Учиться на стоматолога необходимо по программе специалитета. Такой формат получения образования пугает многих абитуриентов, поэтому будущие студенты заранее изучают информацию о том, сложно ли учиться на стоматолога и как легче преодолеть возникающие трудности.
В чем сложность учебы на стоматолога
Требования к абитуриентам стоматологического факультета
Для работы стоматологом необходим диплом о профильном высшем образовании и действующий сертификат аккредитации. Поступить в вуз могут выпускники 11-го класса школ или колледжа. Приемная кампания характеризуется:
- ограниченностью бюджетных и коммерческих мест, например, набор на лечебный факультет составляет 200 человек, на стоматологический – 50;
- высокими проходными баллами – для учебы на бюджетной основе необходимо набрать 260 и более баллов, на платном отделении – 130;
- вузы имеют право проводить дополнительные вступительные экзамены по биологии, химии или русскому;
- вместе со стандартным пакетом документов необходимо предоставить медицинскую справку формы 086/у о допуске к освоению профессии, которая сейчас требуется не на все специальности.
В качестве вступительных испытаний оценивают баллы ЕГЭ по русскому, профильной математике, химии, биологии, физике или иностранному языку. Эти предметы тоже нельзя отнести к самым легким при сдаче Единого государственного экзамена. Каждая дисциплина требует серьезной и ответственной подготовки.
Сложности в учебной программе будущих стоматологов
В первую очередь, тяжело ли учиться на стоматолога, определяется перечнем ключевых дисциплин, учебной нагрузкой по предметам и сложностью семинарских занятий.
Стоматологи изучают общие медицинские науки. На анатомии самые сложные разделы – изучение кровоснабжения и иннервации. В голове и шее проходит множество артерий, вен, лимфатических сосудов и нервов. Расположение, название и функцию каждого необходимо знать для проведения лечебных и диагностических процедур. На топографической анатомии и оперативной хирургии студенты проводят операции на животных и симуляторах, осваивают хирургические техники. На кафедре челюстно-лицевой хирургии проводят осмотр и обследование пациентов, ведут учебные истории болезни, заполняют образцы медицинской документации. Объем теоретических и практических навыков по каждой дисциплине образовательной программы большой. Многое остается на самостоятельное изучение, по каждой теме необходимо получить зачет, а задолженности и хвосты отрабатываются в обязательном порядке.
Трудности в профессиональной практике будущих стоматологов
Разбирая, сложно ли учиться на стоматолога после 11-го класса, необходимо учитывать особенности прохождения обязательных летних производственных практик, с которыми учащиеся сталкиваются сразу после 1 курса.
Начальное знакомство с профессией начинается с «санитарной практики». Студенты выполняют работу помощников среднего медицинского персонала и допускаются к самостоятельному проведению ряда несложных манипуляций, например, внутримышечным инъекциям, уходу за пациентами.
С каждым курсом знания студентов и компетенции усложняются. Будущие стоматологи работают помощниками терапевтов на приеме пациентов в поликлиниках, затем знакомятся с хирургическими практиками. После 3 курса начинается отработка терапевтических навыков в условиях образовательных отделений при университете. В корпусе или на клинической базе выделяются и оборудуются кабинеты по реальному приему больных. Всем процессом диагностики и лечения руководят опытные педагоги, но лечебные и диагностические манипуляции выполняют сами учащиеся. На практике в качестве стоматолога-ортодонта и ортопеда студенты знакомятся с процессом изготовления и установки протезов, имплантов, зубных конструкций, систем по исправлению прикуса.
Самая сложная производственная практика связана с дежурствами в отделении челюстно-лицевой хирургии. Общая длительность отработки навыков – 1-2 недели. За это время учащиеся посещают операционные, проходят ПХО ран, участвуют в установках челюстно-лицевых ортодонтических и ортопедических конструкций. Из всех практик данная отличается максимальной инвазивностью процедур, риском возникновения кровотечений, опасностью контакта с инфекциями.
Трудности производственных практик связаны с:
- необходимостью коммуникации с тяжелыми и сложными пациентами;
- опасными и ответственными манипуляциями;
- риском инфицирования;
- работой в системе здравоохранения и ЛПУ с четкими правилами и протоколами;
- возможностью столкновения с чрезвычайными ситуациями, требующими оказания первой и неотложной помощи.
Возможные трудности в прохождении специализации и дополнительном обучении
Также в понятие о том, трудно ли учиться на стоматолога, входит сложность программ ординатуры для освоения узкой специальности. Актуальные программы для ординаторов в рамках узкой специализации после стоматологического факультета:
- Стоматология ортопедическая;
- Хирургическая;
- Терапевтическая;
- Ортодонтия;
- Челюстно-лицевая хирургия.
Длительность обучения – 2 года. Студенты в освоении узкой специальности связаны с ошибками в выборе направления профессиональной подготовки, неготовности выполнять сложные и рискованные врачебные манипуляции, переоценкой собственных физических и психоэмоциональных сил. Сложное удаление зуба требует достаточной физической подготовки, работать экстракторами непросто, а стоматологи-хирурги выполняют 10 и более удалений за смену. Челюстно-лицевые хирурги часами могут стоять в операционных, что оказывает значительное влияние на нервную и опорно-двигательную систему.
Другие трудности связаны со стоимостью ординатуры. Количество бюджетных мест ограничено и отбор проводится на конкурсной основе по результатам тестирования и собеседования. Цена учебы на платной основе составляет в среднем 100 тысяч рублей в год.
Для освоения более узких специальностей, например, протезиста или имплантолога, дополнительно требуются курсы повышения квалификации.
Специалисты могут работать в государственных стоматологических клиниках или в сфере частной медицины, но для реализации в Министерстве здравоохранения и карьерного продвижения в системе здравоохранения дополнительно требуется образование по программам ОЗиЗ или менеджмента.
Советы для достижения успеха в обучении на стоматолога
- Запастить терпением и целенаправленно идти к получению диплома;
- Заранее продумать каждый этап профессиональной подготовки с учетом выбранной специальности;
- Не бояться возникающих проблем и трудностей;
- Не допускать наличия академических задолженностей и хвостов;
- Не пропускать пары без уважительной причины;
- Посещать отработки, организуемые кафедрами;
- Участвовать в научно-исследовательской деятельности;
- Оценить собственные силы и готовность помогать человеку вне зависимости от его характера и социального статуса.
Путь становления медицинского специалиста достаточно сложный и долгий. Если заранее настроиться на серьезную и ответственную работу, то учиться будет легче с психологической точки зрения. Готовность к нагрузкам, отработке практических навыков и компетенций поможет стать настоящим экспертом в области стоматологии, получить престижную должность в стоматологической клинике или центре и зарабатывать в несколько раз больше врачей других специальностей.