Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Какие предметы изучают будущие «спецы» по искусственному интеллекту

Какие предметы изучают будущие «спецы» по искусственному интеллекту

Какие предметы изучают будущие «спецы» по искусственному интеллекту

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Подобрать программу

    Современное образование в области искусственного интеллекта (ИИ) строится на междисциплинарной основе, объединяет фундаментальную науку, инженерию и прикладные дисциплины. Его цель — подготовить профессионалов, способных разрабатывать, внедрять и исследовать сложные интеллектуальные системы. Рассмотрим особенности обучения по программе искусственный интеллект, предметы и дисциплины Artificial Intelligence и их содержание.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Математические методы анализа данных

    Математические методы анализа данных — базовая дисциплина, которая формирует фундамент для работы с данными и алгоритмами ИИ с использованием математики и статистики.

    В рамках предмета изучают:

    • основы теории вероятности и случайных процессов;
    • методы статистического анализа и проверки гипотез, в том числе градиентные методы;
    • линейную алгебру и матричные вычисления (метрики, матрицы);
    • оптимизационные алгоритмы;
    • основные модели машинного обучения (линейную и логистическую регрессию, SVM);
    • основы дискретной математики.

    Математические методы анализа данных включены в программу обучения на 1 и 2 курсах бакалавриата.

    Это интеллектуальная и информационная база для будущих специалистов по ИИ. Полученные знания помогают понять, как выстроена работа алгоритмов, интерпретировать результаты моделирования, корректно анализировать данные, разрабатывать собственные модели и уместно применять современные AI-технологии.

    Теория вероятностей и математической статистики

    Теория вероятностей и математическая статистика — это фундаментальная дисциплина, которая занимается изучением закономерностей случайных явлений и обработкой эмпирических данных.

    Предмет изучают на 1 и 2 курсах бакалавриата, как правило, сразу после курса математических методов анализа данных.

    Программа обучения включает такие темы:

    • основы теории вероятностей (аксиоматика, события, вероятность, условная вероятность, независимость событий);
    • случайные величины и их распределения;
    • закон больших чисел и центральная предельная теорема;
    • статистическое оценивание и проверка гипотез (А/В-тестирование);
    • регрессионный анализ и дисперсионный анализ;
    • принципы построения доверительных материалов.

    Эти знания необходимы, чтобы выстраивать модели машинного обучения, оценивать качество, выбирать правильные подходы к обработке данных, правильно интерпретировать неопределённость и строить надёжные прогнозы в условиях неполной информации.

    Введение в искусственный интеллект

    Введение в искусственный интеллект знакомит студентов с базовыми понятиями, принципами и методами искусственного интеллекта, формирует общее представление об отрасли ИИ и его приложениях.

    Концепция обучения:

    • История и философия ИИ: от истоков кибернетики до современных глубоких нейронных сетей.

    • Основные области, функции и задачи: интеллектуальный поиск, логический вывод, представление знаний, компьютерное зрение, обработка естественного языка (NLP), робототехника.

    • Базовые методы и алгоритмы: простейшие алгоритмы поиска (например, поиск в ширину/глубину), экспертные системы.

    • Современный контекст: место машинного и глубокого обучения в экосистеме ИИ, обсуждение возможностей и ограничений технологии.

    • Социально-этические аспекты: проблема смещения в данных (bias), доверие к AI-системам, влияние на рынок труда, вопросы ответственности.

    Дисциплина обычно преподаётся на младших курсах бакалавриата (1 или 2 курс).

    Курс формирует общую картину и словарь, позволяя студентам понять широту области ИИ и взаимосвязь между её разделами, освоить термины. Обучение помогает определить область интересов для последующей специализации (например, в NLP, Computer Vision или Robotics).

    Машинное обучение (Machine Learning, ML)

    Машинное обучение — научная дисциплина, направленная на разработку алгоритмов и методик, позволяющих компьютерам автоматически улучшать свою производительность путём накопления опыта на основе данных.

    Курс охватывает:

    • Основные парадигмы обучения: с учителем (классификация, регрессия), без учителя (кластеризация, снижение размерности), с подкреплением.

    • Фундаментальные алгоритмы: линейное моделирование, метод опорных векторов (SVM), ансамбли (Random Forest, градиентный бустинг), базовые нейронные сети.

    • Полный жизненный цикл модели: от предобработки данных и Feature Engineering до оценки, валидации, подбора гиперпараметров и анализа ошибок.

    • Принцип работы с современными фреймворками, такими как Scikit-learn, PyTorch и TensorFlow.

    Обучение проходит на средних курсах бакалавриата (2–3 курс) или на ранних этапах магистерской программы. Цель курса — научить студентов создавать умные проекты и реализовывать системы, способные учиться самостоятельно. Это основа всех узких специализаций в ИИ.

    Разработка на Python/С#/С++

    Разработка программного обеспечения на языках Python, C#, C++ направлена на освоение практических навыков написания качественного и эффективного кода. Каждый изучаемый на курсе язык программирования востребован для развития промышленных систем искусственного интеллекта.

    Курс сфокусирован на синтаксисе, парадигмах и экосистеме выбранных языков:

    • Python: базовый синтаксис, структуры данных, ООП, работа с библиотеками для анализа данных (NumPy, Pandas), основы асинхронного программирования. Это стандарт для прототипирования.

    • C++: управление памятью, компиляция, шаблоны, стандартная библиотека (STL), основы высокопроизводительных вычислений.

    • C#: платформа .NET, архитектура приложений, современные языковые возможности (LINQ, асинхронность), работа с базами данных через Entity Framework.

    • Общие принципы: алгоритмы и структуры данных, отладка, тестирование, работа с системами контроля версий (Git), стиль кодирования.

    Это один из первых профильных предметов, изучаемый с 1 курса бакалавриата. Каждая лекция и каждое практическое занятие помогают специалистам ИИ осваивать инструменты реализации любых алгоритмов и систем.

    Анализ больших данных (Big Data Analysis)

    Анализ больших данных — прикладная дисциплина, посвящённая методам, технологиям и инструментам для обработки, хранения и анализа чрезвычайно больших (объёмом от терабайта), сложных и быстрорастущих наборов данных, которые невозможно обработать традиционными способами.

    Курс охватывает:

    • Архитектуры и платформы для распределённой обработки данных: экосистемы Hadoop и Apache Spark, принципы парадигмы MapReduce.
    • Специализированную систему хранения: распределённые файловые системы (HDFS), NoSQL (например, Cassandra, MongoDB) и колоночные базы данных.
    • Методы и инструменты для инженерии данных: создание конвейеров (pipelines) ETL/ELT, организацию Data Lakes, потоковую обработку (Apache Kafka, Apache Flink).
    • Принципы облачных вычислений для работы с большими данными (на примере сервисов AWS, Google Cloud, Yandex Cloud).

    Предмет изучают на 3 или 4 курсе бакалавриата или в магистратуре, так как он требует знаний по информатике, программированию, алгоритмам, базам данных и основам машинного обучения.
    Навыки важны для реализации промышленных AI-решений, в частности для эффективного обучения моделей, особенно глубоких нейронных сетей, требующих огромных вычислительных ресурсов и датасетов, а также для построения целостных ML-продуктов.

    Программы обучения 707

    Уровень образования Колледж Бакалавриат Маги­стратура Второе высшее Специалитет Аспирантура Курсы Ординатура Факультет Юридический факультет Факультет информационных технологий Факультет менеджмента Факультет психологии Факультет бизнеса Факультет экономики Космические технологии Факультет педагогики Медицинский факультет Факультет дизайна и рекламы Факультет кибербезопасности Факультет логистики Факультет беспилотных технологий Факультет международного бизнеса Факультет комиксов Факультет игровой индустрии и киберспорта Факультет спорта Факультет музыкальной индустрии Факультет анимации Управление в технических системах Факультет лингвистики Факультет рекламы Факультет кино и телевидения Теплоэнергетика и теплотехника Факультет программирования Факультет Международных отношений Государственное и муниципальное управление Строительство Факультет туризма и индустрии гостеприимства Факультет медиа Факультет интернет-профессий Техносферная безопасность Факультет геймдизайна и разработки игр Факультет блокчейна и криптовалюты Электроэнергетика и электротехника Арт-факультет Факультет политологии Факультет робототехники Факультет комьюнити-менеджмента Театральный факультет Факультет банковского дела Факультет технологического предпринимательства Факультет e-commerce Факультет искусственного интеллекта Формат обучения Очный Заочный Очно-заочный Вечерний Выходного дня Онлайн
    Популярные
    Бизнес
    IT
    Психология
    Профессии с 0
    Международные
    Дизайн
    Медицина
    Специальность

    Поступите на программу
    ПоступитьПодробнее

    Анализ графов

    Анализ графов (Graph Analysis) — дисциплина, в рамках которой изучают методы представления, обработки и анализа данных, имеющих структуру графа — множества связанных между собой объектов (вершин) и их связей (рёбер). Это ключевой инструмент для работы со сложными сетями и взаимосвязями.

    Курс охватывает:

    • Основы теории графов: типы графов (ориентированные, неориентированные, взвешенные), основные понятия (пути, циклы, связность).
    • Классические алгоритмы: поиск в ширину и глубину (BFS/DFS), алгоритмы нахождения кратчайших путей (Дейкстры, Флойда-Уоршелла), обходы и топологическая сортировка.
    • Методы анализа графов: выявление сообществ (community detection), расчёт центральности вершин, анализ свойств сетей (коэффициент кластеризации, «шесть рукопожатий»).
    • Прикладные технологии: графовые базы данных (Neo4j), фреймворки для распределённой обработки графов (Apache Giraph).

    Предмет включён в программу обучения на 3 курсе бакалавриата, после освоения дискретной математики, алгоритмов и структур данных и основ программирования.

    Поскольку графы — универсальная модель для описания связей, критичная во многих передовых областях ИИ, специалистам нужны эти знания для анализа социальных сетей, обработки естественного языка (NLP), а также в компьютерном зрении, биоинформатике и химии.

    Обработка текстов на естественном языке (Natural Language Processing, NLP)

    Обработка текстов на естественном языке (Natural Language Processing, NLP) — прикладная дисциплина на стыке лингвистики, машинного обучения и компьютерных наук. Она изучает методы и алгоритмы, позволяющие компьютерам понимать, интерпретировать, генерировать и манипулировать человеческим языком.

    В рамках курса студенты осваивают:

    • Основные задачи NLP: токенизация, лемматизация, определение части речи (POS-теггинг), распознавание именованных сущностей (NER), анализ тональности, машинный перевод, вопросно-ответные системы, суммирование текстов.
    • Ключевые архитектуры и модели: от классических методов (Bag of Words, TF-IDF) и статистических моделей до современных нейросетевых подходов, включая рекуррентные сети (RNN), архитектуру Transformer и предобученные языковые модели (BERT, GPT и их аналоги).
    • Работу с библиотеками и фреймворками, такими как NLTK, spaCy, Hugging Face Transformers, для практической реализации пайплайнов обработки текста.
    • Комплекс лингвистических основ: синтаксис, семантика, работа с многозначностью и контекстом.

    Предмет проходят на 4 или 4 курсе бакалавриата или в магистратуре. Студенты формируют технологические навыки работы с state-of-the-art технологиями, такими как большие языковые модели (LLM), которые становятся базовой инфраструктурой для многих инноваций в ИИ.

    Компьютерное зрение (Computer Vision, CV)

    Компьютерное зрение (Computer Vision, CV) — дисциплина, которая изучает методы и алгоритмы, с помощью которых компьютеры могут получать, обрабатывать, анализировать информацию на изображениях и видео.

    Студенты проходят такие темы:

    • классификация, обнаружение, сегментация, свойства объектов;
    • архитектура нейросетей (свёрточные CNN, трансформеры);
    • работа с фреймворками (OpenCV, PyTorch);
    • обработка видеопотоков.

    Предмет углублённого уровня, изучается на 3–4 курсе или в магистратуре после основ машинного обучения.

    Темы направлены на освоение навыков для создания автономных систем, медицинской диагностики, систем распознавания лиц, дополненной реальности и промышленной автоматизации.

    Глубокое обучение (Deep learning)

    Глубокое обучение (Deep Learning) — продвинутый раздел машинного обучения. Основой выступает использование многослойных искусственных нейронных сетей. С их помощью возможно автоматически извлечь сложные признаки из данных.

    Направления лекций и практики:

    • Архитектуры нейросетей: свёрточные (CNN) для изображений, рекуррентные (RNN) и трансформеры для последовательностей, генеративные состязательные сети (GAN).
    • Обучение с использованием фреймворков TensorFlow/PyTorch.

    Предмет проходят на 3 и 4 курсе или в магистратуре, после освоения основ ML, линейной алгебры и программирования.

    Смысл обучения для будущих специалистов заключается в освоении ключевых технологий для прорывных задач ИИ: компьютерного зрения, NLP, создания генеративных моделей (текст, изображение, звук) и автономных систем.

    Теория статистических решений

    Теория статистических решений посвящена изучению методов принятия рациональных решений в условиях неопределённости и риска. Дисциплина объединяет элементы теории вероятностей, математической статистики и оптимизации для разработки алгоритмов оптимального выбора действий.

    Процесс обучения включает темы:

    • оптимальные стратегии принятия решений;
    • байесовский подход к принятию решений;
    • критерии выбора решений (средняя ошибка, минимаксный критерий);
    • риск и выгода в принятии решений;
    • применение статистических критериев для проверки гипотез.

    Дисциплину часто включают в учебные планы 3 и 4 курсов бакалавриата или магистратуры. Она служит основой для построения многих алгоритмов машинного обучения.

    Управление производственным процессом разработки ПО

    Управление производственным процессом разработки ПО — прикладная дисциплина об организации и методологиях эффективной командной разработки программного обеспечения, включая AI-проекты.

    Основные темы: гибкие методологии (Agile, Scrum), DevOps-практики, инструменты управления проектами (Jira, Git), принципы CI/CD, характеристики и жизненный цикл ML-решений (MLOps).

    Предмет включают в программу на старших курсах или в магистратуре, параллельно с курсами по проектной деятельности. Будущие специалисты ИИ развивают когнитивные способности, получают навыки работы в команде, управления реальными проектами и промышленной эксплуатации AI-решений.

    Английский для IT-специалистов

    Английский для IT-сферы — специализированный языковой курс, направленный на формирование навыков профессионального общения, чтения технической документации и участия в международной IT-среде.

    Это непрерывная параллельная дисциплина на 1–3 курсах. Студенты кратко изучают и совершенствуют техническую терминологию в области ИИ, речевые навыки, курс о компьютерах и письменности.

    Английский — основной язык, которым пользуется мировая наука и IT-индустрия. Он открывает доступ к актуальным исследованиям, фреймворкам, работе в международных компаниях и на open-source проектах.

    Рекомендованные программы обучения

    «Искусственный интеллект и большие данные», второе высшее«Искусственный интеллект и большие данные», бакалавриат«Инженер искусственного интеллекта (AI-инженер)», бакалавриат«Инженер искусственного интеллекта (AI-инженер)», второе высшее«Технологии искусственного интеллекта», бакалавриат«Технологии искусственного интеллекта», второе высшее«Техник по интеллектуальным интегрированным системам (ML-тестировщик)», колледж

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status