При выборе направления, связанного с психологией, многие абитуриенты задаются вопросом: чем отличается социальный педагог от психолога? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, в чем состоят особенности каждой из перечисленных профессий, и какие задачи будут решать специалисты во время своей работы. О принципах работы соцпедагогов и психологов читайте далее в материале.
Особенности профессии социальный педагог
Социальный педагог — вакансия, которая предусмотрена практически в каждом учебном заведении. Важность этого направления бесспорна, ведь соцпедагоги обеспечивают взаимодействие между детьми, членами семьи школьника и образовательным учреждением.
Главная задача, которую решает соцпедагог — адаптация несовершеннолетних в обществе, формирование у подростков общепринятых норм поведения, навыков и качества, а также интеграция детей в семью. При осуществлении своих должностных обязанностей эксперт должен выявлять угрозу для психологического и физического здоровья несовершеннолетнего, опасности для развития личности, которые могут исходить как от семьи, так и от общества. При выявлении факторов риска соцпедагог предпринимает превентивные меры, обеспечивающие хорошие условия для полноценного развития и жизни.
Кроме того, ему предстоит проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять что «хорошо», а что «плохо», заниматься воспитательной деятельностью в отношении молодого поколения, прививая им важные ценности.
Социальный педагог и психолог – в чем разница
Представители двух профессий единогласно утверждают, что сравнивать эти две специализации неправильно, так как должностные обязанности и задачи совершенно разные. Но, несмотря на это, у простого читателя возникает путаница. Поэтому важно разграничить профессии и определить разницу между ними.
- Соцпедагог работает в реальных условиях, иными словами, помогает школьнику справиться с теми проблемами, которые сопровождают его жизнь. Например, он обращает внимание на условия в квартире, наличие у школьника теплой одежды и обуви. Социальный педагог тесно взаимодействует с органами правопорядка, опеки и попечительства.
- Работа социального психолога связана с «душой» школьника, его внутренними проблемами и переживаниями. В задачи специалиста этого направления входит предотвращение возможных девиантных поступков, асоциальных проступков и пр.
Таким образом, разница между специализациями очевидна. Оба специалиста работают с детьми, но затрагивают различные аспекты жизни. В своей работе педагог и психолог взаимодействуют друг с другом, позволяя обеспечить формирование действительно комфортных условий для жизни несовершеннолетнего школьника. Но используют для этого разные способы, методы и инструменты.
Задачи социального педагога
Все задачи, которые возлагаются на социальных педагогов, можно разделить на три большие группы:
- Изучение. Сотрудник изучает несовершеннолетнего в привычной для него среде жизни: во дворе, в семье и в школе. Благодаря общению эксперт может выявить наличие правовых, психологических или педагогических проблем у школьника, а также членов его семьи.
- Помощь. При выявлении проблем, которые влияют на формирование личности, социальный педагог предпринимает меры, которые позволяют устранить причины, влияющие на девиантное поведение, успеваемость в школе, посещаемость образовательного учреждения.
- Поддержка. Социальный психолог должен стимулировать школьника на то, чтобы он стремился получать новые знания, умения. Для этого разрабатываются мероприятия, которые позволяют развить способности ребенка, сформировать у него принципы здорового образа жизни.
Чтобы работать по этой профессии, верно определять психологические особенности личности, человек должен обладать рядом профессиональных навыков и личных качеств. Профессиональная пригодность будет обеспечена только такими качествами, как доброжелательность, коммуникабельность, инициативность, эмпатия, деликатность. Очень важно быть гуманистом, разбираться в педагогике и психологии, а также понимать и принимать ответственность за судьбу ребенка, которому оказывается помощь.
Основные принципы работы с несовершеннолетними
Работа с подростками и менее возрастными группами детей намного сложнее, чем со взрослыми представителями общества. Поэтому социальный педагог должен обязательно придерживаться следующих основополагающих принципов:
- Уважение личности. Вне зависимости от того, какой статус имеет ребенок, с какими проблемами и проступками ему пришлось столкнуться, специалист должен уважать личность. Только при взаимном уважении можно выстроить эффективную коммуникацию с трудным подростком или проблемным школьником.
- Конфиденциальность. Выявленные проблемы у ребенка не должны становиться достоянием общественности. Он может коммуницировать только с членами семьи, учителями, представителями органов опеки и попечительства.
- Ответственность. От того, насколько грамотно и ответственно подойдет к решению проблемы соцпедагог, зависит судьба человека. Это стоит обязательно понимать перед тем, как принимать то или иное решение.
- Юридическая правомочность. Социальный педагог не может выходить за рамки своих компетенций и прав при работе с трудным ребенком или подростком, оказавшимся в неблагоприятной обстановке. Если самостоятельно оказать помощь несовершеннолетнему не удается, то необходимо взаимодействовать с другими экспертами: психологами, представителями правоохранительных органов и пр.
Представленные принципы являются базовыми в работе социального педагога, психолога и любого другого специалиста, который взаимодействует с детьми. Благополучие ребенка должно встать во главу угла.
По какой системе строится консультирование подростков
Что социальный педагог, что психолог, взаимодействуя с несовершеннолетним, должен использовать общепринятую систему психологического консультирования:
- установление контакта с ребенком — без общения невозможно выявить проблемы и трудности, с которыми сталкивается подросток;
- выявление запросов подростка, его проблем и желаний — важно понять, что тревожит несовершеннолетнего, какие изменения в себе, окружающих, семье помогут стать ему более адаптированным к жизни;
- психодиагностическая беседа — эксперт должен понять, в чем состоит первопричина существующих проблем;
- психологическая интерпретация — поиск возможных путей решения проблем подростка, которые позволят достичь поставленной цели.
Какие методы использует социальный педагог
В своей работе социальный педагог может применять различные методы взаимодействия с детьми. Ключевыми из них являются:
- Метод убеждения. Например, если соцпедагог работает с ребенком, которому свойственно антиобщественное поведение, он может применить свои правовые знания, чтобы убедить ребенка в последствиях подобных поступков. С помощью убеждения можно направить ребенка на поиск решения проблемы.
- Метод наблюдения. Этот способ позволяет соцпедагогу получить необходимую базу для проведения дальнейшей воспитательной работы. Для этого социальный педагог проводит анализ поведения школьника в семье, в школе, на уроках, в его привычной среде, например, во дворе.
- Метод беседы. Выстроить коммуникацию с ребенком можно и в результате беседы. Но чтобы подготовиться к ней, необходимо проводить у школьников постоянные опросы, анкеты, тестирования, психодиагностику.
Профессия соцпедагога, как и психолога, очень важна. От качества оказываемой помощи ребенку зависит его дальнейшая судьба. Чтобы трудоустроиться по профессии, необходимо получить профильное высшее образование в вузе. Дополнительно можно пройти курсы переподготовки по психологии или повышения квалификации, что позволит еще лучше разбираться в особенностях работы с детьми.