Для кого подходит работа врача
Пойти учиться в медвуз может любой человек независимо от склада ума и темперамента. Достаточно интересоваться биомедицинскими науками и видеть себя врачом в будущем. Сомнения будут, но их не следует ставить во главу угла. За шесть лет обучения на лечебном или педиатрическом факультете каждый второй студент задумывается о том, что, возможно, не стоило идти в медицину. Это неизбежное последствие взросления в стенах института по мере получения знаний и опыта.
Эта профессия подходит не только терпеливым, усердным и добрым людям, способным сочетать в своем характере любовь к науке, сострадание и самоотверженность. Присутствие перечисленных качеств может пойти на пользу работнику приемного отделения, хирургу, реаниматологу или другому специалисту, постоянно сталкивающемуся со значительным стрессом, но не все врачи обязаны строго соответствовать таким высоким запросам. Достаточно уметь выполнять свои обязанности качественно и проявлять терпение в работе с пациентами в условиях постоянного стресса.
Следует заранее отбросить юношеский максимализм и принять факт того, что не каждый человек после школы может соответствовать всем надуманным профориентационным требованиям. Без реального опыта работы в медицине говорить о стрессоустойчивости и умении любить пациентов сложно. Исключение — человек после профильного колледжа, который поступает позже школьников. Абитуриенты-медики чаще уверенно выбирают такое направление после прохождения больничной практики.
С чем столкнется студент
Учебу в медвузе условно разделяют на несколько этапов с присущими им отличительными особенностями. С учетом актуальной программы можно выделить три основных периода:
- Первый год. Школьник готовился сдавать ЕГЭ по биологии и химии — эти знания будут расширяться. Появятся специальные предметы, знакомящие будущего врача с профессией и устройством человеческого организма: физиология, анатомия, гистология, латинский язык. Первокурсники проходят только «норму», чтобы в дальнейшем лучше понимать патологию. Начинается первая практическая подготовка в государственной клинике в качестве помощника санитара.
- 2 и 3 курсы. Закончились первые экзамены, получены фундаментальные умения. Продолжается изучение устройства здорового организма, и начинается разбор особенностей патологических процессов. Врачи вспоминают эти годы с улыбкой на лице, поскольку первое серьезное знакомство с заболеваниями и методами лечения усиливает интерес к медицине. Появляется понимание причин возникновения патологий. Человек знакомится с основами фармакологии, хирургии и терапии.
- 4-6 курсы. Последний период образования в вузе на 90% проходит в стенах больниц и поликлиник. Будущий доктор может ознакомиться практически со всеми сферами врачебной деятельности, вроде неврологии, офтальмологии и психиатрии. Учебный процесс больше не напоминает школьные времена, поскольку вместо каждодневного разнообразия предметов медики по 4-8 недель подряд получают умения в рамках одной дисциплины. В ходе практической деятельности помощником медсестры и доктора человек получает ценные навыки, которые понадобятся в будущем.
Перечисленные этапы можно обозначить как период подготовки, введение в патологию и освоение клинической медицины. Временное затухание интереса к врачеванию может возникать в первые два года, когда стандартный набор дисциплин надоедает. «Второе дыхание» у по-настоящему заинтересованных людей открывается ближе к средним курсам, когда приходит время покупать собственный фонендоскоп и учиться искать признаки заболеваний у реальных пациентов самостоятельно.
Основные трудности
Когда человек принял решение поступать в медицинский университет, следует готовиться к нагрузкам и стрессу. Главная трудность — необходимость быстро и эффективно усваивать большое количество информации. Первые зачеты начнутся через два месяца после начала пар. К этому моменту вчерашний школьник должен держать в голове десятки анатомических терминов, латинские и греческие слова, особенности биологических процессов и сложные химические реакции.
При должном трудолюбии процесс адаптации к повышенным учебным нагрузкам завершается к концу первого года. На втором-третьем курсе не страдающие от хронической лени студенты позволяют себе спать минимум шесть часов в день и иметь личную жизнь. Старшекурсники скажут, что достаточно только пережить конец третьего курса, а также сдать экзамены по патанатомии, патологической физиологии и фармакологии. Это пресловутый «экватор» в медвузе, через который не проходит до 50% от изначально поступивших.
Строгая дисциплина — дополнительная трудность образовательного процесса. Не зря некоторые преподаватели сравнивают учебу в медвузе с армией. В стенах учебного заведения следует носить чистый выглаженный халат и шапочку. За несоблюдение дресс-кода провинившегося могут выгнать с пар или даже не пустить в учебное заведение. В период получения практических навыков преподаватели строго запретят девушкам отращивать ногти, чтобы не создавать неудобства для пациентов. Старшекурсники должны работать с врачами и соблюдать субординацию.
Увлекательность обучения
Среди первокурсников встречаются люди старше 20 лет и состоявшиеся в другой области специалисты с высшим образованием. Они идут учиться врачеванию из-за высоких идей и увлекательности образовательного процесса в рамках стоматологии, лечебного дела и педиатрии. Одиннадцатиклассников и поздних абитуриентов привлекает перспектива постигать врачевание с нуля за шесть лет. За такой срок ответственный ученик научится распознавать симптомы заболеваний, оказывать первую помощь и назначать лечение.
Если будущего специалиста привлекают биомедицинские науки без привязки к врачебной деятельности, посещение лекций и семинаров будет не менее увлекательным. В учебной программе представлены фундаментальные дисциплины, общеобразовательные предметы и основы клинической медицины. Каждый ученик за 6 лет может найти что-то свое и в дальнейшем принять решение о прохождении определенной специализации. Длительный учебный процесс формирует общую медицинскую эрудицию, требующуюся врачам и желающим посвятить жизнь науке.
Образовательный процесс в медвузе захватывает внимание с первых недель. Преподаватели демонстрируют настоящие анатомические препараты и на их примере объясняют фундаментальные особенности человеческого тела. Изучение латинского языка раскрывает суть простых и сложных научных терминов. Когда неклинические дисциплины уже приедаются, начинается реальная медицина в виде учебы на различных клинических кафедрах. Важно только проявить терпение и трудолюбие, чтобы не покинуть ряды студентов преждевременно.
Прохождение практики
Нельзя стать доктором без базовых практических навыков, поэтому с первого года ученики посещают больницы и учатся работать руками. На первых этапах это санитарская практика, когда медики знакомятся с правилами обработки и очищения больничных помещений. Через год появляется возможность получать медсестринские навыки — перевязка, ведение документации, внутримышечные инъекции и выполнение других процедур. На 5-6 годы учебного процесса приходится врачебная практика, готовящая учеников к самостоятельной профессиональной деятельности.
После поступления в медвуз нужно научиться проявлять инициативу и настойчивость для получения практических навыков. Такой подход особенно важен после уточнения специализации. Преподаватели рекомендуют больше времени проводить в профильных отделениях и помогать докторам выполнять процедуры. Нет смысла идти учиться на врача и пассивно ждать выпуска — умения не появятся автоматически в момент получения диплома.
Польза от обучения
Можно выделить следующие положительные стороны учебы на врача:
- освоение интересной научной области;
- возможность лечить родственников;
- разнообразие направлений специализации (не только врачевание);
- повышенный спрос на медиков в России и странах СНГ;
- получение навыков оказания медицинской помощи;
- расширение кругозора.
Проведенные в медвузе студенческие годы — время, потраченное с пользой. Часть людей разочаровывается во врачебной деятельности до получения диплома, но в дальнейшем находит себя в смежных областях, вроде преподавательской деятельности или работы медицинским представителем. Полученные в вузе умения пригодятся в обычной жизни.
Перспективы выпускника
Окончившим «мед» выпускникам доступно больше десяти вариантов профессиональной деятельности: разные врачебные специализации, инструментальная или лабораторная диагностика, судебная экспертиза, патологическая анатомия, преподавание и другие сферы. В рамках медвуза можно обучиться на биохимика, биофизика или эпидемиолога для открытия дополнительных карьерных направлений. Необязательно работать с пациентами или брать на себя большую ответственность.
Врач — перспективная профессия с карьерным ростом и высокой заработной платой. В 2020 году средняя зарплата участкового терапевта в Москве стала больше 120 тысяч рублей. Для устройства в поликлинику на эту должность достаточно получить диплом и сдать аккредитацию на шестом курсе. Зарплата в регионах ниже, но в пределах средних показателей. По мере получения опыта и стажа доктор может устроиться в частную клинику со стабильно высоким доходом.
Если перспектива работать участковым врачом выпускника не устраивает, можно поступить в ординатуру для получения специализации в рамках другой медицинской области, вроде неврологии или хирургии. Длительность постдипломного обучения составляет от 2 до 5 лет. Платная ординатура — дорогое удовольствие, но можно набрать достаточное количество баллов за 6 лет и получить бюджетное место.
Социально важная профессия
Часто на шестом курсе возникает опасение: может ли доктор трудоустроиться сразу после аккредитации? Человек с дипломом врача без работы не останется. В России постоянно возникает дефицит медиков, который не исчезает при стабильно высоком проценте поступающих в медвузы. Когда ординатура не по карману, Минздрав предлагает дипломированным специалистам бюджетные места в рамках целевого приема с условием отработки в определенном учреждении в течение нескольких лет. Врачи могут рассчитывать на разнообразные социальные льготы.
Особенно сложно обойтись без таких специалистов в напряженные периоды. Во время эпидемии COVID-19 медики получают дополнительные надбавки. Ценность планового и экстренного лечения в такой период возрастает, поэтому частным и государственным учреждениям требуется больше врачей.
Когда выбор сделан
Абитуриенты для подачи документов сдают биологию, химию и русский язык. Из-за популярности и востребованности проходной балл стабильно высокий, поэтому начинать готовиться к экзаменам следует хотя бы за 6-8 месяцев до окончания школы. Это поможет набрать больше 250 баллов за три предмета с возможностью занять бюджетное место. Лучше сэкономить средства на последующую специализацию.
Для успешной подготовки к экзаменам рекомендуется нанять репетиторов, поскольку школьникам сложно за ограниченный период научиться решать задачи и выучить объемную теорию. Особенно важно воспользоваться услугами специалистов, если в общеобразовательной школе на профильные предметы приходится мало часов. Абитуриент после подачи документов будет конкурировать с гимназистами и «олимпиадниками», поэтому не стоит пренебрегать сторонней помощью.
В 17-18 лет сложно сделать выбор, от которого зависит дальнейшая жизнь. Становиться врачом следует осознанно, а не по наставлению родителей или других людей. Романтизирующие врачевание художественные книги и фильмы — плохие советчики. Нужно трезво оценить уровень заинтересованности, а также взвесить плюсы и минусы.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной