То, что сочинение — самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, не требует долгих разъяснений. Поэтому приступим сразу к алгоритму его написания. Для начала разберемся в структуре.
Алгоритм написания сочинения
Кратко последовательность изложена в инструкции к заданию. Чтобы работа соответствовала основным критериям оценивания, надо:
- сформулировать одну из проблем, поднятых автором;
- прокомментировать ее, проиллюстрировав примерами из текста с выявлением связи между ними;
- сформулировать позицию автора;
- выразить и обосновать собственное отношение к ней.
По композиции сочинение представляет собой рассуждение, следовательно, в нем должны быть тезис, аргументы и вывод. Последний не указан в инструкции, но логика написания и проверки требует краткой концовки: это предусмотрено критерием К5.
Категорически запрещается использовать для подготовки шаблоны и клише, размещенные в сети ранее 2019 года: до этого предусматривалась такая часть, как аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Просто выбросить ее из старых образцов невозможно: она не удалена, а заменена отношением к позиции автора.
Вступление для сочинения
Применительно к критериям оценивания тезис соответствует К1 — формулировка проблем исходного текста. Хотя как таковая композиция не учитывается при проверке и проблему не обязательно называть в первом абзаце, рекомендуется не отступать от традиционной структуры, чтобы не упустить какого-то элемента.
На всякий случай поясним, как отличить тему от проблемы. Тема — то, о чем говорится, описать ее можно тремя вопросами: что? где? когда? Проблема — то, зачем говорится: как должны отреагировать читатели? о чем задуматься?
Если проблема не сформулирована правильно, то сочинение не оценивается и по остальным главным критериям: комментарию, отражению позиции автора и отношению к ней.
Варианты начала сочинения
Труднее всего выпускникам дается начало: часто пишут что-то наподобие «Здесь писатель поднимает очень серьезные вопросы». Между тем есть семь основных способов начать сочинение.
1. Определение круга проблем. Лучше это делать в виде вопросов, например:
- Что такое ???
- Почему ???
- Как быть, если ???
- Можно ли ???
- Что значит ???
и т. п.
✅ освещается только одна проблема, хотя назвать можно несколько.
2. Цитата. Она может быть взята из текста или из иных источников. Во втором случае нужно быть абсолютно уверенным не только в каждом слове, но даже в каждом знаке препинания, иначе можно лишиться балла из-за фактической ошибки. Лучше использовать афоризмы или строки из поэтических произведений.
✅ цитата должна быть созвучна проблеме, но не может заменять ее формулировку.
3. Лирическое размышление на тему текста, например, впечатления из личного опыта, описания природы
✅ лирическое размышление соответствует теме, а не проблеме — ее следует сформулировать четко.
4. Краткая информация о писателе. Такое начало используется лишь при хорошем знании его биографии и идейной направленности творчества.
✅ допустимо упоминать только отдельные жизненные обстоятельства, так или иначе связанные с рассматриваемой темой.
5. Аналитическое рассуждение обобщающего характера. Такое вступление требует глубокого понимания взаимосвязи темы, проблемы и авторской позиции.
✅ нельзя обобщением заменять проблему.
6. Определение позиции автора. Как и предыдущее, возможно только при твердом знании принципов построения художественного и публицистического произведения.
✅ позиция автора — его взгляд на проблему, а не сама проблема.
7. Обоснование собственной позиции. Это начало, что называется, с места в карьер. Оно обычно строится на противопоставлении общепринятого суждения о чем-то и личной точки зрения.
✅ нельзя путать свое мнение по теме с отношением к позиции автора.
Итак, из семи наиболее употребляемых вариантов вступления три последних рекомендуется применять при хорошей подготовке: иначе есть риск забыть о какой-то обязательной части или вовсе запутаться в композиции. При сомнении в своих силах лучше выбрать первое начало.
Кстати, на экзамене перечисленными вопросами можно воспользоваться в любом случае: записывая подряд ответы на них в черновике, легче сформулировать все проблемы и понять, какую проще комментировать.
Комментарии к проблеме
Они бывают двух видов:
- текстуальные — объяснение проблемы вслед за автором, по его логике;
- концептуальные — интерпретация проблемы, как ее понимает выпускник.
Иллюстрирование проблемы
Комментирование оценивается высшим баллом только при наличии иллюстраций. Это, конечно, не рисунки, а ключевые для раскрытия проблемы примеры из текста. Сложность состоит в том, чтобы установить между ними смысловую связь. Показать ее можно следующими способами:
- детализировать,
- указать на следствие,
- подтвердить словами автора,
- объяснить,
- дать определение слову или выражению,
- провести аналогию,
- выделить существенное,
- сопоставить,
- противопоставить.
Ошибки в комментировании
Рассмотрим только грубые ошибки.
- отсутствие комментария как отдельной части сочинения.
- отступление от темы. Оно менее очевидно для выпускника. Такое происходит, если экзаменующийся пишет не о том, что сказано в тексте, а о том, что он знает по этой теме вообще. Особенно часто это случается при анализе фрагмента художественного произведения.
- комментирование только одного аспекта проблемы. Эта ошибка возникает ещё на первом этапе работы, поэтому заметить ее потом уже трудно.
- отсутствие опоры на текст, которая должна быть полной. Так, можно указать номера абзацев или предложений, где имеется пример, процитировать слова автора в прямой или косвенной форме — то есть любым способом продемонстрировать понимание содержания.
Чтобы не ошибиться, лучше придерживаться структуры, предложенной в инструкции, а при выборе комментария предпочесть текстуальный.
Когда начинать готовиться к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Совет столь же банальный, сколь и невыполнимый — с первого дня в школе. Но давайте смотреть на вещи реально: готовиться к ЕГЭ большинство начинает в 11 классе и многие успевают сделать это хорошо. Если же нужна отличная подготовка, то стоит позаботиться о ней ещё в 10 классе. Скорее всего, понадобится помощь репетитора.