При расхождениях в учебных планах разных вузов, факультетов, специальностей возникает академическая разница. Это предметы, которые не изучались или изучались в более узком объеме в другом вузе и/или другой программе обучения. Сдача академической разницы – обязательное условие для получения диплома. Мы расскажем об общих правилах, действующих в системе высшего образования.
Когда возникает академическая разница
Академическая разница может возникать в следующих случаях:
- перевод в другой вуз,
- смена направления подготовки (специальности) внутри вуза,
- смена формы обучения (очная/заочная),
- восстановление после отчисления,
- выход из академического отпуска.
Принимающий вуз определяет объем академразницы, образовавшейся по конкретной причине, и устанавливает срок ее ликвидации. Для освоения недостающих дисциплин необходимо обязательно пройти аттестации по индивидуальному графику в назначенный срок.
Как узнать академическую разницу при переводе
Перечень дисциплин, составляющих академразницу, устанавливается принимающими вузами. Расчет фиксируется в документе установленного образца с указанием курса, семестра, формы обучения (очная/заочная), факультета, специальности и сравнения учебных планов по предметам, общему объему академчасов, форме контроля (зачет/экзамен), возможности перезачета.
Допустимая разница при переводе в большинстве университетов – 10 зачетных единиц. Она может достигать 50% от общего количества дисциплин образовательной программы. Так, в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) допускается разница не больше 10 дисциплин, и при этом не больше 50% всех дисциплин учебного плана. Превышение этого показателя – основание для отказа.
Согласно рекомендациям Портала Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), запущенного по инициативе Министерства образования и науки РФ, при переводе/восстановлении составляется индивидуальный учебный план, не превышающий 75 ЗЕТ. 1 ЗЕТ (зачетная единица трудоемкости) равна 36 академическим часам.
При переводе после 1 или 2 курса объем академразницы меньше, чем на последующих этапах, так как в начале обучающих программ студенты изучают общие предметы. При небольшой разнице проводится перезачет, переаттестация. Обучающийся может закрыть разницу без потери курса. Если образовательные программы специальностей существенно отличаются, могут предложить перевестись на курс ниже. Например, перевод в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) на 2 и последующий курсы программ бакалавриата, специалитета осуществляется только с родственных специальностей.
Для перевода из одного вуза в другой поступающие обращаются в приемную комиссию в установленный период (обычно с 20 июня по начало июля), подают личное заявление на имя ректора с указанием факультета, курса, условий обучения, мотивов. Для перехода на другую специальность внутри вуза студенты обращаются в деканат факультета и также подают заявление на имя ректора. Некоторые университеты осуществляют перевод 2 раза в год, перед началом осеннего и весеннего семестров.
Перевод выполняется при наличии соответствующего образования, требуемого для освоения образовательной программы. Заявления принимаются у лиц, закрывших не менее одной сессии или двух сессий без оценок не ниже «удовлетворительно» и без задолженностей. Поступающим необходимо предоставить документы, удостоверяющие личность, гражданство, результаты ЕГЭ, оригинал справки о периоде обучения (академической справки) установленного образца или заверенную копию зачетной книжки. Справка содержит данные об общем количестве дисциплин освоенного курса, академчасов, кредитов, результатах (итоговых оценках) за выбранный период времени.
Перевод проводится по результатам аттестационных испытаний (письменных экзаменов) по выбранным направлениям, устным собеседованиям и утверждается приказом ректора на основе решения приемной комиссии университета.
В результате перехода может возникнуть академическая разница. После подачи студентом документов о прохождении предыдущей программы обучения приемная комиссия рассчитывает академразницу по результатам учебно-методической экспертизы. Во время экспертизы определяются предметы для перезачета, освоенные при изучении другой образовательной программы, размер и структура академразницы, подлежащей ликвидации. Комиссия, как правило, составляет Протокол соответствия с указанием списка дисциплин учебного плана, не освоенных студентом за выбранный период, общего количества академчасов, форм аттестации.
Возникшая при переводе академическая разница сдается студентами по расписанию, утвержденному приказом декана факультета. Приказом обозначается объем, срок ликвидации академразницы с выдачей студенту индивидуального плана-графика сдачи экзаменов, зачетов по предметам. Сдача дисциплин может проходить в сессионный и/или межсессионный период.
Какая академическая разница при восстановлении
Студенты, отчисленные из университета по собственному желанию или из-за академической неуспеваемости, могут восстановиться на обучении в течение 5 лет после отчисления. Для этого необходимо подать в учебную часть заявление установленного образца.
Восстановление утверждается приказом ректора на основании протоколов аттестационной, приемной комиссий. Приемная комиссия рассматривает результаты экзаменов, представленных факультетской приемной комиссией. Атесткомиссия осуществляет перезачет ранее освоенных предметов и определяет семестр, на который восстановится студент.
После восстановления обучающийся должен сдать академическую разницу в сроки, утвержденные деканатом факультета, до начала сессии. Студенты, изучившие основные предметы до отчисления без сдачи зачетов/экзаменов или при несвоевременной сдаче задолженности, должны пройти итоговый контроль в период пересдач.
При наличии изменений в учебном плане на момент восстановления возникает академразница между ранее изученными и новыми дисциплинами. Студент должен пройти обучение по новым предметам и итоговый контроль. Все дисциплины будут указаны в дипломе, выданному по текущему учебному плану.
Для выхода из академического отпуска (академа), максимальная продолжительность которого составляет 2 года, студент подает в учебный отдел факультета письменное заявление, указывая дату допуска к процессу обучения. При наличии задолженностей или не сданных обязательных дисциплин в семестре, на который он восстанавливается, эти предметы засчитываются в индивидуальный план-график. Проект приказа о допуске к занятиям подготавливается учебным отделом факультета на протяжении 3 рабочих дней. Невыход из академа на момент завершения его срока влечет за собой отчисление из университета.
В какой срок ликвидируют разницу
Срок сдачи академразницы устанавливается руководством вуза в зависимости от количества недостающих дисциплин. Как правило, этот период составляет один семестр, не позднее начала первой сессии, но может быть продлен до 2 семестров. Сдать предметы необходимо до начала сессии, иначе к ней не будет допуска. Академразница не считается задолженностью, погашаемой на пересдаче, но несвоевременная сдача экзаменов может привести к отчислению за неуспеваемость.
Как сдать разницу
Студенты сдают экзамены, зачеты, курсовые работы по дисциплинам, составляющим академическую разницу, по индивидуальному плану-графику в назначенный срок. Во время подготовки распределяют учебную нагрузку, осуществляют поиск, изучение информации, при необходимости обращаются в деканат факультета, кураторам курса для уточнения списка предметов, контрольных вопросов или графика сдачи. Преподаватели проводят консультации с обучающимися по установленному графику.