Социолог – это специалист, который занимается исследованием общества и его отдельных частей.
Профессия социолога предполагает развитие различных навыков и компетенций, что позволяет выпускникам работать во многих сферах. Прежде всего это аналитик, который умеет собирать, обрабатывать и анализировать данные с помощью компьютерных программ.
Описание профессии
Социология делится на два направления:
- Академическая социология – относится к научно-исследовательской деятельности. В рамках этого направления изучаются происходящие в обществе процессы, а именно причины возникновения и динамика социальных явлений. Так как общество постоянно меняется, ученые-социологи всегда находят темы для научных работ, в которых они формируют и развивают новые теории. Часто исследователи, выбравшие это направление, работают преподавателями в университетах.
- Прикладная социология – занимается решением конкретных задач: например, изучить поведение аудитории, описать портрет избирателя. Помимо изучения объекта, социологи также составляют рекомендации для заказчика исследования о возможных способах влияния на целевую аудиторию. Такие виды работ пользуются спросом в журналистике, маркетинге, связях с общественностью.
Немногие социологи занимаются наукой – большинство решают прикладные задачи по заказу коммерческих компаний и государственных институтов.
Если специалист планирует развиваться в направлении академической социологии и строить научную карьеру, то ему предстоит публиковать статьи в научно-публицистических журналах, выступать на конференциях, преподавать в ВУЗах.
Требования к специалисту
Профессию получают в высших учебных учреждениях, обучение по программе бакалавриата длится 4 года. Если студент желает построить карьеру ученого, то образование продолжается в магистратуре и аспирантуре.
Базовые профессиональные навыки, необходимые специалисту:
- знать и уметь применять методы социологического исследования;
- быть уверенным пользователем ПК и работать с программами для анализа данных (SPSS Statistics, Stata, Excel);
- владеть английским языком для изучения иностранных источников.
Анкетирование – самый распространенный метод сбора данных. Среди других методов получения информации выделяются:
- формализованное и неформализованное интервью;
- работа в фокус-группах;
- включенное и не включённое наблюдение;
- анализ документов.
Профессионал должен знать особенности каждого из методов и уметь применять их на практике. Выбор способа сбора данных зависит от тематики конкретного исследования.
Социологу следует обладать определенными личными качествами: аналитическим мышлением, вниманием к деталям, терпением и усидчивостью. Это важно для качественной обработки больших объемов информации и разработки максимально точных прогнозов.
Критическое мышление – еще один необходимый soft skill для социолога. Профессионал должен четко видеть логические и причинно-следственные связи, замечать несоответствия, грамотно формулировать аргументы.
Востребованность
Социологи обладают не только обширными теоретическими познаниями, но и умеют работать с массивами данных, что делает их услуги востребованными во многих областях, а не только в сфере социологии.
Возможные места работы:
- ВУЗы;
- исследовательские центры;
- центры мониторинга общественного мнения;
- СМИ;
- отделы маркетинга различных предприятий;
- PR-агентства;
- связи с общественностью.
Преимущества и недостатки
У профессии есть ряд преимуществ:
- Навыки и знания социолога позволяют реализоваться во многих отраслях. Часто они работают маркетологами, аналитиками, политтехнологами, продакт-менеджерами.
- Специалисты постоянно развиваются, осваивают новые методы исследования и технологии.
- Профессионалы высоко ценятся на рынке труда. Например, навыки и умения социологов позволяют им также проводить маркетинговые исследования, без которых не обходится ни одно предприятие.
Среди недостатков выделяются:
- Рутинность и монотонный темп работы, что предполагает определенный склад характера и подойдет не каждому.
- Преуменьшение значимости профессии – нередко деятельность социолога представляется как опрос случайных респондентов и несложный подсчет ответов в процентах. На самом деле за каждым исследованием кроется объемная работа и серьезный мыслительный труд, которые требуют навыков систематизации и анализа информации.
- Необходимость разбираться в математике. Хоть социология и считается гуманитарной дисциплиной, специалисты постоянно работают с математическими моделями, выборками, статистикой.
Социологи считаются универсальными специалистами благодаря приобретению нескольких компетенций. Умение собирать и анализировать информацию, а также работать в программах для статистической обработки данных позволяют социологам реализовываться во многих отраслях. Чаще всего они работают в сфере маркетинга и рекламы.