Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Как адаптироваться в учебном заведении. Советы психолога
Оргвопросы 08 июля 2025

Как адаптироваться в учебном заведении. Советы психолога

Расскажем, как первокурсники могут облегчить себе первые месяцы учёбы и какими способами им помогают адаптироваться учебные заведения
Как адаптироваться в учебном заведении. Советы психолога

Содержание статьи

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Когда человек поступает в колледж (колледжи, техникумы и училища относятся к средним специальным учебным заведениям, или коротко «ссузам» — дальше в статье мы часто будем использовать эту аббревиатуру) или вуз, его там ожидает много нового. Особенно, если поступающий — вчерашний школьник. Например, терминология в вузах и ссузах не похожа на школьную: вместо уроков будут уже «пары» или «семинары», а экзамены называют «сессией». Ко всему новому нужно привыкнуть.

    Поэтому некоторые учебные заведения помогают первокурсникам адаптироваться — то естьосвоиться на новом месте и начать учиться комфортно. Учреждения проводят мероприятия, составляют программы адаптации или даже создают отдельные подразделения, которые занимаются вопросами первокурсников.

    Подробнее об адаптации поговорим дальше.

    Справка

    Термин «адаптация» произошёл от латинского слова «приспособление». Сначала его использовали в биологии в XIX веке — по отношению к организмам, оказавшимся в новой окружающей среде. Однако уже в ХХ веке понятие значительно расширилось и появилось в социальных науках — например, психологии и социологии.

    Примерно с середины ХХ века термин «адаптация» вошёл в практику сначала зарубежных, а позже и советских вузов. Образовательные организации нащупывали методы, которые могли бы помочь студентам освоиться с новыми для них условиями и требованиями.

    Какие трудности могут испытывать первокурсники

    Выпускники школ могут по-разному воспринимать новый образовательный процесс. Одним легко влиться в незнакомую среду, а для других это будет серьёзным испытанием.

    Трудности, с которыми могут столкнуться первокурсники, условно можно разделить на группы:

    Социальные:

    • Поиск общения. В новой среде бывает сложно сразу найти приятелей.
    • Взаимодействие с преподавателями. В ссузах и вузах преподаватели могут относиться к студентам со строгостью.

    Академические:

    • Новый формат учёбы. Например, для школьников в вузе будут в новинку семинары и лекции.
    • Новые учебные предметы. Освоение профессии требует знакомство с новыми дисциплинами.
    • Незнакомые методы аттестации — например, курсовые работы или защиты портфолио в некоторых вузах.

    Психологические:

    • Тревога. Из-за высокой нагрузки и объёмов учёба может показаться сложной, а новый этап жизни — трудным.
    • Ностальгия. Например, школьник может скучать по учителям и одноклассникам. А если он переехал из другого города, то ещё и по дому.
    • Проблемы с мотивацией. В период привыкания к учебному месту может снизиться тяга к учёбе и освоению профессии.

    К тому же, студенчество требует самостоятельности. Здесь ответственность лежит на самом студенте: нужно следить за сроками домашних заданий, расписанием занятий и подготовкой к семинарам.

    Какие этапы адаптации проходят первокурсники

    Этот раздел статьи мы подготовили совместно с клиническим психологом и заместителем директора по развитию психотерапевтического центра «Беркана» в Новосибирске Анастасией Кехтер.

    Студент проходит несколько этапов адаптации. В таблице собрали длительность периодов, характеристики этапов и рекомендации от специалиста:

    Название и длительность этапа

    Характеристика

    Рекомендации

    Первый этап —эйфория. Обычно длится несколько недель

    • Первые дни учёбы воспринимаются как праздник: новое окружение, свобода, ощущение взросления.
    • У новоиспечённого студента много мотивации учиться.
    • Социальная активность: знакомства, поиск своей группы.
    • Первые трудности: иллюзия лёгкости обучения, недооценка нагрузки
    1. Нужно постепенно входить в учебный ритм, не откладывая дела.
    2. Фиксировать дедлайны, чтобы избежать «эффекта внезапности»

    Второй этап — разочарование. Длится пару месяцев

    • Столкновение с реальностью: высокие требования, самостоятельность, дефицит времени.
    • Возрастает тревожность, возможны «прокрастинация» и снижение самооценки.
    • Трудности. Может появиться «синдром самозванца», когда кажется, что студент оказался в этой среде случайно
    1. Использовать «тайм-менеджмент», чтобы успевать заниматься учёбой.
    2. Не стесняться обратиться за помощью к психологу или представителям учебного заведения.
    3. Сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с другими студентами

    Третий этап —поиск стратегии. Начинается со 2–4 месяцев учёбы

    • Постепенная выработка индивидуальных способов учёбы.
    • Сепарация от школьных паттернов. Например, переход от зазубривания к анализу материала.
    • Формирование социальной группы. Появляются люди, с которыми стабильно общается студент.
    • Трудности с перегрузкой
    1. Экспериментировать с методами обучения — конспекты, групповые обсуждения и т. д.
    2. Учиться говорить «нет» лишним обязательствам. Например, не записываться сразу на все секции и заседания научных клубов

    Четвёртый этап— стабилизация. Наблюдается к концу 1-го или началу 2-го семестра

    • Появление «академической уверенности». Студент уже знает, как учиться.
    • Принятие правил вуза, выстраивание баланса между учёбой и личной жизнью.
    • Снижение стресса, рост автономности.
    • Риск «эмоционального выгорания» при чрезмерной нагрузке
    1. Включать регулярный отдых от учёбы.
    2. Заботиться о ментальном здоровье». Например, заниматься спортом и уделять время хобби

    Пятый этап— интеграция. Ближе ко 2-му году обучения

    • Чувство принадлежности к учебному заведению.
    • Признание себя частью когорты будущих профессионалов.
    • Гибкость в решении проблем
    1. Планировать долгосрочные цели. К примеру, научные проекты или стажировки.
    2. Иногда стоит делать перерывы, чтобы снова захотеть творить. Учёба — это не спринт, а марафон, и сохранить мотивацию важнее, чем гнаться за идеалом

    Как помочь себе в адаптации: советы от клинического психолога

    • Социальная поддержка. Ищите «своих», например, среди одногруппников. Вместе легче справляться с учёбой и осваивать новый материал.

    • Рефлексия. Полезно обсуждать с единомышленниками эмоции, чтобы обеспечить «разгрузку». Например, вспоминать лекции или интересные домашние задания.

    • Профессиональная ориентация. Посещайте дополнительные курсы и лекции, чтобы больше погрузиться в профессию.

    • Психогигиена. Следите за режимом дня и сна, а также научитесь планировать учебные будни.

    Важно! Если чувствуете эмоциональную нагрузку, стоит обратиться к университетскому психологу, поговорить с куратором или родителями. Успешная адаптация превращает первокурсника из «постороннего» в студента, который находит возможности для роста.

    Как учебные заведения помогают адаптироваться первокурсникам

    Образовательные организации используют самые разные методы. Это могут быть:

    • Ознакомительные собрания и встречи. На них студентам показывают аудитории, библиотеку, а также рассказывают о ярких событиях учебного года, знакомят с биографией знаменитых выпускников, приглашают участвовать в разных активностях.
    • Развлекательные мероприятиядля первокурсников. Они нужны, чтобы студенты привыкли к учебному заведению и внеучебной деятельности. Так, часто организуют праздники — например, День первокурсника или «Посвящение в студенты».
    • Лекции и тренинги. Иногда учебные заведения приглашают спикеров, чтобы рассказать новым студентам о будущей профессии или об учреждении. Например, это могут быть выпускники прошлых лет, которые готовы поделиться своим опытом в профессии. Также это могут быть психологи, которые помогают первокурсникам справиться с нагрузкой.
    • Адаптационные выезды. Например, в Новосибирском государственном педагогическом университете уже 45 лет для первокурсников действуют адаптационные лагеря. Там первокурсники раскрывают свои способности через творческие задания, командные игры и подготовку концертов. А ещё знакомятся с однокурсниками и преподавателями.

    Иногда учебные заведения разрабатывают программы адаптации или комплексы мероприятий. Это материалы, в которых описывают различные способы или методы адаптации первокурсников. Например, как в учебном заведении проводят первую встречу с новоиспечёнными студентами или как назначают сотрудников, которые помогают с учёбой в первые месяцы.

    Вот несколько примеров адаптационных мероприятий в учебных заведениях:

    • Консультации психологов. Так, в Кубанском государственном университете акцент сделали на социально-психологических мероприятиях. На них студентам активно помогают психологи. Например, первокурсники могут задать вопросы специалистам или поучаствовать в психологической игре.
    • Проведение карьерных форумов. Это мероприятия, на которых можно познакомиться с будущей профессией. Например, в колледже МГИМО проводят недели первокурсников, на которых студенты узнают больше о своей специальности и общаются со старшекурсниками.
    • Публикация советов. Например, Владивостокский базовый медицинский колледж публикует «Правила для успешной адаптации первокурсников» на своём сайте.

    Узнать больше об учебном заведении можно ещё до поступления

    Чтобы период адаптации прошёл легче, можно заранее узнать об учебном заведении и даже посетить его. Вот несколько вариантов:

    • Дни открытых дверей. Многие учебные заведения проводят такие мероприятия, чтобы абитуриенты познакомились с будущим местом учёбы ещё до поступления. Например, в Университете «Синергия» в такие дни студентов знакомят с преподавателями, проводят мастер-классы и даже дарят пришедшим подарки с символикой учреждения.
    • Официальный сайт.Много полезной информации можно найти в интернете, не посещая учебное заведение. А дополнительные вопросы пишите на электронную почту учреждения — найти её можно также на официальном сайте.

    Кто занимается адаптацией в учебных заведениях

    В некоторых учреждениях есть подразделения, которые занимаются адаптацией. Они называются по-разному и решают разный круг вопросов. Это могут быть:

    • отдел реализации молодёжной политики,
    • центр социализации и поддержки,
    • методический отдел,
    • управление внеучебной работы,
    • отдел социального и психолого-педагогического сопровождения.

    Также в учреждениях могут быть ответственные за адаптацию — кураторы или тьюторы. Это сотрудники учреждения или студенты старших курсов. Они помогают первокурсникам со всеми организационными вопросами, психологически поддерживают и подбадривают перед первой сессией. Например, могут подсказать, как брать учебники в библиотеке или где оплачивать учёбу.

    Во многих образовательных организациях действуют студенческие объединения. Они могут называться профкомом, студсоветом или клубом студентов. Там знают о событиях, мероприятиях и конкурсах, в которых может принять участие студент. Это помогает социальной адаптации первокурсника и вовлекает его в студенческую жизнь.

    Также читайте в «Справочниках»:

    Кратко

    • Некоторые учебные заведения помогают первокурсникам пройти адаптацию — то есть освоиться на новом месте, привыкнуть к окружению и начать учиться комфортно.
    • В образовательных организациях иногда разрабатывают программы адаптации. В учреждениях могут быть отдельные подразделения, преподаватели, кураторы, психологи, которые профессионально занимаются адаптацией первокурсников.
    • Узнать больше об учебном заведении можно ещё до поступления. Например, посетить дни открытых дверей или изучить официальный сайт.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status