Как устроен ОГЭ по литературе
В экзамен включено 2 части, которые нацелены на проверку разных навыков ученика. В 1 часть входят вопросы, на которые нужно дать ответ. 2 часть предполагает написание сочинение на 1 из 4 тем.
В 1 часть экзамена входит 3 задания. 1 и 2 из них можно охарактеризовать так: «прочитайте текст и ответьте на вопросы». Ответ ожидается в объёме от 3 до 4 предложений. Но строгих рамок нет. Всё зависит от контекста, вкладываемого смысла. Если исчерпывающая информация поместилась в 2 предложения, это нормально, то же самое касается случая, если он превышает 5 предложений. Самое главное, чтобы ответ был верным.
В 3 задании 1 части предлагается сравнить 2 отрывка текста между собой и записать свои мысли по этому поводу. Предполагаемая длина ответа — от 5 до 8 предложений.
Выполнение 2 части представляет собой написание сочинения на заданную тему. Ожидаемый объём — от 200 слов. В данном задании рекомендуется не нарушать нижнюю границу объёма. Ведь умение составить объёмный текст — один из навыков, проверяемых с помощью этого задания. Предлагается четыре темы, из которых нужно выбрать одну.
Для хорошего написания сочинения необходимо разбираться в следующем:
- Композиция произведения.
- Средства выразительности (эпитеты, метафоры и так далее).
- Литературные термины.
- Направления.
- Жанры.
- Понятия (авторская позиция, проблематика, идея и так далее).
Все вышеперечисленные вещи являются основой, которую должен знать каждый выпускник, сдающий литературу после 9 класса. Без нее невозможно написать ни одно сочинение.
На курсах в университете «Синергия» все это подробно разбирают и объясняют. Учат не только правильно писать сочинения. Еще и проходят все необходимые произведения по русской и зарубежной литературе: все то, что предполагает школьная программа.
Сколько баллов можно получить за каждое экзаменационное задание:
- Часть 1, задание 1: 6 баллов;
- Часть 1, задание 2: 6 баллов;
- Часть 1, задание 3: 8 баллов;
- Часть 2, задание 1: 13 баллов.
Максимальное количество баллов составляет — 33.
Какие были изменения в экзамене в 2022
ОГЭ по литературе в 2022 году прошел в штатном режиме. В 2020 году ОГЭ не проводилось вовсе. А в 2021 году ученики сдавали только обязательные предметы, в число которых литература не входит. Проводился ОГЭ по литературе в 2022 году 27 апреля (понедельник). Резервный день — 13 мая (среда). Как обычно, пересдать ОГЭ можно было в начале сентября.
Намечаем план подготовки
Как и в любом деле, для успешной подготовки к экзамену неплохо бы иметь план действий. Он может выглядеть так:
- Изучить проходные баллы. То есть необходимо разобраться, сколько баллов ученику нужно набрать для поступления в профильный школьный класс или, например, в колледж. Возможно, баллы по ОГЭ не сыграют роли, но встречаются случаи, в которых эти баллы важны.
- Ознакомиться с правилами оценок. Другими словами, для сдачи экзамена неплохо бы знать, как именно проверяющие будут оценивать то или иное задание. На официальном сайте ФИПИ можно ознакомиться с критериями оценок. Также можно порешать демо-варианты ОГЭ, чтобы лучше ориентироваться в баллах.
- Решить, какой способ подготовки подходит. Самостоятельная, школьная, репетитор, курсы, группы.
- Составить расписание. Это нужно, чтобы не было лишней суеты перед экзаменом. Лучше готовиться заранее понемногу, чем второпях и на износ.
- Понять фронт работы. То есть нужно понять, что именно выучить, понять, осознать, чем овладеть. Какую информацию получить.
Данный план призван добавить порядка в подготовку. Учитель, родитель или сам ученик может составить собственный план, учитывая индивидуальные особенности, количество свободного времени и так далее.
Список авторов для изучения
Ниже представлен полный список авторов, чьи произведения нужно знать при сдаче ОГЭ.
- Ломоносов М.В.
- Фонвизин Д.И.
- Державин Г. Р.
- Карамзин Н.М.
- Крылов И.А.
- Жуковский В.А.
- Грибоедов А.С.
- Пушкин А.С.
- Лермонтов М.Ю.
- Гоголь Н.В.
- Островский А.Н.
- Тургенев И.С.
- Тютчев Ф.И.
- Фет А.А.
- Некрасов Н.А.
- Салтыков-Щедрин М.Е.
- Достоевский Ф.М.
- Толстой Л.Н.
- Чехов А.П.
- Бунин И.А.
- Блок А.А.
- Маяковский В.В.
- Есенин С.А.
- Шолохов М.А.
- Твардовский А.Т.
- Шукшин В.М.
- Солженицын А.И.
- Абрамов Ф.А.
- Айтматов Ч.Т.
- Астафьев В.П.
- Белов В.И.
- Быков В.В.
- Искандер Ф.А.
- Казаков Ю.П.
- Кондратьев В.Л.
- Носов Е.И.
- Распутин В.Г.
- Стругацкие А.Н. и Б.Н.
- Тендряков В.Ф.
- Шаламов В.Т.
- Бродский И.А.
- Вознесенский А.А.
- Высоцкий В.С.
- Евтушенко Е.А.
- Окуджава Б.Ш.
- Рубцов Н.М.
- Гомер
- У. Шекспир
- Ж.-Б. Мольер
Как сдавать экзамен
В отличие, например, от математики, ОГЭ по литературе нельзя сдать, следуя точному плану. Можно только наметить основные ориентиры, а всё остальное зависит от познаний и умений ученика. Важно не стесняться использовать черновик. Выписывать туда кратко все мысли и идеи по каждому вопросу. Когда идеи исчерпаны, можно выбрать наиболее удачные и подходящие идеи. Выложить их в логически связный текст. После чеготекст можно прочитать несколько раз и заменить некоторые слова и фразы, если это требуется, для достижения большей гладкости и точности.
Вышеизложенная рекомендация подходит для всех заданий экзамена. Стоит заметить, что экзамен по литературе сдавать относительно легко. В том смысле, что подготовка имеет гораздо большее значение, чем работа на экзамене непосредственно. На самом экзамене нужно только оценивать, вспоминать и формулировать. Придумывать ничего не требуется, разве чтонемного, при написании сочинения.
Что и как читать
Список произведений довольно внушительный: 30 авторов. Для ознакомления приводим таблицу ниже:
Автор | Что нужно изучить |
«Слово о полку Игореве» | |
М.В. Ломоносов | Сборник стихотворений |
Д.И. Фонвизин | «Недоросль» |
Г. Р. Державин | Сборник лирики |
Н.М. Карамзин | «Бедная Лиза» |
И.А. Крылов | Сборник басен |
В.А. Жуковский | Стихотворения |
А.С. Грибоедов | «Горе от ума» |
А.С. Пушкин | Сборник стихотворений, «Цыганы», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка» |
М.Ю. Лермонтов | Сборник стихотворений, «Песня про царя Ивана Василевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Герой нашего времени» |
Н.В. Гоголь | «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души» |
А.Н. Островский | Сборник пьес |
И.С. Тургенев | Сборник повестей |
В.И. Тютчев | Сборник стихотворений |
А.А. Фет | Сборник стихотворений |
Н.А. Некрасов | Сборник стихотворений |
М.Е. Салтыков-Щедрин | Сборник сказок |
Ф.М. Достоевский | Сборник повестей |
Л.Н. Толстой | Сборник повестей, «После бала» |
А.П. Чехов | Сборник рассказов |
И.А. Бунин | Сборник рассказов |
А.А. Блок | Сборник стихотворений |
В.В. Маяковский | Сборник стихотворений |
С.А. Есенин | Сборник стихотворений |
М.А. Шолохов | «Судьба человека» |
А.Т. Твардовский | «Василий Теркин» |
В.М. Шукшин | Сборник рассказов |
А.И. Солженицын | «Матренин двор» |
Проза второй половины 20 века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов | Сборники произведений авторов |
Поэзия второй половины 20 века: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов | Сборники лирики поэтов |
Как видно, список внушительный. Многие выпускники попросту не знают, за что хвататься. Не всегда есть время выучить каждое произведение. Да и если попытаться это сделать, то без помощи в голове получится каша.
Существует 4 способа, как работать с литературой так, чтобы прочитанное запомнилось:
- Элементарный вариант — это наиболее простой способ, который не требует определенных умений и навыков. Человек просто читает текст, легко воспринимает смысл и отслеживает развязку сюжета.
- Инспекционный метод. Читателю нужно быстро пробежать глазами по страницам, уделяя внимание важным моментам. Метод подходит для выпускников, так как им приходится работать с большим количеством произведений.
- Аналитический вариант. Читателю необходимо досконально изучить прочитанный материал. Он должен с головой погрузиться в текст, вдумчиво вчитываться в каждое предложение. Также важно делать пометки, подчеркивать основные моменты, выделять непонятные слова и выражения для последующего изучения. Все это входит в основы аналитического чтения. Вариант хороший и позволяет запомнить прочитанное и не путаться в сюжете, но не у всех выпускников хватает времени и сил на то, чтобы досконально изучать материал.
- Исследовательский способ. Читателю нужно полностью погрузиться в изучаемую тему, найти 2 источника, которые опровергают, подтверждают или дополняют факты.
Мало знать данную классификацию. Нужно еще понимать, к какой книге подойдет тот или иной вариант. Взять только одну классификацию и применить ее ко всем произведениям не получится. Умение выбирать правильный подход к той или иной книге — это первый шаг на пути к правильному изучению материала.
Также есть некоторые советы, которые рекомендуется использовать для лучшего запоминания:
- Читать произведения всегда с карандашом для того, чтобы пометить важные или непонятные моменты. Ту же роль выполняют стикеры;
- Поставить не глобальную цель, а мини-цели. Обычно выпускники начинают изучать материал с желанием хорошо сдать экзамен. Но понимание того, что до него еще далеко, заставляет откладывать изучение на потом. Чтобы этого избежать, стоит разработать мини цели и поощрение. Например, ученик идет гулять с друзьями или покупает себе сладости, если прочитает 100 страниц за день;
- После каждого произведения нужно делать вывод;
- Перечитывать непонятные моменты, разбираться в них до тех пор, пока они не станут понятными;
- Делиться эмоциями от прочитанного. Для лучшего запоминания ученику нужно рассказать кому-то о том, что он прочитал. Это можно сделать с родителями, друзьями или самим собой;
- Посещать курсы. Особенности написания сочинения
Существуют некоторые устоявшиеся каноны, которые говорят о качестве сочинения. Например, считается, что сочинение должно состоять из четырёх частей:
- Вступление;
- Постановка проблемы;
- Мнение и позиция автора сочинения;
- Вывод.
Вступление характеризуется созданием «предыстории». Некие слова, которые нужны для плавности. Чтобы не было резкой постановки проблемы прямо с начала текста.
Постановка проблемы — это описание темы сочинения. Объяснение, почему эта тема важна, попытка зацепить читателя.
Выражение мнения и собственной позиции — основная часть сочинения. Секрет успеха написания этой части сочинения заключается в том, что следует выражать именно свои мысли, а не прочитанные и подслушанные где-то. Свои мысли можно раскрыть намного глубже и ярче.
Вывод — ответ на вопрос «а что в итоге?». Вариант решения проблемы или мысль о том, что проблема нерешаема. Всё зависит от темы и контекста.
Можно ли подготовиться самостоятельно
Разумеется, любой экзамен предполагает самостоятельную подготовку ученика и классную работу. Но на практике не у всех есть время, желание, хороший школьный учитель, чтобы подготовиться самостоятельно. Многие пользуются услугами репетиторов.
Стоит заметить, что, прежде чем обращаться к репетитору, возможно стоит прочесть основную часть нужной литературы. Только в таком случае репетитор сможет помочь.
Дополнительные занятия после уроков призваны помочь ученикам подготовиться к экзамену. Однако учеников много, сил учителя на всех может не хватить. Но при серьёзном настрое ученика эти занятия могут стать существенной поддержкой.
Основной вариант для подготовки к ОГЭ по литературе — самостоятельно. Для улучшения усваивания материала кому-то может оказаться полезным не только чтение, но и просмотр фильмов, основанных на произведениях. Но это не строгая рекомендация. Если ученик чувствует проблемы, стоит попробовать другие методы подготовки.
Для хорошей подготовки рекомендуется записаться на специальные курсы. Обучение здесь имеет ряд преимуществ:
- Доступная стоимость.
- Опытные специалисты.
- Изучение теории.
- Возможность ученикам опробовать свои знания на практике.
- Разбор всех произведений.
- Индивидуальный подход к каждому.
- Обучение написанию сочинения.
Обучение состоит из теоретической и практической части. Это дает возможность опробовать свои знания, определиться с сильными и слабыми сторонами. У учеников есть возможность обсудить прочитанное не только с преподавателями, но и с другими ребятами, за счет чего пройденный материал усваивается еще лучше.
Заинтересованность ученика — основной рецепт для успешной сдачи экзамена. В связи с этимне стоит выбирать данный предмет в качестве экзаменационного тем, кому он не по душе. Ведь, это не тот предмет, где можно что-то зазубрить. Количество материала столь велико, что нужен искренний интерес ученика. Иначе он не усвоится, а репетитор ничем помочь не сможет.
Интерес, время, последовательность — параметры, необходимые для успешной сдачи экзамена.