Фидбек в менеджменте — способ передачи конструктивной оценки между сотрудниками, направленный на качественные изменения внутри фирмы. Она помогает налаживать рабочие процессы, способствует развитию организации. В статье рассказываем как грамотно давать, принимать отзыв в деловом общении, раскрываем главные техники.
Зачем нужна обратная связь
Разбираемся, для чего нужен обратный отклик, если можно просто раскритиковать.
Фидбек — это процесс, при котором осуществляется получение быстрой ответной реакции на ситуацию, событие. Иными словами — отзыв на результат какого-либо действия или бездействия.
Фидбек в менеджменте занимает ключевую роль. Благодаря ему повышается результативность, эффективность труда. Он позволяет руководителям отслеживать как решения, методики работы влияют на бизнес-процессы. Недочеты, проблемы рабочей деятельности выявляются благодаря ей.
Отклик подразумевает сбор информации между управляющими, подчиненными, что формирует открытую, доверительную обстановку в команде. Приверженность, мотивация к работе выше в компаниях, где интересуются мнением сотрудников. Возможность каждому вносить свой вклад способствует успешному развитию организации.
Разница между фидбеком и ругательством заключается в том, что первое подразумевает не только критику, но и позитивную оценку с указанием зоны роста.
Для эффективной оценки в управлении персоналом используют следующие принципы:
- Реагировать вовремя. Ответная связь, высказанная с опозданием воспринимается хуже. Со временем детали забываются, ощущения искажаются. Важно оперативно комментировать результаты работы.
- Ориентироваться на результат. Важно понимать, какие действия сотрудника не устраивают, как можно исправить, что написать. Например, работнику следует повысить знания иностранного языка. Одной критической заметки будет недостаточно. Лучше совместно рассмотреть развитие навыка.
- Опираться на факты. Оценивать стоит строго по делу, разбирать конкретную ситуацию. Общие фразы типа: «ты никогда» вызывают непонимание собеседника, формируют враждебный настрой.
- Доносить информацию тактично. Следует избегать излишней эмоциональности. Повышенный тон не помогает достигнуть понимания между людьми, вызывает негативные эмоции. Важно оценивать ситуацию без предвзятости.
Какой бывает обратная связь
Есть 3 типа обратной связи — поддерживающая, корректирующая, развивающая.
Вид обратной связи | Принцип работы | Пример (воображаемая цитата) | С кем применять | В каких сферах эффективна |
Поддерживающая | Является мотивирующей. Дает положительную оценку, труда, служит одобрением | «Спасибо, что помог команде оперативно справиться с задачей» | Хвалить сотрудников уместно за хорошо сделанную работу | Бизнес, образование |
Корректирующая | Предполагает работу над ошибками | «Сроки проекта заканчиваются. Остается 6 невыполненных задач. Нужно поторопиться, чтобы команда не понесла убытки» | Для сотрудников, чьи действия приводят к негативным последствиям. | Рабочая среда |
Развивающая | Способствует профессиональному росту | «Поздравляем, вы успешно прошли собеседование!» | Подходит для повышения в должности, новым сотрудникам. | Обучение |
Существует несколько моделей для разных видов фидбека. Рассмотрим структуру, область применения основных шаблонов:
- Метод «бутерброда» в психологии включает 3 элемента: похвала — критика — похвала. Для начала прием бургера дает положительную оценку труда. Затем обращает внимание на исправление недочетов. Завершается сэндвич метод позитивным утверждением. Психологический прием не подходит при крупных ошибках, когда сотрудника не за что хвалить.
- Модель «SOR».
Standard (стандарт) — руководитель ссылается на правила компании, которые необходимо соблюдать.
Observation (наблюдение) показывает, где конкретно человек нарушил установленные положения.
Result (результат) описывает последствия допущенной ошибки.
- Модель «BOFF». (поведение — результат — чувства — будущее).
Behaviour (поведение) описывает ошибочные действия человека. Основывается на сухих оценочных суждениях.
Outcome (результат) — к чему могут привести неправильное поведение.
Feelings (чувства) — какие эмоции вызывает проблема.
Future (будущее) — совместное обсуждение дальнейших действий сотрудника.
Как понять, что нужно дать обратную связь
Для налаженного механизма работы компании рекомендуют использовать фидбек на постоянной основе. Однако не всегда это возможно.
Обратный отклик важен, когда сотрудники:
- Хорошо выполняют поставленные задачи
- Не справляются с должностными обязанностями
- Постоянно нарушают сроки
- Теряют рабочий интерес
- Устраивают конфликты с руководством, коллегами
Как правильно давать обратную связь
Этапы, которые помогут грамотно предоставить фидбек подчиненному:
- Готовьтесь к разговору. Предварительный разбор ситуации позволит заранее продумать возможные варианты решения проблемы, определить цель диалога.
- Обеспечьте комфортные условия. Разговаривайте лично. Такой формат подразумевает более доверительный коммуникационный процесс.
- Не ругайте. Вместо обвинений лучше спросите сотрудника его видение решения возникшей проблемы.
- Предложите корпоративное обучение, если такая возможность имеется.
- Обращайте внимание на обстоятельства.
Правила предоставления фидбека между линейными сотрудниками:
- Анализируйте ситуации, которые касаются вас, вашей работы, чтобы избежать конфликтов.
- Уточните, готов ли коллега слушать комментарии.
- Предлагайте альтернативные варианты решения проблемы.
- Будьте партнерами. Предлагайте помощь, делитесь опытом.
- Подкрепляйте недочеты фактами, которые обе стороны считают объективными.
Как принимать обратную связь
Умение принимать конструктивную оценку — важный критерий, который способствует развитию карьеры. Фидбек позволяет посмотреть на себя иначе, обнаружить качества, которые раньше оставались незамеченными.
Как реагировать на обратную связь руководителя:
- Не торопитесь делать выводы. Медленно проанализируйте новую точку зрения. Оставьте лишние эмоции.
- Задавайте вопросы, если что-то не поняли.
- Проведите работу над ошибками.
Как реагировать на фидбек сотрудника:
- Будьте открыты. Критический отклик зачастую вызывает стресс, желание закрыться. Воспринимайте замечание безоценочно.
- Не молчите. Активно участвуйте в диалоге, задавайте уточняющие вопросы.
- Не стесняйтесь просить помощи более опытных коллег по работе.
- Старайтесь принимать окончательное решение вместе.
Что делать, если обратная связь не имеет эффекта
- Неверная подача обратной связи способна разрушить доверие сотрудников, плохо повлиять на развитие бизнеса, продажи. Разберем алгоритмы, которые не приносят положительного результата.
- Что не следует делать:
- Выражать обратную отзыв текстом. Читатель может неправильно интерпретировать сообщение.
- Копить негатив. Сдерживание плохих эмоций создают напряжение, влияют на работоспособность, «погоду» коллектива.
- Давать только негативную оценку. Игнорирование демотивирует сотрудника. Каждому сотруднику важно чувствовать себя значимым.