Сдача сессии - серьезный и ответственный момент образовательного процесса. Студенты готовятся к экзаменации в течение всего семестра, изучают теоретический материал, отрабатывают практические навыки, выполняют письменные задания и лабораторные. Успешно пройти промежуточную или итоговую аттестацию в университете или колледже удается не всегда. Тогда возникает вопрос, что делать, если не сдал экзамен.
Подготовиться к экзамену ещё раз
Спланировать и организовать время
Организованность значительно улучшает качество подготовки и повышает скорость усвоения информации. Советы для правильного планирования дня:
- Обучение в утренние часы;
- Чередование разных видом деятельности;
- Изучение теории с последующим выполнением практических кейсов;
- Выделение на освоение новой темы минимум 1 часа;
- Обязательное повторение пройденного в течение 30 минут;
- Самопроверки;
- Включение полноценного отдыха, прогулок и хобби для профилактики переутомления, и выгорания.
В качественной подготовке к экзаменам очень помогают методы эффективного тайм-менеджмента:
- Дедлайны – установка критических сроков для выполнения задачи или разбора темы;
- Поедание лягушки – начало тренировки или чтения с максимально сложного материала с переходом на более легкие уровни и подтемы;
- Автофокусы – составление списка всех вопрос и выбор наиболее привлекательных;
- Целеполагание – установка конкретных точек, обязательных для выполнения в течение дня;
- Фиксированное время.
Пересмотреть список учебных материалов для подготовки
Выбор подходящей учебной литературы важен. Правильно построенный учебник или методичка помогают быстро разобрать тему, запомнить основные моменты, отработать полученные знания на практике. Заочники получают перечень подходящих источников информации во время установочной сессии, очники и дистанционщики занимаются по учебникам в течение всего семестра.
Форматы материалов по предметам, помогающим сдать экзамен:
- Печатная литература – учебник, методичка, решебник, профильные журналы, сборники, сокращенные изложения, лекции.
- Онлайн-сервисы – видеолекции, вебинары, презентации, документальные фильмы, статьи на образовательных платформах и ресурсах, специализированные приложения.
- Собственные учебные материалы – конспекты, схемы, таблицы, графики, карточки, словари.
Обратиться за дополнительной помощью
При возникновении трудностей с пониманием тем, стоит прийти на консультацию к преподавателю. Педагог поможет лучше усвоить информацию, объяснит сложные моменты. При больших затруднениях с изучением предмета рекомендуется выбрать репетиторство или специализированные курсы с регулярными занятиями с профильными учителями.
Если экзамен не сдан не по вине студента, а потому что преподаватель завалил студента, возникает конфликтная ситуация, требующая решения с привлечением администрации вуза. Обучающийся обращается в деканат или ректорат с просьбой сдать экзамен другому педагогу. Обычно в универе идут на встречу учащемуся. При невозможности разрешения конфликта цивилизованно можно обратиться в прокуратуру или суд, так как предвзятость и необъективная оценка знаний прямое нарушение прав граждан на получение образования.
Пересмотреть учебные материалы и пройти повторное обучение
Проанализировать ошибки
- Оценить успешность ответа на разные вопросы билета;
- Обозначить слабые стороны;
- Выписать проблемные темы;
- Тщательно изучить нужные материалы;
- Отработать усвоенное на практике.
Пройти повторное изучение учебного материала
После провала на экзамене стоит начать изучение билетов по списку снова. В первую очередь повторяется материал по вопросам, пропущенным во время первой подготовки к сессии. Далее повторяются пройденные темы. Проще всего освежить знания при помощи конспектов или кратких содержаний лекций в методичках или печатных изданиях. Если поиск книги превращается в проблему можно использовать онлайн ресурсы, видеолекции и презентации.
Закрепить материал с помощью задач и упражнений
Регулярные тренировки и выполнение практических кейсов помогает закрепить изученный материал и отработать компетенции для получения высокого результата на экзаменах. Закрепить знания помогают:
- Письменные упражнения;
- Тесты;
- Разбор ситуационных задач;
- Заполнение таблиц;
- Ведение словарей и рабочих тетрадей.
Применить улучшенные стратегии подхода к экзамену
Обратить внимание на методы подготовки
В виду ограниченного времени на повторение материала, даже если студент не совмещает учебу с работой, стоит использовать современные методики быстрого запоминания:
- Локусы – ассоциации материала с привычной окружающей обстановкой;
- Мнемоника – замена абстрактных понятий реальными объектами (акронимы, рифмизация, акростих, формирование цепочки);
- Чанкинг – фрагментирование;
- Интервальные повторения;
- Сторителлинг.
Использовать эффективные стратегии для сдачи экзамена
Рабочие лайфхаки:
- Не перегружаться в начале подготовки;
- По максимуму освободить крайний день перед сдачей экзамена;
- Не зацикливаться на первом провале, принять ситуацию и проработать ошибки;
- Использовать стратегию позитивного мышления;
- Заранее проанализировать правила сдачи экзамена, проработать возможные проблемы и пути и решения.
Набрать высокие баллы и показать отличные результаты помогает собранность, сдержанность, уверенность в своих силах и знаниях.
Пройти психологическую подготовку и обрести мотивацию
Овладеть методикой управления стрессом
Актуальные способы борьбы с эмоциональных перенапряжением и выгоранием:
- Концентрация на главной задаче;
- Полноценный отдых;
- Аутогенная тренировка;
- Метод глубокого дыхания;
- Прогрессивная мышечная релаксация;
- Медитация;
- Музыкотерапия;
- Библиотерапия;
- Экотерапия;
- Витаминопрофилактика;
- Рациональное питание.
Из-за волнения, напряжения и стресса написать экзамен на 2 и получить низкие баллы могут даже отличники. При ступоре и появлении паники стоит подключить осознанность, сконцентрироваться на одном предмете и начать с легкого вопроса.
Иметь мотивацию и позитивный настрой
Позитивизм и оптимистический настрой улучшают общее психоэмоциональное состояние, помогают чувствовать себя спокойнее и увереннее. Если студент не сдал экзамен, это не значит, что он не станет квалифицированным специалистом. Главное не потерять мотивацию и целенаправленно двигаться к получению диплома с использованием всех возможностей для закрытия академических задолженностей.
Рассмотреть альтернативные пути и варианты
Проработать варианты пересдачи экзамена
Для студентов, которые не сдали экзамены администрация вуза предоставляет 2 пересдачи. Первая – во время сессии. Организуется кафедрой, проводится одним педагогом. Вторая – устанавливается деканатом или ректоратом в резервные сроки. Для допуска требуется письменное разрешение. Для максимальной объективности знания учащихся оценивает преподавательская комиссия. Отчислить могут за неаттестацию по 80% предметов, включенных в сессию.
Пройти альтернативные курсы или предметы
Подтянуть знания по дисциплине можно на специализированных курсах. Занятия с педагогами помогают разобраться в учебных модулях, отработать компетенции. Записаться на курсовую подготовку можно в университете или на онлайн образовательных платформах. При трудностях в освоении конкретного предмета можно рассмотреть перевод на смежную специальность без указанной дисциплины. Главное условие – совпадение по общей академической нагрузки на 75% и более. Перевестись могут студенты 2 и последующих курсов без академических задолженностей.
План действий при повторной неудаче
Повторный анализ ситуации
Когда студент не сдал экзамен на первой пересдаче, он должен получить допуск к третьей попытке прохождения аттестации в деканате. Повторная оценка знаний проводится преподавательской комиссией. За счет разных мнений получается максимально объективно оценить знания студента, но отвечать перед несколькими профессорами и деканами страшнее. Это стоит учитывать при подготовке к пересдаче. Также рекомендуется изучить критерии выставления баллов и составить план выполнения задач для получения хотя бы удовлетворительной оценки.
Разработка новой стратегии
При повторном изучении тем по билетам стоит уделить максимум внимания провальным вопросам, детально разобрать решение задач с ошибками, делать все возможное для повышения качества владения теоретическими и практическими компетенциями. Обучение в университете направлено на формирование у обучающихся научно-исследовательских навыков и именно они помогают успешно пройти аттестацию. В случае затруднения с ответом на вопрос билета стоит внимательно изучить имеющийся в аудитории табличный материал или объединить исходную тематику с близкими по смыслу темами.
Причины несдачи экзаменов разные. Провал на сессии по одному и даже двум предметам некритическая ошибка в учебе. Вуз предоставляет возможность исправить полученные баллы, показать высокие результаты во время пересдачи и продолжить обучение по желаемой специальности.