Бизнес стремится к увеличению прибыли, улучшению качества продукции, услуг, конкурентоспособности. Менеджмент помогает достигнуть цели в нужный срок. В материале рассказываем, какие 4 функции выполняет менеджмент, для чего он нужен, как соотносится с понятием «управление» и как правильно его построить.
Какую роль менеджмент играет в бизнесе
Менеджмент как наука — это дисциплина, которая исследует законы и особенности управления, выясняет, какие методики помогают руководству добиваться целей в условиях рыночной экономики. В бизнесе это деятельность по управлению сотрудниками, которая включает планирование, постановку целей, организацию, регулирование бизнес-процессов, системы мотивации и контроль. Менеджер определяет стратегические направления развития организации, продумывает пути достижения целей, следит, как выполняется работа.
Понятия «менеджмент» и «управление» часто используют как синонимы, но у них есть отличия друг от друга. Разница в том, что management фокусируется на организации социально-экономических процессов внутри компании: распределяет ресурсы, координирует деятельность персонала. Управление — более широкое явление, которое включает в себя руководство чем угодно, в том числе техникой, недвижимостью, правами.
К общим функциям руководителя относятся:
- Планирование задач. Разрабатывает стратегии, тактики достижения целей.
- Организация работы. Распределяет ресурсы для выполнения задач, оптимизирует бизнес-процессы, занимается подбором кадров, организацией обучения новичков.
- Мотивация коллектива. Продумывает систему поощрения, KPI, бонусы, дает обратную связь по работе персонала.
- Контроль деятельности. Отслеживает ход работы, соблюдение сроков, оценивает результаты, корректирует действия сотрудников при необходимости.
Дополнительная функция в управленческом менеджменте — координация. Менеджер обеспечивает общение между отделами, своевременную передачу важной информации.
В постоянно меняющейся бизнес-среде и высококонкурентном рынке все эти процессы должны быть гибкими, что делает менеджмент значимым для компаний. Его важность проявляется в оперативном реагировании на изменения в мире, принятии стратегических решений для роста фирмы, внедрении инноваций, грамотном построении работы. Все это помогает компании устойчиво развиваться.
Какие виды регулирования менеджмента существуют
Три основные концепции менеджмента:
- Американская. Отличается долгосрочным планированием, формальными отношениями внутри компании. Главная задача — увеличить прибыль при минимальных затратах трудовых, финансовых ресурсов.
- Западноевропейская. Ценятся коммуникативные способности, поиск связей. В работе присутствуют неформальные отношения.
- Японская. Акцент на идеологии и ценностях компании, повышении производительности труда. Низкая текучесть кадров. Решения чаще принимаются коллективно.
Российская модель менеджмента — синтез традиционных концепций управления с европейским уклоном. В компаниях чаще отсутствуют стандарты менеджмента, партнерство базируется на доверительных неформальных отношениях. В отличие от японской и американской модели, в России работник часто оценивается не по профессионализму, а по личным симпатиям. Коллективизм сохранился с советских времен. Специалист редко рассматривается как отдельный эксперт. Важно, чтобы он был частью единой системы, органично вписывался в команду.
Функциональный менеджмент, в противовес отраслевому, охватывает управление разными процессами и субъектами, присутствует во всех сферах деятельности.
Есть такие его разновидности:
- Финансовый менеджмент. Руководство денежными ресурсами компании, включая планирование бюджета, учет, анализ, привлечение средств. Гарантирует финансовую устойчивость, рентабельность компании. Например, поиск инвесторов, разработка стратегий вложения средств в акции, облигации, недвижимость.
- Проектный менеджмент. Регулирование хода проекта, контроль результатов, соблюдение сроков, бюджета, чтобы получить конкретный результат. Помогает добиться цели в нужные временные рамки. Например, производство нового косметического продукта, открытие филиала, выпуск журнала.
- Операционный менеджмент. Управление главной деятельностью предприятия, отвечает за стабильную бесперебойную работу. К примеру, регулярный постинг в соцсетях, ежедневная работа официантов в кафе, доставка продуктов.
- Стратегический менеджмент. Планирование на 2−3 года вперед, решение форс-мажорных ситуаций. Формирует ориентиры компании, объединяет текущие задачи в единую стратегию. Например, выход на IPO за 4 года.
- HR-менеджмент. Управление персоналом, включая подбор, адаптацию, обучение. Разработка стандартов работы, оценка эффективности. Помогает грамотно выстроить коммуникацию с сотрудниками, распределить задачи, избежать недопониманий. Например, подготовить базу знаний для нового персонала, создать матрицу RACI, настроить CRM, утвердить график отпусков.
- Маркетинговый менеджмент. Разработка маркетинговых стратегий, анализ рынка, продвижение товаров, услуг, ценообразование. Способствует привлечению клиентов, увеличению продаж, укреплению имиджа компании. К примеру, менеджер по маркетингу изучает, что нужно целевой аудитории, запускает контекстную рекламу, работает над привлечением лидов.
- Управление рисками. Прогнозирование негативных последствий, принятие мер по предотвращению или устранению. Например, вносятся изменения в работу компании в случае новой волны пандемии.
Как строится грамотный менеджмент
Базовые принципы, на которых основывается современный менеджмент:
- Определение стратегических целей. Управление начинается с построения главных задач, распределения их на составляющие этапы. В 2019 году компания Nike объявила о долгосрочном проекте по переходу на безотходное производство. В течение пяти лет бренд обеспечивает объекты возобновляемыми источниками энергии.
- Делегирование задач. Разделение ролей между сотрудниками в соответствии с компетенцией. Например, написание продающего текста стоит поручить копирайтеру, разработку фирменного стиля — дизайнеру.
- Иерархия подчинения. Каждое подразделение или сотрудник выполняет указания вышестоящего. Например, SMM-менеджер реализует поручения руководителя отдела маркетинга. Многие компании отказываются от жесткого линейного управления, пытаются внедрить системы самоуправления — холакратию. Но на практике такую структуру управленческого менеджмента организовать трудно.
- Установка сроков. Сущность планирования в том, чтобы не затягивать процесс, избежать ситуации, при которой работа одних отделов приостанавливается из-за несоблюдения сроков другими подразделениями. Компания Toyota известна системой «just-in-time», которая позволяет планировать производство, контролировать запасы продукции.
- Контроль выполнения задач. Недостаточно дать поручение сотруднику, важно проследить его реализацию, оценить результат. Например, подготовить регламенты по работе, ввести CRM.
- Система мотивации. Денежное поощрение за перевыполнение работы, оптимизацию бизнес-процессов, инициативность стимулирует сотрудников на продуктивную, профессиональную работу. Например, надбавка за реализацию плана продаж, перевыполнение KPI.
- Развитие корпоративной культуры. Тимбилдинги, выездные мероприятия, комфортные условия работы — все это способствует эффективной работе компании. Например, «Яндекс» предлагает сотрудникам тренажерные залы, массажные кабинеты, зоны отдыха в офисе.
- Обучение и развитие. Руководитель должен предоставлять персоналу возможность для повышения квалификации. Многие компании предлагают прохождение курсов за счет организации.
Главные ошибки менеджеров
- Игнорирование тенденций. Чтобы грамотно оптимизировать процессы внутри компании, важно следить за новинками в сфере бизнеса и менеджмента. Есть компании, которые до сих пор не перешли на использование CRM и ведут отчетность в Excel.
- Сфокусированность на краткосрочных задачах. Предприятию нужна стратегия, чтобы развиваться, увеличивать прибыль.
- Недостаток внимания к общению между сотрудниками, отделами. Выстраивание системы передачи информация внутри коллектива входит в обязанности руководителя. Он должен проконтролировать, чтобы каждый работник был осведомлен о задачах, сроках, требованиях.
- Чрезмерный контроль. Дотошность в работе, желание проверить каждый шаг сотрудника снижает мотивацию персонала. Стоит давать самостоятельность работникам, доверять им.
- Отказ от делегирования. Менеджеру важно разделять обязанности между сотрудниками, иначе он рискует перегрузить себя.
- Игнорирование конфликтов. Эмоциональный климат в коллективе влияет на работоспособность. Руководитель должен замечать споры, мешающие продуктивной деятельности, уметь урегулировать их.