Работа стоматологом требует обязательного наличия профильного высшего медицинского образования. Учеба охватывает большой спектр ключевых и общепрофильных дисциплин, и чтобы понять, сложно ли будет учиться, стоит узнать, какие предметы изучаются на стоматологическом факультете.
Общие предметы для изучения на факультете стоматологии
- 1 курс – анатомия, физиология, биология, биоэтика, гистология, латынь;
- 2 курс – топографическая анатомия и оперативная хирургия, биохимия, микробиология, гигиена;
- 3 курс – иммунология, патфизиология и патанатомия, фармакология;
- 5 курс – медицинская реабилитация.
Профильные предметы на стоматологическом факультете
- Анатомия головы и шеи. Данная дисциплина изучается первокурсниками. В отличие от студентов других факультетов, будущие стоматологи на анатомии детально разбирают строение головы и шеи. В учебные модули включено изучение кожи и подкожно-жировой клетчатки, мышц и фасций, костей и суставов, артерий, вен, нервов и лимфатической системы. Занятия ведутся в секционных и анатомическом театре с использованием манекенов и образцов в формалине.
- Физиология ротовой полости. На кафедре нормальной физиологии изучаются механизмы жевания, глотания, синаптическое проведение нервных импульсов, клеточные механизмы энергетического и солевого обмена. Занятия носят практический характер, ставятся опыты и создаются компьютерные модели процессов.
- Основы стоматологии. Первая узкопрофильная дисциплина первого года обучения. Студенты знакомятся с правилами и принципами оказания стоматологической помощи, изучают пропедевтику болезней полости рта, зубочелюстные аномалии.
- Терапевтическая стоматология. Учащиеся стоматологического факультета углубленно изучают терапию болезней зубов и полости рта, отрабатывают лечение на клинических кафедрах и в кабинетах с приемом пациентов. Все манипуляции выполняются под строгим контролем преподавателя. Без проработки навыков стать хорошим специалистом невозможно. После получения диплома выпускники готовы самостоятельно ставить диагноз и проводить лечение больных.
- Хирургическая стоматология. Знакомство с хирургическими практиками начинается на кафедре топографической анатомии и госпитальной хирургии. Будущие стоматологи изучают хирургический инструментарий, организацию работы операционных, разрезы, наложение швов, правила и методы остановки кровотечения, лигирование сосудов. Дальнейшее изучение хирургии носит профильный характер и касается удаления зубов, подсадки костной ткани, эстетических операций в пародонтологии.
- Ортодонтия. В медуниверситете ортодонтия в качестве узкой специализации выпускников стоматологического факультета вынесена в программу ординатуры. Во время учебы в специалитете студенты изучают основы ортодонтического лечения, виды правильного и неправильного прикуса, аномалии строения, доступные способы и принципы терапии.
- Протезирование. Углубленное изучение изготовления и установки съемных и несъемных зубных протезов с использованием шурупов, штифтов, бюгелей.
- Рентгенология и диагностика. Без использования рентгена поставить диагноз и проверить качество проведенного лечения в стоматологии невозможно. С помощью рентген-диагностики определяются кисты, расположение корней, закладки зубов, корректность установки штифтов, полости, достаточность лечебных манипуляций по заполнению и пломбировке каналов.
- Ортопедическая стоматология. Ортопедическая стоматология изучает протезирование и имплантацию. Студенты осваивают современные материалы и технологии установки зубных протезов, имплантов, виниров, люминиров, зубочелюстных конструкций.
- Детская стоматология. На учебном модуле по детской стоматологии будущие профессионалы осваивают особенности строения зубов и зубного ряда у детей. Обязательно изучаются сроки прорезывания, состав эмали, сменный прикус, основы стоматологической хирургии и обезболивания в педиатрической практике.
- Стоматологические заболевания. На дисциплине по стоматологическим заболеваниям студенты-медики изучают принципы диагностики, постановки дифференциального диагноза, этиологию, патогенез и тактику лечения болезней зубов и полости рта.
- Организация стоматологической помощи. Организация стоматологической помощи охватывает принципы работы системы здравоохранения в области стоматологии. Во главе деятельности стоит Министерство здравоохранения Российской Федерации с ЦНИИ Стоматологии. Главные специалисты по регионам курируют сферу оказания стоматологических услуг. Получить должность могут профессионалы высокой квалификации с большим опытом практической работы. Чаще всего обязанности выполняют профессора и доценты, совмещающие научную деятельность с управлением областными, краевыми, республиканскими и крупными городскими стоматологическими поликлиниками. Следующий нисходящий уровень включает профессионалов организационно-методических отделов, осуществляющих планирование и анализ деятельности ЛПУ.
Получить медицинскую помощь стоматологического профиля пациенты могут в:
- стоматологических поликлиниках;
- на клинических базах университетов и НИИ;
- в стоматологических отделениях ЦРБ;
- в кабинете при ФАПе;
- во взрослых и детских отделениях челюстно-лицевой хирургии в стационарах.
- Манипуляции по сохранению и укреплению здоровья зубов;
- Предупреждение возникновения и распространения стоматологических заболеваний;
- Проведение профосмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения за пациентами;
- Противоэпидемические мероприятия в инфекционных очагах;
- Медико-статистический анализ;
- Диагностическая деятельность;
- Постановка врачебного диагноза по МКБ;
- Экспертиза ВУТ;
- Выбор тактики ведения больных;
- Лечение пациентов в амбулаторных и стационарных условиях;
- Немедикаментозная терапия;
- Реабилитационные мероприятия.
Практическая часть обучения
Клинические навыки
- Манипуляции по сохранению и укреплению здоровья зубов;
- Предупреждение возникновения и распространения стоматологических заболеваний;
- Проведение профосмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения за пациентами;
- Противоэпидемические мероприятия в инфекционных очагах;
- Медико-статистический анализ;
- Диагностическая деятельность;
- Постановка врачебного диагноза по МКБ;
- Экспертиза ВУТ;
- Выбор тактики ведения больных;
- Лечение пациентов в амбулаторных и стационарных условиях;
- Немедикаментозная терапия;
- Реабилитационные мероприятия.
Профессиональная практика
Летняя производственная практика проводится после каждого курса обучения и включает:
- санитарскую практику для знакомства с системой здравоохранения;
- работу помощником медсестры;
- работу помощником стоматолога-терапевта;
- работу помощником врача-ортопеда;
- дежурство в отделении челюстно-лицевой хирургии.
Как проходит учебный процесс
Поступить на стоматологический факультет могут выпускники 11-го класса или колледжа. Зачисление организуется по конкурсу. Приемная комиссия учитывает результаты ЕГЭ по химии, биологии, русскому, профильной математике, физике, иностранному языку. В качестве дополнительных экзаменов проводятся письменные аттестации или тестирование по химии и русскому языку. Знания абитуриентов оцениваются по 100-балльной шкале для удобства составления общей рейтинговой таблицы. Правила поступления и комбинация предметов зависят от требований конкретного вуза.
Учеба организована в очном формате. Без отработки навыков на семинарах, клинических кафедрах и летней производственной практике стать врачом невозможно. Год разделен на семестры. Клинические кафедры находятся при действующих ЛПУ. Для проведения терапевтического и хирургического лечения под контролем преподавателей создаются специализированные учебные отделения и кабинеты с приемом пациентов. Длительность обучения – 5 лет.
Работать стоматологом прибыльно и интересно. Зарплата специалистов в частных клиниках составляет 100-500 тысяч рублей. Профессионалы всегда востребованы на рынке труда.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной