Рекламный рынок растёт, а компании тратят всё больше средств напродвижение товаров и услуг. Вот почему незаменимой стала профессия маркетолога-аналитика, который изучает целевую аудиторию, оценивает эффективность рекламных кампаний и разрабатывает лучшие промоутерские стратегии. Мы подготовили подробный обзор о том, кто такие аналитики в маркетинге, сколько они зарабатывают и где учат на такого специалиста.
Кто такой маркетолог-аналитик
Это эксперт, который анализирует то, как компания рекламирует и продвигает свои товары или услуги. Его задача – узнать, насколько бизнес эффективно привлекает клиентов, способен ли он «закрыть» потребности целевой аудитории и что можно сделать, чтобы увеличить выручку компании за счет грамотного продвижения.
Вот чем должен заниматься маркетолог-аналитик:
- Изучать целевую аудиторию, рынок и конкурентов
- Разрабатывать маркетинговые стратегии для маркетплейсов
- Следить за выполнением маркетинговых KPI (выручка, продажи, окупаемость)
- Проводить рекламные кампании (блогеры, таргетинг, контекстная реклама, видеореклама)
- Организовывать сотрудничество с инфлюенсерами
- Анализировать трафик и создавать воронки продаж
- Создавать и тестировать гипотезы в контенте
- Разрабатывать рекомендации по повышению эффективности маркетинга и снижению расходов на рекламу
Аналитический маркетинг проводится в любой компании, которая продаёт товары или оказывает услуги.Это самые разные отрасли: от салонов красоты и ресторанов до фармацевтики и предприятий машиностроения. В мелких фирмах за это отвечает отдельный сотрудник (исключение – IT-стартапы и высокотехнологичные компании, бизнес-модель изначально построена с опорой на аналитику и потому не требует привлечения профильного специалиста). В крупных корпорациях такие функции выполняют аналитики отдела маркетинга. Этот отдел может насчитывать десятки экспертов.
Маркетолог-аналитик – это не то же самое, что обычный маркетолог.Помимо исследования рынка, он проводит обширную аналитическую работу, т. е. собирает, анализирует и интерпретирует данные. У аналитика есть более уверенная техническая подготовка, он больше ориентирован на работу с цифрами.
Чтобы узнать, что должен уметь маркетолог-аналитик, нужно отталкиваться от его рабочих задач. К ключевым навыкам такого специалиста относятся:
- Знание основ маркетинга (метрики ROI, CPA, CPO, инструменты маркетингового анализа SWOT, PEST, A/B-тесты)
- Excel или Google Sheets (для эдхок-задач, базовых расчётов, составления отчётов)
- Работа с сервисами веб-аналитики («Яндекс.Метрика», Google Analytics, Mpstats)
- Управление базами данных (MySQL, PostgreSQL)
- Программирование на языке Python и SQL
- Владение инструментами визуализации данных (графики, дэшборды, Power BI, Google Looker, Yandex DataLens, QlikView)
Чтобы стать рекламным аналитиком, нужно обладать особыми личностными качествами. Это аналитическое мышление (поиск взаимосвязей, формирование гипотез), внимательность (даже незначительная ошибка в числовых данных может привести к серьёзному искажению результатов), желание учиться (рыночные тренды постоянно меняются, и появляются новые инструменты и сервисы). Кроме того, маркетинг и бизнес-аналитика невозможны без знания английского языка на уровне Upper Intermediate или выше (большим подспорьем будет уклон в техническую лексику).
Профессия маркетолога-аналитика подойдёт тем, кто мыслит математически, любит работать с большими объёмами данных и не боится рутинных операций. Но как ни странно, такая работа предполагает и творческий подход: нужно обладать образным мышлением и уметь искать выходы из нестандартных ситуаций. Часто в эту профессию приходят те, кто уже обладает в области маркетинга: маркетологи, аналитики или интернет-маркетологи. Главное – готовность много учиться и осваивать новые методы работы.
Сколько зарабатывает маркетолог-аналитик
Уровень дохода рыночного аналитика зависит от региона, опыта работы и масштаба компании. На сайте Hh.ru представлено 260 таких вакансий в Москве. В среднем маркетологам-аналитикам готовы платить от 100 тыс. руб., а младшим специалистам это же профиля – от 70 тыс. руб.
В регионах уровень зарплат – вдвое меньше. Например, во Владивостоке и Новокузнецке есть всего по 5 вакансий маркетологов-аналитиков; им предлагают зарплату от 50 тыс. руб..
Большинство работодателей требуют опыт работы от 1 года. Имея стаж от 3 лет, можно рассчитывать на зарплату, которая на 50% превышает среднюю по рынку. А наиболее востребованные кандидаты – это те, кто занимается программированием на продвинутом уровне и имеет знания в области экономики.
Какие плюсы и минусы профессии
Как и любая другая профессия, работа маркетолога-аналитика имеет множество преимуществ, но и минусы у неё тоже есть.
Плюсы | Минусы |
|
|
Как стать маркетинговым аналитиком
Чтобы получить профессию маркетолога-аналитика, нужно поступить в вуз, где готовят специалистов по рынку. Например, это Университет «Синергия», Московский институт технологий и управления (МИТУ), Институт международных экономических связей (ИМЭС), Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Они реализуют полноценные программы бакалавриата продолжительностью 4 года. Какие предметы сдавать при поступлении – зависит от конкретной программы. Во многих случаях достаточно предъявить результаты сдачи ЕГЭ.
Более гибкий способ обучиться на маркетолога-аналитика – это онлайн-формат. Вот основные дистанционные учебные программы для будущих маркетинговых аналитиков:
- Университет «Синергия» (курсы «Интернет-маркетолог» (6 месяцев), «Интернет-маркетолог в e-commerce» (6 месяцев), «Бизнес-аналитик в e-commerce» (3 месяца)
- «Нетология» (программа «Интернет-маркетолог с нуля до специалиста», рассчитанная на 12 месяцев)
- «Яндекс Практикум» (базовая и расширенная программы (7 и 12 месяцев)
- «Skillbox» (онлайн-курсы с бесплатным обучением в первые 3 месяца)
- «Skillfactory» (7-месячные курсы с симулятором работы в интернет-магазине)
Бесплатные курсы рекламной аналитики подходят для базового освоения профессии. Чтобы глубже погрузиться в специальность и найти серьёзную работу, лучше выбрать платное обучение, по окончании которого студентам выдаётся полноценный диплом. При этом курсы должны иметь практическую направленность и давать конкретные IT-инструменты для работы.
Трудоустройство маркетологов-аналитиков проходит в четыре этапа.Для начала они проходят интервью с HR-менеджером, а затем – техническое собеседование, где кандидата просят выполнить тестовое задание (иногда оно включает лайвкодинг, т. е. программирование в режиме реального времени). Финальный этап – это беседа с руководителем, на которой анализируются личные качества соискателя.
У аналитика маркетинговых исследований есть неплохие карьерные перспективы. Обычно он начинает с позиции джуниора, помощника маркетолога или младшего аналитика. В дальнейшем он может стать старшим специалистом или тимлидом, а в перспективе – вырасти до директора по маркетингу или руководителя маркетинговой аналитики.
Кроме того, такой сотрудник может освоить смежные отрасли (например, бизнес-аналитику или продуктовый маркетинг). Ещё один вариант – CRM-маркетинг, ведь на рынке особенно ценят маркетологов, которые владеют сквозной аналитикой и умеют настраивать клиентский сервис на основе анализа данных. Наконец, многие маркетологи-аналитики создают собственный бизнес: они на деле знают, зачем нужна аналитика в маркетинге, и смогут собрать команду экспертного уровня.