Что изменилось в 2025 году
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. Изменения коснулись формулировки заданий и системы оценивания:
Задание 26 заменено новым заданием 22, которое не предусматривает опоры на макротекст.
Задание 27 (сочинение): теперь не нужно самостоятельно искать проблему, так как она сформулирована в самом задании. Важное изменение: при ответе нельзя обращаться к таким жанрам: комикс, аниме, манга, фанфик, компьютерная игра и графический роман.
В связи с тем, что изменилась формулировка задания 27, сочинение-рассуждение будут оценивать не по 12 критериям, как раньше, а по 10.
Максимальное количество баллов за соблюдение грамматических и речевых норм увеличено до 3. Первичный балл за сочинение увеличен с 21 до 22.
С 69 до 99 слов увеличен порог, когда сочинение не проверяется и по всем критериям оценивания ставится 0 баллов. Это значит, что на экзамене надо успеть написать сочинение минимум на 100 слов.
Максимальный первичный балл ЕГЭ по русскому языку сохраняется — 50 баллов.
Для получения аттестата о среднем образовании выпускнику достаточно набрать 24 балла по стобалльной системе, для подачи заявления в вуз, подведомственный Минобрнауки — не менее 40 баллов.
Из чего состоит экзамен
Вариант контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку состоит из двух частей: тестов и сочинения-рассуждения. Демоверсия экзаменационной работы опубликована на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Тестовую часть условно можно разделить на несколько блоков, проверяющих теоретические знания, умение анализировать языковые явления и содержание текста.
Задания 1−3 выполняются на основе одного мини-текста. Выпускнику предлагают внести в предложение пропущенную часть речи, определить лексические значения выделенных многозначных слов, проанализировать стилистические и лексические особенности текста.
Задание 4 проверяет знание орфоэпических норм.
Задание 5 — исправить лексическую ошибку и подобрать пароним.
Задание 6 — исправить лексическую ошибку.
Задание 7 — исправить ошибку в образовании формы слова.
Задание 8 — установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
Задания 9−15 вызывают трудности у большинства учеников. Они проверяют знание орфографии по темам:
Правописание гласных и согласных в корне слова
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Употребление Ъ и Ь
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи
Слитные, раздельные, дефисные написания слов
«-Н-" и «-НН-" в разных частях речи
Задания 16−21 включают вопросы по пунктуационным правилам:
Знаки препинания в сложносочиненных и простых предложениях с однородными членами
Знаки препинания при обособленных членах (причастных и деепричастных оборотах)
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Постановка тире, двоеточия, запятой в разных синтаксических конструкциях (при однородных членах, прямой речи, между подлежащим и сказуемым, в бессоюзном предложении
и т. д. )