Глубинное интервью выявляет скрытые мотивы, определяющие поведение покупателей. Форма проведения предполагает доверительный диалог с респондентом в спокойной обстановке. В отличие от дружеского общения, глубокое интервью выполняется по сценарию. Мы подготовили подробный гайд, описывающий методику исследований.
Методика глубокого интервью
Глубинные исследования позволяет оценить клиентский опыт человека, понять скрытые причины принятия решений, узнать представление товаров. Специалист компании, проводящий встречу, обязан знать психологию. Интервьюер должен завоевать расположение собеседника, замечать, расшифровывать невербальные сигналы визави.
Отличия глубинного и классического интервью
Метод интервью предполагает, что респондент обсуждает заданные вопросы. При классическом интервью формат диалога неважен. Респондент вправе разговаривать односложными фразами, отказываться отвечать: полученная информация имеет значение.
Классический формат диалога может подразумевать короткое общение, продолжаться 5−10 минут.
Важно!
Глубокие беседы не проводятся с группами респондентов. Стеснительные участники фокус группы повторяют мнение большинства, картина искажается.
Глубокое интервью подразумевает исследование скрытых причин выбора товаров. Этого нельзя достичь при коротких неполных фразах визави. При глубинном обсуждении требуется 30−90 минут для одного собеседника. Фразы покупателя должны быть развернутыми. При правильном диалоге раскрываются истинные убеждения, подлинная мотивация покупателя.
Разновидности глубокого интервью
Фокусированное интервью посвящено выбранной тематике. Респондента знакомят с тематикой до начала разговора. Опросчик рассказывает, интересы какой компании он представляет. Вопросы сценария образуют логическую последовательность.
Нефокусированное интервью напоминает дружескую встречу. Разговор затрагивает темы, которые выглядят не связанными. Сценарий непонятен участнику. Последовательность запросов выглядит нелогичной. Опросчик вправе утаить, что является представителем бренда, назвать тематикой встречи сбор общественного мнения.
Гайд по этапам глубинного исследования
Маркетинговое исследование начинают составлением плана. Следует определиться, для решения какой задачи выполняется сбор данных. Возможные варианты формулировки задачи:
- Уточнение целевой аудитории товара (услуги).
- Анализ побуждений клиентов совершать покупки.
- Сбор мнений покупателей о конкретном предложении.
- Анализ рынка перед запуском продукта.
- Поиск ограничивающих убеждений покупателей.
- Выявление причины перехода клиентов к конкурентам.
После выбора определенной темы составьте запросы, помогающие определить глубинные мысли покупателей. Найдите площадку для проведения встреч, составьте алгоритмы поиска участников. Далее рассмотрим этапы аналитической работы.
Подготовка сценария
Список вопросов определяется тематикой, поставленной целью. Добавьте в перечень вопросы о поведении клиентов, причинах совершенных действий. Избегайте спрашивать будущие действия. Многие люди плохо владеют навыками долгосрочного планирования.
Спрашивайте собеседников о прошлых, настоящих ситуации.
Примеры составления вопросов потребителям:
- Как удовлетворяете названную потребность?
- Какие чувства приносит оформленная покупка?
- Какую сумму психологически комфортно заплатить продавцу?
- Довольны качеством, полученным за названную сумму?
- Как использование товара доставляет проблемы?
- Опишите характеристики идеального товара.
- Какие возможности открыла сделанная покупка?
- Что изменится, если товар окажется недоступным?
- Требуется ли помощь при выборе товара?
- Какое впечатление произвело сотрудничество с компанией?
Обратите внимание:
Перечисленные запросы предполагают конкретные развернутые ответы.
Во время диалога стоит использовать визуальные материалы: показывать видео, фотографии, спрашивать мнение собеседника, обсуждать увиденное. Визуальные образы помогают получить от собеседника подробные рассуждения.
Вопросами интервьюера нельзя подсказывать ожидаемый ответ.
- Неправильный сценарий: «Страшно посещать стоматологическую клинику?»
- Правильный сценарий: «Опишите, что чувствуете, посещая врача-стоматолога?».
Старайтесь формулировать реплики, провоцируя эмоциональную реакцию собеседника. Важно задавать вопросы, выявляющие «боли» — незакрытые потребности, неозвученные проблемы клиента. Запросы «боли» помогают улучшить созданные продукты, разрабатывать новые проекты. Знание «боли» клиентов используется для создания уникального торгового предложения (УТП), помогает опередить конкурентов.
Выбор тайминга
Стандартная продолжительность диалога: 0,5−1,5 часа. Длительное проведение встречи вызывает усталость собеседника. Уставший партнер начинает говорить короткими неполными фразами, стремится закончить диалог. Короткие фразы не помогают достичь заявленной цели.
Выбор площадки
Интервью сопровождает тихая спокойная обстановка. Помещение выбирайте изолированное от визуальных, шумовых раздражителей. Желательно выбрать комнату с классическим интерьером. Оригинальный дизайн комнаты, яркие элементы декора отвлекают респондентов от ситуации.
Важно:
Несмотря на развитие технологий, глубинное интервью не принято проводить онлайн. Метод предполагает эмоциональный контакт, оценку невербальных проявлений визави.
Поиск участников
До начала поиска участников составьте портрет респондента. На встречу разрешено приглашать типичных представителей аудитории, представителей новых сегментов (перед выпуском продукта для определенной категории покупателей).
Отбор участников проводится по стандартным социально-демографическим критериям: возраст, пол, уровень дохода. Для некоторых опросов важно наличие детей, автомобиля, недвижимости. Встречи проводят с людьми, использующими продукт, серьезно планирующими совершить покупку в течение года.
Простой способ поиска: приглашение участников интернет-коммьюнити бренда, проживающих в городе. Второй способ поиска: личные приглашения на площадках скопления аудитории. Мужчин, планирующих сменить автомобиль, найдете, посетив автосалон.
Покупательниц кошачьего корма найдете, посетив выставку кошек.
Правила сбора информации
Исследователь должен быть хорошим психологом. Знакомство собеседников задает направление беседы. Первыми фразами исследователь вызывает доверие участника, помогая раскрыться для диалога. Профессионал использует индивидуальный подход, вызывая доверие визави.
Важно:
Когда участник молчит, нельзя нарушать тишину. Часто после молчания люди высказывают ценные мысли.
Если планируете исследование без привлечения специалиста, подготовьтесь проводить интервью. Советуем прочитать полезные книги:
- «Технология интервью» Марии Лукиной.
- «Как разговаривать с кем угодно…» Ларри Кинга.
Интервьюер обязан излучать уверенность. Реплику «Возможно, следующий запрос покажется странным» использовать нельзя. Обесценивание сценария диалога вызывает негативную реакцию участника, отказ от поиска решения проблемы.
Во время встречи занимайте нейтральную полицию. Нельзя хвалить, осуждать респондентов за высказанное мнение. Будьте готовы к нестандартным ситуациям: неуместным шуткам, критике, грубым высказываниям. Не поддавайтесь провокациям, сохраняйте спокойствие, постарайтесь сглаживать конфликты.
Промежуточные итоги
После собеседования 5-и участников пересмотрите список запросов. Практика покажет, что часть запросов участникам непонятны. Ответы на некоторые запросы дают постороннюю информацию, неважную представителям бренда. Переформулируйте спорные вопросы, исправив допущенные ошибки.
Оцените степень достижения цели. При необходимости назначьте новые 5 встреч. Подводите промежуточные итоги после новых 5-и встреч. Метод интервью предполагает: число участников определяется процессом. Когда получите качественную информацию, завершайте набор.
Анализ результатов
При глубинном методе интервью рекомендуется записывать диалоги диктофоном, видеокамерой. До начала аудиозаписи (видеозаписи) получите согласие участника, чтобы избежать нарушения закона. Во время беседы делайте пометки ручкой — отмечайте ключевые моменты диалога. Сделанные заметки помогут найти примечательные моменты аудиозаписи (видеозаписи).
Глубокое интервью не предполагает компьютерную аналитику результатов исследования. Мнение респондентов по теме анализирует эксперт. При анализе следует выделить, обобщить глубинные идеи, объединяющие высказывания покупателей.
Глубокое интервью — это качественный метод изучения клиентского опыта, ожиданий клиентов. Точность методики определяется человеческим фактором (квалификацией эксперта). Используйте гайд, чтобы выбрать методику, подготовить список запросов, проанализировать результаты.