Профессия «Кинооператор» глазами человека, который через объектив телекамеры видел всё

Профессия «Кинооператор» глазами человека, который через объектив телекамеры видел всё

Обновлено 24.07.2023
Содержание
Как стать кинооператором, который зарабатывает 300 000 рублей в день, в чем нюансы и перспективы профессии, рассказывает Дмитрий Синицын — практик-преподаватель операторского мастерства Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия».

Мастер впервые попробовал себя в роли наставника 7 лет назад. Однажды начал преподавать, да так вошел в роль, что остался в педагогике, с тех пор совмещая ее с работой кинооператора на крупных проектах. За плечами уже множество кино- и телепроектов. Помимо операторского мастерства, Дмитрий Синицын (на фото ниже) уже два года ведет на Факультете театра, кино и телевидения «Синергии» курсы по кино- и светотехнике и также курс по киноосвещению.

Как стать лучшим кинооператором

«Волей случая, несколько лет назад на просторах интернета мы познакомились с Евгением Васильевичем (директором Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия» Е.В.Цвимадзе. – Прим. авт.), - рассказал мне Дмитрий Синицын о том, как он пришел работать в крупнейший негосударственный университет России. - У нас тогда сразу завязался диалог на тему современной кино- и телеиндустрии, ее перспектив и в том числе проблем подготовки профессиональных операторов и мастеров по свету. Затем мы встретились вживую, обсудили мое участие в жизни Факультета, и мне все понравилось».

Подай заявку на Факультет кино и телевидения

- У меня подход к обучению студентов простой, хотя и мало распространенный в нашей кинематографической среде, - рассказывает Дмитрий. - Я в киноиндустрии уже 22 года, и продолжаю работать на различных проектах кинооператором и (говоря старым, но понятным термином) мастером по свету - сейчас эта профессия называется «Гаффер». Так вот, огромное количество кино-телеоператоров, преподающих в различных вузах России, - это люди уже в солидном возрасте. У них за плечами большой опыт - как правило, еще советской и российской (периода 1990-х) школы. И я отчётливо вижу, особенно встречаясь на съемочных площадках со студентами из кино- и телевизионных учебных заведений или с начинающими работать в индустрии молодыми людьми, насколько у них мало современных умений в профессии.

- Вы имеете ввиду, что студентам давали много теории и очень мало навыков?

- Да, навыков работы с новым осветительным оборудованием, с новыми камерами, вообще с кино технологиями, которые применяются сегодня. Не теми, что «были вчера», а современными, используемыми именно «сейчас». «Классицизм» в образовании, теория - это нужная база. Но именно что «база». Операторское мастерство включает в себя очень большую палитру знаний и навыков: теоретический, художественный и культурный багаж – это основа, которая должна быть дополнена уверенным владением современной техникой. Технологии вообще и в нашей профессии, в частности, развиваются семимильными шагами – за год может поменяться многое! И все эти новые технологии и технику преподаватель обязан знать и использовать на практике, показывать и объяснять нюансы применения. То есть вуз либо предлагает своим ученикам самую актуальную информационную и практическую базу, готовя квалифицированных кинооператоров, либо пичкает студентов часами теории. Но ведь знать не значит уметь использовать.

- Это как в карате. Мастерство (индивидуальный путь) начинается только после получения учеником черного пояса. То есть выпускник вуза должен быть в некоем смысле уверенным «черным поясом», а не начитавшимся книг по карате любителем… Дмитрий, а как вы видите: российские кинематографисты технологически, по стилю кино- и телесъемок, по-прежнему стремятся «догонять Америку» или у нас есть свой сложившийся путь, ориентированный на российского зрителя?

- Технологии никогда не стоят на месте. А у кого лучшие технологии, тот и лидирует. Кто это понял, тот будет учиться новому все время. Поэтому, с одной стороны, мы пытаемся нагнать технологии, беря лучшее и ориентируясь на лидеров индустрии. С другой стороны, воспитывая своих лидеров профессии, мы пытаемся обогнать. Однако у нас (в отличие от той же Америки) существует огромная нехватка профессионалов-кинооператоров мирового уровня. У нас в индустрии таких Мастеров по пальцам пересчитать. И еще - скажем так, не все из этих мастеров находятся в состоянии технологической актуальности. Не говоря уже о том, что в целом Школа кинематографии в России – во многом заложник стереотипов, а иногда даже и шаблонов. Хотя должно быть иначе.

Суть работы оператора - сделать зрителю эмоциональный подарок

- Лидеры профессии обязаны развивать свое мастерство постоянно, тем самым создавая обратную тенденцию. А именно - культивировать принцип: не мыслить стереотипами! Операторы - это люди с очень пластичным умом, с неожиданным взглядом на мир, импровизирующие камерой, экспериментаторы, испытывающие все время новый подход к технике, к передаче эмоций в кадре.

«На первых занятиях со студентами младших курсов я всегда говорю: кинооператор - это одна из самых интересных сфер деятельности на планете. Потому что оператор - самый художественный технолог и самый технологический художник»

И все оттого, что «кисти», инструментарий оператора – это палитра невероятного размера: от обычного гвоздя до высокоточной роботизированной техники. У нас же тут хайтек на хайтеке! При том что в конечном счете все сводится к простой сути: «надо красиво, элегантно и эстетично донести до зрителя идею и эмоцию, которую придумал режиссер и воплотил актер, и вообще сделать зрителю эмоциональный подарок». Но эта «красивость и элегантность» в кино- и телеиндустрии из года в год задает все более и более высокие стандарты.

Правда такова: повышая свое мастерство постоянно, ты, скорее всего, снимешь хороший видеоконтент; а не повышая – сварганишь тяп-ляп.

Как сказал во время одной из наших дискуссий на тему «российской и западной школы» Евгений Васильевич, «это не вопрос разницы школ». Классика в обучении, база - она везде одинаковая. В Америке, Европе, России классическая база образования основана на истории кинематографа, на том, как снимали мэтры, которых уже с нами либо нет, либо которые уже совсем старички (дай Бог им здоровья). Современность же заключается именно в обучении новым современным техникам съемок, использовании последних технологий, и прочим актуальным возможностям.

Мой самый главный принцип (с которым, конечно же, многие коллеги по цеху, будут спорить) - не довлеть над студентами. У меня в педагогическом лексиконе слова «Мастер» нет вообще. Стараюсь, чтобы каждый студент увидел самого себя, и сам себя открыл. С первого курса я никого из студентов «не трогаю», не сужу их творчество, потому что навязывать свое видение и давать оценку в творчестве - это просто неправильно. Ведь в нашей профессии все субъективно, от и до.

СПРАВКА SYNERGY TIMES

«Кинооператорство» факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия» готовит операторов для работы в кино и на телевидении!

Форма обучения: очная (бакалавриат, магистратура).

Мастера курсов — профессиональные кинооператоры и режиссеры. Преподаватели-практики высочайшего уровня.

Подробности здесь

- Сейчас в мире бум на мастер-классы и всевозможные развивающие курсы, в том числе в сфере творчества (как написать бестселлер, снять фильм, нарисовать картину). Все, чтобы самореализоваться и быстро стать сверхуспешным и богатым. Что скажете, понятие «лидерство» может быть применимо к творческим индустриям, к кинооператорству? И если «да», то оно как-нибудь измеряется?

- Вся история кинематографа и телевидения демонстрирует, что операторское искусство – это много ремесла, практики и много знаний, очень много знаний. Мы знаем, что великие операторы постоянно занимались повышением своего мастерства и самообразованием. Принцип «Саморазвитие длиною в жизнь» особенно присущ специалистам западного кинематографа. У нас в России этот принцип еще находится в стадии формирования, но развитие в кинооператорстве очень стремительное.

Как бы это ни прозвучало, но, знаете, часто люди на киноплощадках всего мира, замечают, что оператор чуть ли не самый эрудированный человек.

- «Самый эрудированный» в каких сферах?

- Практически во всех. От живописи и экологии до ядерной физики и компьютерной грамотности. Все знания, так или иначе когда-нибудь пригождаются оператору в его работе. Понимание широкого спектра вопросов, пусть даже поверхностное, помогает в передаче адекватного для зрителей изображения.

Профессионалу важно разбираться в огромном количестве тем. Особенно в художественном кино - нужно быть эстетом, психологом (знать, как лучше общаться с актерами, как красиво передать психологию эпизода), технологом (знать, какая камера, какая оптика подойдет), видеть картинку объективно и целиком (в чем «физика» передаваемого оператором процесса). А в документалистике - при съемке научно-популярного фильма, например - необходимо знать принципы тех или иных физических феноменов, элементарную, а то и квантовую физику. Только ясно понимая, что снимает, оператор сделает по-настоящему эстетический, культурный продукт. Поэтому мы преподаем студентам, например, такую дисциплину как «Геометрическая оптика», в которой есть формулы, цифры, чертежи и еще такие «вещи», которые потрогать невозможно. Их можно только прочувствовать эмоционально и осознать.

Снимать музыкальные клипы и художественные фильмы – это разные процессы

- В «Синергии» на всех факультетах акцент сделан на практичности образования. У вас студенты сразу с первого курса начинают снимать?

- У меня лично - да. Первокурсников после некоторого количества теоретических лекций я погружаю в практику, каждый создает этюды. Этюды могут быть заимствованы из каких-то фильмов, могут быть придуманы самими студентами. Быстрый переход к практике, на мой взгляд, ведет к правильному поиску себя, своего стиля, формированию личного взгляда на вещи. У всех он разный.

Не каждый студент, который учится на оператора, станет оператором-постановщиком. В итоге одни пойдут на телевидение, другие - в документальное кино, третьи останутся в художественном кино, четвертые займутся рекламой и музыкальными клипами. Все эти направления - грани одной профессии. Но по сути каждая из этих граней операторского мастерства – отдельная специальность, в каждой есть свои нюансы и «законы». Есть ли операторы, которые способны снимать абсолютно все?! Да, но это редкое дарование, умноженное на обширную практику.

Сколько зарабатывает оператор

- Дмитрий, а что у кинооператоров с доходами? Есть базовый уровень, с которого многие начинают, а есть мастерский. И еще, насколько я знаю, иногда даже профи участвуют в киносъемках бесплатно. Ну а почему бы не поучаствовать, если проект интересный, яркий, но некоммерческий? Какие потолки в доходе в России?

- Потолка нет. Доход может быть от нуля и «до бесконечности». Есть случаи, когда оператор за проект зарабатывал более десятка миллионов рублей.

- Ух-ты. Это проекты какого рода могут быть - например, оператор приглашен к Никите Михалкову и снимает с ним 20-серийный фильм по заказу Netflix?

- У Никиты Сергеевича Михалкова, насколько я знаю, оператор столько не зарабатывает. Но на одном из недавних знаменитых российских полных метров (в итоге оказавшемся не очень коммерчески успешным, но это отдельный разговор) оператор-постановщик заработал очень-очень-очень много, счет идет на миллионы.

- Если без крайностей, сколько профессиональный оператор зарабатывает на российском рынке?

- В кинематографе и в видеопроизводстве рабочий день считается в сменах. Одна смена стоит определенную сумму, у каждого профессионала свои расценки. Или бывает, оператору предлагают сумму «за проект», съемки которого могут длится, скажем, месяц. За проект оператор может «спокойно» заработать до миллиона рублей.

- А за смену (с момента начала съемок утром в 08.00 и до завершения в 22.00, скажем)? Я слышал, что есть операторы, которые получают 300 тысяч за одну смену. Это правдиво?

- Да, есть такие операторы. Средняя же статистика такова. Например, за мини-проекты (скажем, для youtube) хороший оператор-постановщик зарабатывает 50 - 100 тысяч за смену (речь идет о серьезных профессионалах, которые уже успели хорошо зарекомендовать себя и знают себе цену). Если же мы говорим о студентах или о начинающих видеографах (слово такое необычное, потому что каждый все-таки должен заниматься своим делом в этом смысле), ставки в начале могут быть маленькие. У всех всегда все зависит от знаний, опыта, умений, и порой даже не от профессионализма, а от востребованности. Если ты хорош, задействован в ярких проектах, то востребованность рано или поздно приходит. Но - просто закончить курсы, прийти на площадку и сразу начать получать миллион, так это не работает. Нужно наполнить себя знаниями, умениями, стилем.

Люди и проекты, которые нас вдохновляют

- Какие из недавних, современных проектов в кино вас удивили, вдохновили?

- Я так много фильмов смотрю, что сразу все и не вспомнишь. Тем не менее…

Из зарубежного я отмечу проект Аpple TV из серии альтернативной истории о космической гонке между Советским Союзом и США. Проект называется «Ради всего человечества». Очень интересный телевизионный сериал. Ярко снят, плюс у него впечатляющий сценарий с такими деталями, которые особенно понравятся любителям космической тематики.

Второй зарубежный проект, который отмечу, - «1917». Это работа одного из величайших операторов современности Роджера Дикинса в фильме режиссера Сэма Мендеса.

Теперь об отечественных проектах. Я хоть и 22 года работаю в этой индустрии, но сохранил способность смотреть фильмы глазами зрителя. И для меня как для зрителя открытием и приятным удивлением стал фильм «Спутник». Это science-fiction и немного ужасы. Дело происходит в Советском Союзе, но фильм современный. Я очень удивлен операторской работой, она очень необычная для российского кинематографа - в России так редко снимают. Даже, пожалуй, никогда так не снимают. Получилось очень красиво. И вдохновляюще. Киноволшбество случилось.

Беседовал Владимир Королев

Подай заявку на Факультет кино и телевидения

Адреса поступления:

г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж

Телефон (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
Время работы

пн.– пт, с 11:00 до 19:00

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
ПОДБЕРИ
ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Ответь на пять вопросов и узнай, где будешь учиться

Подобрать программу
Образование для карьеры
К каким профессиям ты более склонен(а)?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у тебя уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения тебе подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Тебя интересуют бюджетные места?
ДаНет

Мы подобрали для тебя программу обучения

Заполни форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

ГлавнаяКаталогПозвонитьЗаявка

Подобрать программу и поступить

Колледж
Факультет банковского дела
Факультет бизнеса
Факультет индустрии спорта
Факультет экономики
Факультет информационных технологий
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Юридический факультет
Школа Нового театра
Факультет технологического предпринимательства
Факультет кино и телевидения
Факультет менеджмента
Факультет комьюнити-менеджмента
Бакалавриат
Факультет банковского дела
Факультет музыкальной индустрии
Факультет рекламы
Медицинский факультет
Факультет кино и телевидения
Факультет технологического предпринимательства
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Факультет e-commerce
Факультет искусственного интеллекта
Факультет международного бизнеса
Факультет продюсирования
Факультет комьюнити-менеджмента
Специалитет
Факультет лингвистики
Школа Нового театра
Факультет музыкальной индустрии
Образовательные программы на иностранном языке
Магистратура
Факультет индустрии спорта
Государственное и муниципальное управление
Факультет технологического предпринимательства
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Факультет интернет-профессий
Второе высшее
Школа Нового театра
Факультет банковского дела
Факультет рекламы
Факультет технологического предпринимательства
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Факультет e-commerce
Факультет международного бизнеса
Факультет продюсирования
Факультет комьюнити-менеджмента
Факультет искусственного интеллекта
Переподготовка
Педагогика
Государственное и муниципальное управление
Программирование
Школа Нового театра
DMCA.com Protection Status