Правила классификации предприятий на малые, средние и крупные прописаны законодательстве. Эти критерии регламентированы в Федеральном Законе № 209 и Постановлении Правительства № 702. Мы расскажем, чем отличается малый бизнес от среднего, и какие преимущества и недостатки есть у каждого вида деятельности.
Характеристики малого бизнеса
Для классификации субъектов предпринимательства используется прибыль согласно финансовой отчетности и среднесписочная численность работников за прошедший год.
К малому бизнесу относятся юридические лица, которые соответствуют критериям:
- Размер штата не превышает 100 сотрудников (включительно).
- Годовой доход от продажи товаров или услуг не превышает 800 миллионов рублей.
- Более 49% от уставного капитала или контрольного пакета акций не принадлежит крупному юридическому лицу.
В отдельную категорию выделяют микропредприятия. Это организации, в которых работает до 15 сотрудников (включительно). Годовой доход от продажи товаров или оказания сервиса не должен превышать 200 миллионов рублей.
Маленькие компании обычно принадлежат начинающим предпринимателям и работают в одном помещении. Для них характерны следующие виды деятельности: магазин у дома, аптека, салон красоты, кафе или ресторан, развлекательный центр.
Особенности среднего бизнеса
К следующему типу бизнеса относятся субъекты, соответствующие критериям:
- Численность сотрудников не превышает 250 человек (включительно).
- Годовой доход от предпринимательства не превышает 2 миллиардов рублей.
- Более 49% не принадлежит крупному юридическому лицу.
Установленным критериям соответствуют компании, работающие по принципам сети. К типичным представителям относятся сетевые магазины, аптеки, салоны красоты, рестораны, действующие в пределах населенного пункта. К ним же относятся заводы с небольшим объемом производства.
Статус субъекта предпринимательства определяется на основе документов, которые он подает в ФНС. Принципы классификации одинаковы для всех юридических лиц, вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности.
Преимущества и недостатки
У каждого способа ведения бизнеса есть преимущества и недостатки, в зависимости от масштаба юридического лица. Рассмотрим плюсы и минусы предприятий разного размера.
Малые предприятия
Представители малого бизнеса имеют больше прав на поддержку государства. Для них доступны следующие льготы:
- упрощенная форма регистрации;
- упрощенная сдача бухгалтерской отчетности;
- получение государственных субсидий;
- кредиты на развитие на выгодных условиях;
- надзорные каникулы: временный мораторий на проверки.
Бизнесменам проще вести бухгалтерский учет. Зачастую этой задачей занимается сам владелец предприятия. Небольшие фирмы чутко реагируют на изменение рыночных условий, они могут перестраиваться в зависимости от ситуации.
Начинающим бизнесменам сложно занять нишу на рынке и выделиться среди известных брендов. Любая ошибка может оказаться фатальной. Часто малые фирмы закрываются в течение 1−3 лет после регистрации из-за ошибок в маркетинговой стратегии или низкого уровня обслуживания клиентов.
Средние предприятия
Предприниматели, владеющие средними компаниями, получают больше денег за счет масштаба. У них уже есть ниша, бренд и некоторое количество лояльной аудитории и больше возможностей масштабирования. Как правило, они уже представляют собой сеть как минимум из 2−3 филиалов. Владелец может заниматься открытием филиалов самостоятельно или разработать и продавать франшизу.
Средний бизнес крайне сложно открыть с нуля. Для запуска требуется проделать большой объем подготовительной работы и привлечь больше инвестиций. Масштабными предприятиями сложно управлять, с задачей не справляется один человек. Владельцу следует делегировать управление отделами и ведение отчетности. Для повышения эффективности управления следует внедрить систему автоматизации.
Классификация предприятий основана на показателях годовой доходности и числе работников. При классификации учитывается, кто является собственником. Малыми и средними не считаются предприятия, более 49% которых принадлежит крупным юридическим лицам.
Начать малый бизнес может почти любой желающий, для запуска не требуется объем инвестиций. Маленькие организации пользуются льготами, но им сложно выделиться на фоне более крупных конкурентов, чтобы найти и занять свою рыночную нишу.
Средние компании приносят больше денег, но открывать их с нуля трудно. Для этого потребуется привлечь много инвестиций и владеть развитыми управленческими навыками. Часто бизнесмены сначала открывают маленькие компании, а затем направляют выручку на их масштабирование, и в результате переходят на высокий уровень.