы. Изучите рынок труда. Оцените эмоциональный климат в коллективе. Проведите SWOT-анализ сильных и слабых сторон в организационной структуре. Осуществите PEST-анализ, чтобы оценить по степени важности четыре основные направления, влияющие на жизнь компании: политические, экономические, социальные и технологические факторы.
    2. Сформулируйте видение HR-стратегии и цели. Обозначьте, какую роль документ должен сыграть в достижении бизнес-задач.
    3. Опишите потенциальные методы достижения поставленных целей с помощью HR-отдела: рекрутинга, кадровых перестановок, обучения, позиционирования на рынке труда.
    4. Составьте черновик стратегии. Обсудите с СЕО и руководителями подразделений. Расскажите, какие действия предпринимаются в рамках конкретных блоков управления персоналов, какие проблемы бизнеса можно решить через совершенствование этих блоков, какие способы помогут улучшить ситуацию.
    5. Согласуйте окончательный вариант стратегии. Назначьте ответственных за реализацию задумки.

    Чтобы создать эффективную стратегию, используйте методику «трех И»:

    • Информация. Документ должен содержать аналитику, статистические данные, расчеты по необходимым метрикам. Это поможет четко обозначить цели и оценить результативность.
    • Интеграция. Планируемые HR-процессы важно синхронизировать с бизнес-целями.
    • Иллюстрация. Предполагает понятную передачу идей. Чтобы защитить стратегию, нужно визуально отобразить основные мысли, расшифровать аббревиатуры и добавить ссылки на источники, чтобы подкрепить используемые доводы.

    Что делать после составления HR-стратегии

    Если HR-стратегия составлена корректно, специалисты по работе с персоналом получат дорожную карту запланированных действий. После этого важно распределить задачи между сотрудниками, назначить ответственных, согласовать бюджет, определить сроки реализации целей и метрики эффективности. В дальнейшем проверяйте стратегию, чтобы вовремя внести правки, заметить недочеты.

    Какие компании успешно внедрили HR-стратегии

    • Netflix. Стратегия предусматривает найм исключительно лучших специалистов. В 2001 году компания провела сокращения и повысила эффективность оставшейся команды. Сотрудники отмечают, что им гораздо удобнее работать в окружении коллег со схожим уровнем квалификации. Компания также изменила систему отпусков. Подчиненные сами выбирают, сколько дней в год хотят для отпуска.
    • Airbnb. Менеджмент компании построен исключительно на мониторинге работы сотрудников, помощи в решении проблем. Руководители не дают поручения и инструкции по их выполнению. Полная свобода действий освобождает место для креативности и помогает избежать лишних конфликтов.
    • Альфа-банк. Компания создает насыщенную социальную жизнь для сотрудников, заботится об их благополучии, комфортных условиях труда, в том числе на удаленной основе.

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Несамостоятельная разработка HR-стратегии. Некоторые компании нанимают сторонних специалистов и агентства для формирования системы управления персоналом. Это приводит к несостыковкам с единой бизнес-стратегией и ценностями фирмы.
    • Отсутствие стратегии. Организации часто решают проблемы с сотрудникам по мере их возникновения. Бессистемность действий создает новые сложности, усугубляет ситуацию.
    • Формальность. Написанная стратегия должна исполняться, а не оставаться на бумаге. Важно продумать шаги по внедрению правил в бизнес.
    • Игнорирование приоритетности задач. Чтобы составить стратегию, нужно решить, какие изменения требуются срочно, а какие можно отложить. Это поможет правильно распределить ресурсы.
    • Нереалистичность. Составляйте стратегический документ, опираясь на текущее состояние компании, HR-отдела и финансовые возможности.

    Главное, что нужно знать

    1. Стратегия управления персоналом – это комплекс мер по привлечению, мотивации, удержанию персонала и формированию корпоративной культуры. Помогает бизнесу успешно функционировать и развиваться.
    2. Состоит из трех базовых частей: организационный дизайн, работа с сотрудниками, корпоративная культура.
    3. Существует пять видов стратегии: предпринимательская, динамическая, прибыльная, ликвидационная, циклическая.
    4. Чтобы разработать, проанализируйте текущую ситуацию в фирме, сформулируйте цели, опишите потенциальные методы достижения поставленных задач с помощью HR-отдела, составьте черновик стратегии, обсудите с СЕО и руководителями подразделений.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status