Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Чем отличается социальный педагог от психолога
Специальности 01 октября 2024

Чем отличается социальный педагог от психолога

Чем отличается социальный педагог от психолога

Содержание статьи

    Подобрать программу

    При выборе направления, связанного с психологией, многие абитуриенты задаются вопросом: чем отличается социальный педагог от психолога? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, в чем состоят особенности каждой из перечисленных профессий, и какие задачи будут решать специалисты во время своей работы. О принципах работы соцпедагогов и психологов читайте далее в материале.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Особенности профессии социальный педагог

    Социальный педагог — вакансия, которая предусмотрена практически в каждом учебном заведении. Важность этого направления бесспорна, ведь соцпедагоги обеспечивают взаимодействие между детьми, членами семьи школьника и образовательным учреждением.

    Главная задача, которую решает соцпедагог — адаптация несовершеннолетних в обществе, формирование у подростков общепринятых норм поведения, навыков и качества, а также интеграция детей в семью. При осуществлении своих должностных обязанностей эксперт должен выявлять угрозу для психологического и физического здоровья несовершеннолетнего, опасности для развития личности, которые могут исходить как от семьи, так и от общества. При выявлении факторов риска соцпедагог предпринимает превентивные меры, обеспечивающие хорошие условия для полноценного развития и жизни.

    Кроме того, ему предстоит проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять что «хорошо», а что «плохо», заниматься воспитательной деятельностью в отношении молодого поколения, прививая им важные ценности.

    Социальный педагог и психолог – в чем разница

    Представители двух профессий единогласно утверждают, что сравнивать эти две специализации неправильно, так как должностные обязанности и задачи совершенно разные. Но, несмотря на это, у простого читателя возникает путаница. Поэтому важно разграничить профессии и определить разницу между ними.

    • Соцпедагог работает в реальных условиях, иными словами, помогает школьнику справиться с теми проблемами, которые сопровождают его жизнь. Например, он обращает внимание на условия в квартире, наличие у школьника теплой одежды и обуви. Социальный педагог тесно взаимодействует с органами правопорядка, опеки и попечительства.
    • Работа социального психолога связана с «душой» школьника, его внутренними проблемами и переживаниями. В задачи специалиста этого направления входит предотвращение возможных девиантных поступков, асоциальных проступков и пр.

    Таким образом, разница между специализациями очевидна. Оба специалиста работают с детьми, но затрагивают различные аспекты жизни. В своей работе педагог и психолог взаимодействуют друг с другом, позволяя обеспечить формирование действительно комфортных условий для жизни несовершеннолетнего школьника. Но используют для этого разные способы, методы и инструменты.

    Задачи социального педагога

    Все задачи, которые возлагаются на социальных педагогов, можно разделить на три большие группы:

    • Изучение. Сотрудник изучает несовершеннолетнего в привычной для него среде жизни: во дворе, в семье и в школе. Благодаря общению эксперт может выявить наличие правовых, психологических или педагогических проблем у школьника, а также членов его семьи.
    • Помощь. При выявлении проблем, которые влияют на формирование личности, социальный педагог предпринимает меры, которые позволяют устранить причины, влияющие на девиантное поведение, успеваемость в школе, посещаемость образовательного учреждения.
    • Поддержка. Социальный психолог должен стимулировать школьника на то, чтобы он стремился получать новые знания, умения. Для этого разрабатываются мероприятия, которые позволяют развить способности ребенка, сформировать у него принципы здорового образа жизни.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Чтобы работать по этой профессии, верно определять психологические особенности личности, человек должен обладать рядом профессиональных навыков и личных качеств. Профессиональная пригодность будет обеспечена только такими качествами, как доброжелательность, коммуникабельность, инициативность, эмпатия, деликатность. Очень важно быть гуманистом, разбираться в педагогике и психологии, а также понимать и принимать ответственность за судьбу ребенка, которому оказывается помощь.

    Основные принципы работы с несовершеннолетними

    Работа с подростками и менее возрастными группами детей намного сложнее, чем со взрослыми представителями общества. Поэтому социальный педагог должен обязательно придерживаться следующих основополагающих принципов:

    1. Уважение личности. Вне зависимости от того, какой статус имеет ребенок, с какими проблемами и проступками ему пришлось столкнуться, специалист должен уважать личность. Только при взаимном уважении можно выстроить эффективную коммуникацию с трудным подростком или проблемным школьником.
    2. Конфиденциальность. Выявленные проблемы у ребенка не должны становиться достоянием общественности. Он может коммуницировать только с членами семьи, учителями, представителями органов опеки и попечительства.
    3. Ответственность. От того, насколько грамотно и ответственно подойдет к решению проблемы соцпедагог, зависит судьба человека. Это стоит обязательно понимать перед тем, как принимать то или иное решение.
    4. Юридическая правомочность. Социальный педагог не может выходить за рамки своих компетенций и прав при работе с трудным ребенком или подростком, оказавшимся в неблагоприятной обстановке. Если самостоятельно оказать помощь несовершеннолетнему не удается, то необходимо взаимодействовать с другими экспертами: психологами, представителями правоохранительных органов и пр.

    Представленные принципы являются базовыми в работе социального педагога, психолога и любого другого специалиста, который взаимодействует с детьми. Благополучие ребенка должно встать во главу угла.

    По какой системе строится консультирование подростков

    Что социальный педагог, что психолог, взаимодействуя с несовершеннолетним, должен использовать общепринятую систему психологического консультирования:

    • установление контакта с ребенком — без общения невозможно выявить проблемы и трудности, с которыми сталкивается подросток;
    • выявление запросов подростка, его проблем и желаний — важно понять, что тревожит несовершеннолетнего, какие изменения в себе, окружающих, семье помогут стать ему более адаптированным к жизни;
    • психодиагностическая беседа — эксперт должен понять, в чем состоит первопричина существующих проблем;
    • психологическая интерпретация — поиск возможных путей решения проблем подростка, которые позволят достичь поставленной цели.

    Какие методы использует социальный педагог

    В своей работе социальный педагог может применять различные методы взаимодействия с детьми. Ключевыми из них являются:

    • Метод убеждения. Например, если соцпедагог работает с ребенком, которому свойственно антиобщественное поведение, он может применить свои правовые знания, чтобы убедить ребенка в последствиях подобных поступков. С помощью убеждения можно направить ребенка на поиск решения проблемы.
    • Метод наблюдения. Этот способ позволяет соцпедагогу получить необходимую базу для проведения дальнейшей воспитательной работы. Для этого социальный педагог проводит анализ поведения школьника в семье, в школе, на уроках, в его привычной среде, например, во дворе.
    • Метод беседы. Выстроить коммуникацию с ребенком можно и в результате беседы. Но чтобы подготовиться к ней, необходимо проводить у школьников постоянные опросы, анкеты, тестирования, психодиагностику.

    Профессия соцпедагога, как и психолога, очень важна. От качества оказываемой помощи ребенку зависит его дальнейшая судьба. Чтобы трудоустроиться по профессии, необходимо получить профильное высшее образование в вузе. Дополнительно можно пройти курсы переподготовки по психологии или повышения квалификации, что позволит еще лучше разбираться в особенностях работы с детьми.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status