Рыночная экономика стала весомым толчком для появления в стране новых профессий. Именно под влиянием рынка и зародился маркетинг — направление, ключевая цель которого состоит в создании и продвижении товара или услуги конечным потребителям. Чем занимается маркетолог, как стать специалистом в этой области, а также где можно освоить профессию — читайте в нашем материале.
Кто такой маркетолог
Маркетолог (в переводе с английского слова marketing — продажа) — профессионал, который изучает рынок, потребности покупателей, спрос, предложения, конкурентов. На основании анализа полученной информации он может прийти к выводу: будет ли конкретный товар, который предлагает производитель, продаваться на рынке, пользоваться спросом у потенциальных покупателей.
Маркетолог, хоть он и является в первую очередь экономистом, должен прекрасно ориентироваться в психологии человека. В своем повседневной работе он решает следующие вопросы:
- в чем нуждается человек, какие потребности выходят на первый план в настоящий момент времени и могут возникнуть через пару месяцев;
- какие основания берет в расчет покупатель, приобретая товар, пользуясь услугой, отдавая предпочтения тому или иному бренду;
- какая реклама дает максимальный результат привлечения аудитории, акцентирует внимание слушателей и интерес зрителей.
В основные задачи входит не только знание психологии продаж, но и ценностей продукта. Представитель этой специальности:
- знает главные особенности, характеристики продукта;
- может рассказать преимущества товара, определив конкурентоспособные особенности товара;
- обозначает плюсы и минусы товара, чтобы скорректировать стратегию продвижения, изменить подход к производству;
- знает существующие угрозы и может предложить способы, способствующие укреплению возможностей продвижения продукта, проекта среди аудитории и пр.
Несмотря на то, что профессия в России появилась сравнительно давно (в годы Перестройки), актуальность специалистов, которые занимаются продвижением товаров на рынке, выполняют обязанности разработки стратегии продаж, остается на предельно высоком уровне.
Виды маркетологов
Спектр задач и функций, которые приходится решать маркетологам на предприятии, широк. Поэтому в крупных фирмах, компаниях и организациях открывают целый маркетинговый отдел, включающий маркетологов различных направлений, каждый из которых занимается определенными задачами.
Маркетолог-экономист
Это специалист, занимающийся вопросами рыночного ценообразования. Специалист анализирует цены на товары, следит за снижением и повышением показателей, оценивает спрос, предложения на рынке. На основании полученных данных для компании разрабатывает стратегию продвижения продукта, чтобы максимально эффективно, рационально применять в работе имеющиеся в распоряжении компании ресурсы.
Product-менеджер
Представители профессии являются экономистами, но исследуют не ценообразование, а продукты, представленные на рынке. Специалист этого профиля делает выводы о том, почему потребитель удовлетворяет запросы и потребности конкретным способом, использует товары только одного бренда.
Event-менеджер
Главная задача маркетолога этого профиля состоит в разработке сценария, концепции мероприятия. Например, эвент-менеджеры организуют свадебные торжества, научные мероприятия, выставки, симпозиумы, где также может продаваться товар. В задачи маркетолога входит отслеживание каждой мелочи, влияющей на итоговый результат мероприятия.
BTL-менеджер
Специалист в сфере маркетинга, работают в непосредственном взаимодействии с клиентом. Он занимается сопровождением клиентам с момента знакомства с продуктом до его покупки. Зачастую выполняет свою работу на пару с event-менеджером.
Бренд-менеджер
Маркетолог данного направления занимает позиционированием компании, разрабатывает ценности фирмы. В задачи специалиста входит нейминг, разработка логотипа, фирменного стиля. Именно бренд-маркетологи занимаются повышением уровня узнаваемости бренда на рынке.
Интернет-маркетолог
Задача «классического» маркетолога состоит в создании рекламных баннеров, афиш, стратегии продвижения товаров «на земле», функции интернет-маркетолога подразумевают то же самое, только меняется площадка с традиционных магазинов, ярмарок на интернет-магазины. Работа интернет-маркетолога подразумевает подбор площадок, интернет-ресурсов, подходящих для размещения рекламы.
Мерчендайзер
Работа специалиста этого профиля состоит в том, чтобы правильно расположить товар на полках в магазине, удобно поставить оборудование, а также разместить рекламные материалы. Покупатель, выбирающий товары в магазине, приобретает то, что расположено на уровне глаз. Поэтому задача мерчендайзера состоит в том, чтобы увеличить продажи продукта, разместив его на видимом для потребителя уровне.
Промоутер
Это тоже маркетолог. Работа промоутера состоит в том, чтобы рекламировать продукт, рассказывая об очевидных преимуществах продукта. Специалист для достижения целей проводит дегустацию, например, если продаются колбасы, или раздает потенциальным покупателям листовки с призывом посетить акцию в магазине.
Performance-маркетолог
Специалист направления отвечает «за цифры». Он анализирует показатели продаж, на основе чего решает, как с помощью рекламной кампании достичь необходимых цифр по прибыли. Функционал для работы этого специалиста включает математические методы анализа и прогноза, а также традиционные маркетинговые уловки.
Email-маркетолог
Маркетолог делает рассылки по почте, презентуя товар, услуги потенциальным потребителям. С помощью этого механизма он оказывает воздействие на клиента: после прочтения красиво оформленного письма с указанием характеристик товара, многие готовы приобрести продукт или услугу.
Маркетолог — специалист, способствующий успешному входу нового бренда на рынок. Без усилий, тщательно выверенной стратегии действия продукт не сможет выдержать конкурентного напора. Поэтому найти работу маркетологи смогут как в государственных компаниях, так и в частных фирмах.
Обязанности маркетолога
Если вести речь про то, чем занимается маркетолог на работе и что входит в перечень обязанностей, то они зависят от профиля. Но если обобщить данные, то перечень должностных обязанностей маркетолога можно представить следующим образом:
- Анализ факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос: рыночная конъюнктура, интерес аудитории.
- Формирование маркетинговой стратегии, направленной на продвижении продукта на рынке с учетом существующих угроз и бизнес-возможностей.
- Планирование бюджета на реализацию творческих инициатив, маркетинговых стратегий с дальнейшим аудитом расходов в течение отчетного периода.
- Сегментация аудитории, постановка главных целей. Взаимодействие с другими работниками компании в рамках проведения маркетинговых мероприятий.
- Расширение, обновление, усовершенствование ассортимента компании, сокращение позиций, утративших интерес со стороны потребителей
- Формирование ценовой политики компании.
- Расширение географических рамок присутствия продукта в регионах.
- Создание и активное внедрение графических атрибутов, визуальных материалов, позволяющих идентифицировать бренд, товар, услугу представителями целевой аудитории и пр.
Перечень профессиональных обязанностей, которые предстоит маркетологу выполнять на работе, требует от специалиста по маркетингу отличных знаний множества дисциплин экономического, математического, гуманитарного профиля, компетенций, навыков и личных качеств.
Профессиональные знания специалиста
Чтобы стать специалистом, который может умело управлять рекламной стратегией, оказывать компаниям реальную помощь в продвижении продукта на рынок, человек должен обладать базовыми и прикладными навыками.
Если вести речь про базовый набор навыков, то чтобы стать ярким представителем этой профессии необходимо знать саму теорию маркетинга. Основы позволяют будущему специалисту знать, как работает тот или иной рекламный инструмент, на чем основан потребительский спрос, как правильно анализировать результаты проделанной работы.
Прикладные навыки (Hard Skills) зависят от направления работы, на котором специализируется маркетолог. Это могут быть:
- глубокие знания в области SEO-продвижения;
- опыт применения на практике различных форматов контента;
- знания процедуры оптимизации коэффициента конверсии;
- владение инструментами digital-маркетинга;
- знания и опыт внедрения в рекламных кампаниях искусственный интеллект и нейросети;
- умение построения математических моделей и прогнозов и пр.
Не обойтись в этой профессии и без знания английского языка. Большинство специальной литературы, посвященной современным маркетинговым инструментам, не переведено на русский язык, поэтому специалистам приходится изучать информацию на языке первоисточника.
Личные качества маркетолога
Конкурентоспособность специалиста повышают личные качества, которые отлично уживаются на пару с профессиональными навыками. Достичь успеха при построении карьеры маркетолога могут те лица, которые:
- ответственны и упорны в работе;
- целеустремленны и любознательны;
- креативны и творчески подходят к исполнению должностных обязанностей.
Добавляет плюсов специалисту умение работать в режиме многозадачности. Ну и, конечно же, специалист по маркетингу, претендующий на карьерный рост, должен быть обучаемым. Только постоянное изучение новых инструментов продвижения товара, опыта коллег, а также активное внедрение методик в собственную работу позволит стать первоклассным востребованным специалистом.
Где учиться на маркетолога
Освоить профессию можно самостоятельно, изучая специальную литературу и работая фрилансером. Второй способ — поступление на образовательные курсы. Эти два метода позволят узнать основу маркетинга, но углубиться в существующие навыки, получить фундаментальные знания — нет. Поэтому, чтобы стать маркетологом, необходимо поступить на учебу в колледж или вуз.
Перспективным направлением является образовательная программа бакалавриата «Маркетинг», которые открываются на базе факультетов управления. В рамках получения высшего образования студенты приобретают необходимые компетенции для выполнения обязанностей, теоретические знания и практические умения. По окончании вуза выпускник получает диплом государственного образца, который обязательно станет веским основанием при трудоустройстве в отдел маркетинга в компании.
Карьерные перспективы
Вариантов карьерного роста у маркетологов множество. В большинстве случаев специалисты этой профессии идут следующим путем:
- получают профильное образование;
- устраиваются на работу с целью карьерного роста в фирме;
- увеличивают доход на фрилансе;
- уходят в бизнес, например, создав собственное digital-агентство.
Достичь карьерных перспектив можно двумя способами. Постоянно изучать маркетинг, инструменты продаж, перенимать опыт коллег и воплощать самые смелые задумки на практике. Это путь, который из обычного маркетолога можно стать ведущим специалистом, а потом директором отдела маркетинга. Второй способ состоит в том, чтобы маркетолог погрузился в одно из направлений, стал настоящим гуру в применении одного из инструментов. Это позволит вырасти в карьере до руководителя отдела.
Сколько зарабатывает маркетолог
Уровень заработка маркетологов зависит от множества факторов. Так, доход специалиста в области маркетинга зависит напрямую от профессионального опыта и специализации. А вот перечень должностных обязанностей и бюджет компании влияют на уровень зарплаты меньше всего.
Новичкам маркетингового дела работодатели готовы предложить работу с заработной платой от 55 тысяч рублей. Если маркетолог опытный, знает, как выполнить KPI, то он может рассчитывать на доход от 100-105 тысяч рублей.
Специалистам по маркетингу, умеющим работать в режиме многозадачности, способным решить даже самую сложную проблему при внедрении продукта на рынок бизнесмены платят не менее 200 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии
Маркетинг, как и любая другая профессия, имеет ряд достоинств и недостатков. Среди преимуществ можно назвать следующее:
- интересная работа: маркетологам приходится решать разные задачи;
- достойная зарплата: сотрудники маркетинговых отделов получают зарплату на уровень выше, чем сотрудники смежных направлений;
- многозадачность: одновременное решение разного рода проблем позволяет поддерживать головной мозг в тонусе;
- фриланс: работать по этому направлению можно как в офисе, так и удаленно.
Что касается недостатков профессии, то необходимо быть готовым к тому, что придется постоянно учиться. Для многих людей это становится настоящим испытанием. Работать приходится постоянно за компьютером, что приводит к общей утомляемости. Многие идеи, которые покажутся работнику маркетингового отдела яркими и успешными, могут быть забракованы руководством.
Маркетинг — уникальная профессиональная сфера, которая требует от эксперта глубоких знаний в области продаж, экономики, математики. Не обойтись и без наличия прикладных знаний, в том числе компьютерных программ. Однако столь высокие требования окупаются приличной зарплатой и хорошими перспективами карьерного роста.