Комьюнити-менеджер — это человек, который отвечает за развитие отношений между участниками сообщества. Благодаря его работе у аудитории формируется эмоциональная привязанность к бренду. Но объединять людей за счет общих ценностей не так легко, как может показаться. Рассказываем, кто такой комьюнити-менеджер, сколько он зарабатывает и как получить эту профессию.
Кто такой комьюнити-менеджер
Многие люди, которым интересен комьюнити-менеджмент, не до конца понимают, что это такое. Так в маркетинге называется управление комьюнити (сообществами) — группами людей, которые объединены общими ценностями, целями и интересами. Основой сообщества может быть продукт или бренд. Участие в группе делает людей более лояльными компании.
Большинство коммьюнити-менеджеров работают с пабликами, группами и каналами в социальных сетях. Часть специалистов руководит офлайн-клубами. Комьюнити-менеджеры приглашают людей в сообщество, переписываются с участниками, публикуют контент и проводят активности.
Работа специалиста повышает видимость бренда. Он отвечает за создание эмоциональной связи между аудиторией и брендом. Его действия направлены на развитие отношений в сообществе. Он делает комьюнити полезным и интересным, поддерживает в нем доброжелательную атмосферу.
Какими инструментами он владеет
Главный инструмент комьюнити-менеджера — умение общаться. Он отвечает на комментарии и вопросы подписчиков, приглашает в группу новых участников. Специалист может провоцировать обсуждения и развивать диалоги, чтобы повысить активность в группе. В его обязанности входит работа с негативом и сглаживание конфликтов между пользователям.
Комьюнити-менеджер отвечает на комментарии под анонсом эфира в группе «Белый Цифровой Кот» во «Вконтакте»
Специалист знает, как укрепить связи между участниками группы с помощью создания контента. Он пишет вовлекающие посты, которые вызывают эмоциональный отклик у читателей. Менеджер оформляет посты так, чтобы получить много лайков, репостов и комментариев.
Коммьюнити-менеджер организует активности в сообществе. Он проводит марафоны, конкурсы, тематические дни и другие развлечения для аудитории. Специалист умеет чередовать активности с развлекательными и информационными постами или устраивать дни тишины, чтобы удерживать интерес аудитории.
В больших группах комьюнити-менеджер не пишет каждому участнику. Он отправляет рассылки с максимально личным содержанием. Хорошая рассылка составлена так, что каждый получатель думает, что письмо написано именно для него. Персональный подход укрепляет доверие к бренду.
Рассылка выглядит как личное письмо для читателя
Комьюнити-менеджер мониторит упоминания о бренде на сторонних площадках, в том числе на личных страницах пользователей. Он отвечает на вопросы и дает полезные советы, комментирует негативные отзывы и пытается улучшить впечатление о компании.
Ответ представителя «Яндекса» на вопрос пользователя. Источник: сайт во «Вконтакте»
В каких сферах работает
По статистике Habr.com, почти 80% крупных компаний управляют хотя бы одним сообществом в социальных сетях. Комьюнити-менеджеры востребованы во всех сферах экономики. Специалисты могут выбирать направление по интересам. Для успешной работы с сообществом нужно понимать специфику продукта и мышление пользователей. Если специалист начинает работать в новой для себя сфере, он должен хорошо изучить тему, чтобы быть «на одной волне» с комьюнити.
Жесткие навыки
Что должен делать комьюнити-менеджер:
- Составлять портреты целевой аудитории брендов
- Разрабатывать стратегию по привлечению подписчиков
- Приглашать людей присоединиться к сообществу
- Договариваться о рекламе с лидерами мнений
- Составлять редакционную политику и контент-план
- Писать посты для социальных сетей
- Делать фотографии и видео для постов
- Собирать обратную связь о продуктах и компании
- Отвечать на комментарии и развивать диалоги
- Планировать график активностей для подписчиков
- Проводить конкурсы, викторины и другие мероприятия
- Отвечать на вопросы и отзывы о продуктах
- Решать конфликты между пользователями
- Писать и настраивать рассылки
- Анализировать отчеты об активности в сообществе
Многие компании ищут сотрудников, которые умеют делать фото и видео, создавать иллюстрации с помощью нейросетей, редактировать картинки и видеоролики. В список требований к сотруднику может входить настройка таргетированной рекламы.
Мягкие навыки
Специалист должен уметь и любить общаться с людьми. Большую часть времени он отвечает на комментарии пользователей, ведет переговоры с лидерами мнений и партнерами проекта. Умение общаться помогает развивать диалоги в комментариях и транслировать ценности бренда.
В обязанности комьюнити-менеджера часто входит подготовка контента для сообщества. Поэтому он должен развивать творческое мышление. Креативность помогает ему находить оригинальные идеи для текстов и иллюстраций.
Организаторские способности помогают проводить мероприятия в сообществе и делегировать работу. В некоторых компаниях комьюнити-менеджеры не оформляют посты самостоятельно. Они создают задания для копирайтеров, иллюстраторов, фотографов и видеографов.
Для управления сообществом нужна развитая эмпатия. Комьюнити-менеджер должен создавать дружелюбную атмосферу в группе. Благодаря эмпатии он понимает, какую реакцию вызывают его посты и что ощущают пользователи, общаясь друг с другом в комментариях. Он может вмешаться в диалог, чтобы остановить конфликт.
Почему профессия сейчас стала актуальна
Маркетологи открыли, что прибыль компании зависит от качества общения с покупателями, еще в середине XX века. Сначала за общение с аудиторией отвечали специалисты по рекламе и PR. После появления социальных сетей возникла профессия SMM-менеджера.
Развитие технологий привело к тому, что каждый человек получает большой объем информации в течение дня. Это приводит к высокому уровню стресса. Чтобы уменьшить нагрузку на мозг, многие люди ограничивают время в соцсетях и удаляют неинтересные сообщества из ленты. Поэтому в SMM появилось такое понятие, как комьюнити-менеджмент — управление социальными связями.
Чувство принадлежности к группе приносит положительные эмоции. Это мотивирует подписчиков заходить на страницу и проявлять активность. Люди начинают ассоциировать себя с коммьюнити, когда они видят на странице отражение своих ценностей. Чтобы повысить лояльность аудитории, нужно создать в группе комфортную атмосферу и быстро отвечать подписчикам.
Лояльные пользователи соцсетей помогают продвигать бренд. Они пишут положительные отзывы о продуктах и рекомендуют их друзьям и знакомым. Активные участники сообщества становятся «адвокатами бренда». Они отвечают на негативные отзывы и помогают сформировать репутацию компании.
Чем комьюнити-менеджмент отличается от SMM
Многие люди, которым интересен комьюнити-менеджмент в соцсетях, думают, что это синоним SMM-продвижения. На самом деле это две смежные профессии:
- SMM-менеджер продвигает страницы компании в социальных сетях
- Комьюнити-менеджер общается с пользователями, которым интересен бренд. Он создает эмоциональную связь между участниками сообщества
SMM-менеджер | Комьюнити-менеджер | |
Главная задача | Продвижение страниц компании в социальных сетях | Управление сообществом людей, которым интересен бренд |
Способ достижения цели | Публикация контента, таргетинг, обмен репостами и другие виды рекламы | Публикация контента, общение с пользователями |
Площадка для работы | Социальные сети | Социальные сети, сайты, блоги, форумы, офлайн-мероприятия |
Решение проблем клиентов | Нет. Специалист передает запросы в другие отделы | Да. Специалист консультирует пользователей по всем вопросам |
Большие компании разделяют комьюнити-менеджмент и SMM. В маленьких компаниях сотрудник, который работает с соцсетями, может выполнять функции двух специалистов.
Сколько зарабатывает специалист
Заработная плата по городам
Заработная плата в зависимости от опыта
Зарплата сравнению со смежными профессиями
Какие плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
|
|
Как стать комьюнити-менеджером
Куда поступать
- Университет «Синергия», бакалавриат «Комьюнити-менеджер»
- Московский институт технологий и управления (МИТУ), бакалавриат «Комьюнити-менеджмент»
- Российский технологический университет (МИРЭА), бакалавриат «Координатор программ развития сообществ»
- Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), бакалавриат «Координатор программ развития сообществ»
Что сдавать
Чтобы поступить на бакалавриат после школы, нужно сдать ЕГЭ:
- Русский язык
- Профильная математика
- Обществознание
Абитуриенты, которые поступают в вуз после колледжа, сдают вступительные испытания.
Кем работать на начальном этапе
Выпускники вузов легко находят работу по специальности. Компании нуждаются в людях, которые могут управлять сообществами. Начать карьеру можно с должности администратора чата. На этой работе можно изучать, как устроены сообщества изнутри, использовать полученные в вузе знания, умения и навыки и перенимать опыт старших коллег.
После года успешной работы можно стать менеджером. Работодатели иногда указывают название профессии как Community manager — кто это знает, найдет больше вакансий на сайтах по поиску работы.
Какие перспективы в профессии
Развитием сообщества в интернете занимается группа специалистов. Над одним проектом может работать до 10 человек. Специалист с опытом работы от 3 лет может стать руководителем группы. Он будет отвечать за планирование работы, стратегию развития сообщества и анализ результатов коммуникации. Следующие ступени карьерной лестницы: архитектор и основатель сообществ. Архитектор планирует развитие комьюнити и контролирует работу менеджеров всех уровней. Основатель разрабатывает концепцию сообщества и ставит задачи для архитекторов.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной