Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Спортивный журналист

Спортивный журналист

Рассказываем о мастерах, которые знают о спорте всё и могут понятно, увлекательно донести информацию до широкой аудитории
Спортивный журналист

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Любители спорта знают их в лицо и по имени. Они могут быть так же знамениты, как Игорь Акинфеев или Евгений Плющенко. Например, кто в нашей стране не слышал о Дмитрии Губерниеве? Спортивный журналист может стать настоящей звездой в своей сфере.

    Быть спортивным журналистом — значит любить спорт и разбираться в нём. Такому специалисту нужно знать правила разных дисциплин, тонкости соревнований, а также биографии спортсменов и тренеров — желательно быть знакомым с ними лично.

    Его главная задача— освещение событий: матчей, турниров, трансферов игроков. Он берёт интервью у спортсменов, наставников, представителей клубов и федераций, анализирует результаты и даже рискует делать прогнозы. А во время крупных турниров — Олимпиад или чемпионатов мира — оценивает ход событий.

    Эта работа очень динамичная: новости должны быть оперативными. Плюс зрителям всегда интересно, что скажет запыхавшаяся бегунья сразу после финиша или разочарованный игрок проигравшей команды. Кроме того, спортивный журналист работает в потоке эмоций — ведь спорт без них невозможен. Поэтому,в отличие от коллег, пишущих о политике или экономике, спортивные журналисты могут открыто выражать своё отношение к событиям.

    При этом такому специалисту нужны те же навыки, что и другим журналистам: уметь искать информацию, проверять факты и писать или говорить увлекательно. Иначе аудитория быстро потеряет интерес — особенно если заметит ошибки.

    О том, как стать таким профессионалом, читайте в нашей статье.

    Как проходят рабочие дни специалиста

    Спортивные журналисты обычно специализируются на одном или нескольких видах спорта — иногда совершенно разных. Например, уже упомянутый Дмитрий Губерниев, известный своим эмоциональным стилем комментирования, много лет работает с зимними дисциплинами: биатлоном, лыжными гонками, конькобежным спортом. Но это, конечно, не значит, что он не разбирается в других видах спорта: также он комментировал плавание, лёгкую атлетику и даже шахматы.

    Во время Кубка мира по биатлону его график предельно насыщен: прямые трансляции, интервью со спортсменами и тренерами, съёмки для «Матч ТВ». А на олимпиадах он может сегодня вести трансляцию лыжных гонок, а завтра — разбирать тактику в конькобежном спорте, параллельно рассказывая зрителям истории участников.

    Кстати

    Комментатор и журналист — не одно и то же. Не каждый журналист сможет вести трансляцию, и не всякий комментатор — писать аналитику. Но талантливые профессионалы совмещают оба навыка. Как, например, Василий Уткин, который одинаково ярко комментировал футбол во время матчей, а потом увлекательно рассказывал о нём в своих материалах.

    Посмотрите, как выглядит рабочий день спортивного журналиста на примере турнира:

    • Мониторит новости. Нужно быть в курсе последних событий в мире спорта, особенно в дисциплинах, на которых специализируется. Важны даже мелкие детали: они пригодятся в интервью со спортсменами или аналитике, которая потребуется после состязания.
    • Наблюдает за соревнованиями. Сейчас необязательно присутствовать лично — можно работать с трансляциями. При этом, если речь о международных турнирах, то без знания языков, хотя бы английского, не обойтись. Журналист должен хорошо понимать, что происходит и о чём говорят тренеры и спортсмены.
      Непосредственно во время соревнования журналисту всегда есть чем заняться: он делает пометки для будущих материалов; публикует краткие сводки в соцсетях или на сайте — например, счёт; берёт оперативные комментарии у участников.
    • Готовит материалы о прошедшем событии. Анализирует его с опорой на собственные знания и опыт. Это могут быть статьи, репортажи, заметки. В зависимости от масштаба состязания, за день может набраться десяток публикаций. Например, на теннисном турнире — обзоры матчей, интервью, итоговые статьи. А матчей-то может быть несколько одновременно!
    • Участвует в теле- или радиоэфирах. Если журналист работает в крупном медиа, его могут пригласить как эксперта.
    • Реагирует на новости. Например, на переход игрока в другой клуб или завершение чьей-то карьеры. Нужно оперативно подготовить материал: взять комментарий, собрать факты из биографии, написать обзорную статью.

    Кому подойдёт профессия

    Очевидно — нужно любить спорт. Без живого интереса к этой теме не получится стать «своим» для аудитории болельщиков и фанатов, а также представителей спорта.

    Необходимые качества:

    • Смелость и настойчивость — нужно уметь добыть эксклюзивную информацию или добиться разговора со спортивной звездой.
    • Обширные знания истории видов спорта, соревнований, биографий спортсменов и тренеров, а также умение применять эту информацию в работе. Например, задавать не общие вопросы, а конкретные — с опором на детали.
    • Владение словом. Увы, никакая спортивная эрудиция не поможет, если журналист будет писать или говорить скучно.

    При этом нужно быть готовым и к сложностям профессии: ненормированный рабочий день и постоянные командировки.

    Где работать спортивным журналистом

    Журналисты — и спортивные, и любые другие — обычно работают в средствах массовой информации. Это телевидение, радио, газеты, журналы и интернет-ресурсы.

    В России около 15 специализированных спортивных телеканалов, из которых девять принадлежат медиахолдингу «Матч ТВ» — включая «Матч! Премьер», «Матч! Игра» и другие. Крупные спортивные события также транслируют федеральные каналы — «Первый канал» и «Россия-1», где регулярно выходят спортивные рубрики в новостных программах.

    На радио спортивную тематику освещают как специализированные станции — например, «Спорт FM», — так и другие проекты в специальных рубриках.

    Кроме того, до сих пор существуют и печатные СМИ: это ежедневные газеты, например, «Спорт-Экспресс», и еженедельные журналы.

    Наиболееактивно развивается цифровой сегмент. Крупнейшие спортивные интернет-СМИ — Sports.ru, «Чемпионат», Sport24 — соседствуют с множеством авторских блогов и каналов в соцсетях, где работают независимые журналисты.

    Интересный факт

    Николай Озеров — легенда советской спортивной журналистики, лауреат Государственной премии СССР и премии Союза журналистов. Его голос звучал на пятнадцати Олимпиадах, тридцати хоккейных и восьми футбольных чемпионатах мира, шести чемпионатах Европы по футболу. И это не считая тысяч внутренних соревнований!

    Однажды во время принципиального матча ЦСКА — «Спартак», который наблюдал с трибун сам Брежнев, случился курьёзный инцидент. Озеров, всегда предпочитавший работать у самого борта, получил случайный удар клюшкой от игрока «армейцев».

    Трансляцию пришлось прервать. Пока медики оказывали комментатору помощь, эфир вёл его коллега. Но уже после перерыва зрители вновь услышали знакомый голос: «Продолжаем репортаж!» — и Озеров вёл матч до конца, несмотря на перевязанную голову.

    Как может развиваться карьера

    В этой профессии карьерный рост измеряется не столько должностями, сколько профессиональным авторитетом и узнаваемостью имени. Именно репутация открывает двери ведущих телеканалов — а это вершина карьеры для многих, ведь спортивные трансляции собирают многомиллионную аудиторию.

    Традиционный путь начинается с позиции корреспондента в редакции газеты или спортивного портала — это обычный старт для всех журналистов.

    Дальше можно идти двумя путями:

    1. Внутри редакции — от корреспондента до шеф-редактора или главного редактора, который руководит командой и определяет информационную политику: какие темы освещать, в каком формате и объёме.
    2. Независимая карьера — развитие личного бренда: собственные медиапроекты, фриланс для различных СМИ, экспертные выступления на разных площадках.

    Сколько зарабатывает спортивный журналист

    Крупные спортивные СМИ концентрируются в столице — так что московские журналисты зарабатывают больше, чем их коллеги в других городах.

    Несколько примеров вакансий (июнь 2025-го года):

    • Спортивный журналист. Sport Baza требуется специалист с опытом от года для поиска эксклюзивных новостей и отработки инфоповодов, а также мониторинга интересных событий в стране и мире. Зарплата от 90 000 рублей.
    • Выпускающий редактор. «РИА Новости Спорт» ищет журналиста с опытом от года. В числе обязанностей — редактура и публикация новостей и жанровых материалов в новостной ленте, координация пишущих журналистов. Размер зарплаты зависит от качества работы.
    • Спортивный новостник требуется в Нижнем Новгороде. Опыт от года. Обязанности: мониторинг основных спортивных информационных ресурсов и СМИ, рерайт главных спортивных новостей дня и их публикация в ленту.

    Как стать спортивным журналистом

    Начать развиваться в этой профессии можно ещё школьником. Например, ходить на школьные спортивные мероприятия, освещать районные соревнования, учиться брать интервью у одноклассника или одноклассницы, которые занимаются спортом.

    Возможно, вы накопите такое внушительное портфолио к окончанию 11-го класса, что оно произведёт впечатление на редактора местной газеты или городского новостного сайта.

    Чтобы стать спортивным журналистом, нет жёсткой необходимости получать диплом вуза по этой специальности. Однако высшее образование по профилю «Журналистика»разовьёт ваши природные способности, научит современным подходам к поиску, проверке, созданию и оформлению информации.

    Выучиться на журналиста можно во множестве университетов по всей стране — от региональных до топовых столичных вузов. В качестве примера — несколько подходящих программ в Университете «Синергия»:

    • Отличным началом карьеры станет обучение попрограмме бакалавриата «Международная журналистика». Учёба проходит очно, 4 года.
      Журналист-международник специализируется на освещении важнейших событий, происходящих в мире. Он знает иностранные языки, много путешествует. Вы будете изучать информационную журналистику, осваивать работу в кадре. А профессиональная подготовка по русскому и иностранному языкам, а также по литературе позволит ярко рассказывать о любом спортивном мероприятии.
    • Если вы планируете работать в спортивной журналистике на себя, в «Синергии» можно научиться продвигать медиапродукты. Программа бакалавриата так и называется — «Создание и продвижение медиапродуктов». Учиться можно очно, заочно и даже онлайн. В зависимости от формата программа займёт 4 или 4,5 года.
      Там готовят «универсальных спецов» для современных СМИ любых форматов: от классического ТВ до авторских блогов и глянцевых журналов. Выпускники — это будущие руководители отделов, направлений и редакций. Но прежде всего — профессиональные журналисты, которые и сами могут сделать хорошо, и научить этому других.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Рекомендованные программы обучения

    «Создание и продвижение медиапродуктов», бакалавриат«Международная журналистика», бакалавриат

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status