Что изменилось в 2025 году
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. Изменения коснулись формулировки заданий и системы оценивания:
Задание 26 заменено новым заданием 22, которое не предусматривает опоры на макротекст.
Задание 27 (сочинение): теперь не нужно самостоятельно искать проблему, так как она сформулирована в самом задании. Важное изменение: при ответе нельзя обращаться к таким жанрам: комикс, аниме, манга, фанфик, компьютерная игра и графический роман.
В связи с тем, что изменилась формулировка задания 27, сочинение-рассуждение будут оценивать не по 12 критериям, как раньше, а по 10.
Максимальное количество баллов за соблюдение грамматических и речевых норм увеличено до 3. Первичный балл за сочинение увеличен с 21 до 22.
С 69 до 99 слов увеличен порог, когда сочинение не проверяется и по всем критериям оценивания ставится 0 баллов. Это значит, что на экзамене надо успеть написать сочинение минимум на 100 слов.
Максимальный первичный балл ЕГЭ по русскому языку сохраняется — 50 баллов.
Для получения аттестата о среднем образовании выпускнику достаточно набрать 24 балла по стобалльной системе, для подачи заявления в вуз, подведомственный Минобрнауки — не менее 40 баллов.
Из чего состоит экзамен
Вариант контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку состоит из двух частей: тестов и сочинения-рассуждения. Демоверсия экзаменационной работы опубликована на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Тестовую часть условно можно разделить на несколько блоков, проверяющих теоретические знания, умение анализировать языковые явления и содержание текста.
Задания 1–3 выполняются на основе одного мини-текста. Выпускнику предлагают внести в предложение пропущенную часть речи, определить лексические значения выделенных многозначных слов, проанализировать стилистические и лексические особенности текста.
Задание 4 проверяет знание орфоэпических норм.
Задание 5 — исправить лексическую ошибку и подобрать пароним.
Задание 6 — исправить лексическую ошибку.
Задание 7 — исправить ошибку в образовании формы слова.
Задание 8 — установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
Задания 9–15 вызывают трудности у большинства учеников. Они проверяют знание орфографии по темам:
Правописание гласных и согласных в корне слова
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Употребление Ъ и Ь
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи
Слитные, раздельные, дефисные написания слов
«-Н-» и «-НН-» в разных частях речи
Задания 16–21 включают вопросы по пунктуационным правилам:
Знаки препинания в сложносочиненных и простых предложениях с однородными членами
Знаки препинания при обособленных членах (причастных и деепричастных оборотах)
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Постановка тире, двоеточия, запятой в разных синтаксических конструкциях (при однородных членах, прямой речи, между подлежащим и сказуемым, в бессоюзном предложении и т. д.)
Задание 22 проверяет знание изобразительно-выразительных средств русского языка:
Задания 23–26 связаны с анализом одного текста. Одиннадцатиклассники отвечают на вопросы по содержанию предложенного отрывка, определяют типы речи, выписывают из текста лексические конструкции (например, фразеологизмы, синонимы или антонимы), находят предложения по указанным средствам связи, подбирают пропущенные в рецензии названия средств выразительности.
Ответами на тесты служат цифра, последовательность цифр, слово или словосочетание, записанные без пробелов и знаков препинания. Участник записывает их в экзаменационный бланк ответов № 1. Для сочинения предоставляют бланк № 2.
Во второй части экзаменационной работы (задание 27) выпускники пишут сочинение-рассуждение по тексту. В работе школьники:
формулируют позицию автора по указанной проблеме;
комментируют проблему;
приводят и поясняют примеры-иллюстрации из текста;
указывают и объясняют смысловую связь между примерами;
обосновывают свое отношение к авторской позиции;
аргументируют свое мнение примером-аргументом из жизни, художественной, исторической или публицистической литературы.
Как подготовиться
Подготовку к ЕГЭ по русскому языку можно начинать в 10 классе. Материал, необходимый для выполнения работы, изучен в основной школе. В старших классах его дополняют. Но это не значит, что все выпускники легко сдают экзамен на 90 баллов и выше. Без повторения теории, решения тестовых заданий и отработки написания сочинения получить хороший результат с первого раза смогут только единицы.
Определить, сложный ли ЕГЭ по русскому, поможет решение демоверсии. Начать можно с выполнения тестовой части, к которой есть ответы. Анализ работы позволит понять, какие вопросы не вызвали трудностей, где ошибки допущены из-за невнимательности, какой материал нужно изучить.
Составьте план подготовки. Темы, которые нужно знать для ЕГЭ по русскому языку, посмотрите в кодификаторе.
На каждом занятии сначала изучите теорию, необходимую для решения одного задания. Законспектируйте материал. Используйте схемы, таблицы, списки. Потом выполните тестовые задания и проанализируйте допущенные ошибки. Внесите дополнения в конспект. Периодически возвращайтесь к пройденному материалу.
Не забывайте решать полный вариант экзамена 1-2 раза в месяц. Это поможет увидеть прогресс, обратить внимание на вопросы, которые даются тяжело, и скорректировать план подготовки.
Подготовка к самым сложным тестовым заданиям
Согласно анализу результатов ЕГЭ по русскому языку, проведенному специалистами ФИПИ в 2024 году, сложности у выпускников вызвали задания по орфоэпии, пунктуации, правописанию приставок, суффиксов, личных окончаний глаголов.
Чтобы правильно расставлять ударения в словах, чаще обращайтесь к орфоэпическому словнику ФИПИ. Регулярно читайте слова вслух, и через месяц-два вы усвоите нормы произношения.
Для отработки остальных сложных вопросов выучите теоретический материал. Обратите внимание на исключения из правил.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Внимательно читайте задание: в нем указан план написания сочинения. Каждый пункт работы начинайте с красной строки; в итоге у вас должно получиться 7 абзацев текста:
Вступление и проблема. В демоверсии 2025 года проблема выделена жирным шрифтом в первом предложении задания.
Позиция автора по указанной проблеме.
Ваш комментарий: пример-иллюстрация 1.
Ваш комментарий: пример-иллюстрация 2.
Анализ связи между примерами-иллюстрациями (дополняют друг друга или противоположны друг другу).
Формулировка и обоснование отношения к позиции автора. Использование примера-аргумента.
Вывод.
Задача экзаменуемого — внимательно прочитать текст, на примерах показать, как автор относится к сформулированной в задании проблеме, а также высказать свою собственную позицию. В примерах-иллюстрациях используйте краткое цитирование или краткий пересказ своими словами. Не увлекайтесь пересказом текста, а подкрепляйте аргументы из текста своими рассуждениями.
Критерии оценки даны в конце демоверсии. Обратитесь за помощью к школьному учителю или репетитору, попросите прокомментировать недочеты в работе.
Как настроиться
Волнение перед экзаменом — нормальное состояние выпускника. У многих школьников возникает ощущение, что они ничего не знают и хорошо сдать ЕГЭ по русскому не получится. Есть несколько лайфхаков от психологов, чтобы снизить напряжение:
Накануне экзамена ничего не повторяйте. Отдохните, погуляйте. Лягте спать пораньше.
На экзамене при возникновении паники дышите глубоко и медленно.
Если не понимаете задание с текстом, отвечайте сначала на те вопросы, где нужно вставить буквы.
Помните, что минут через двадцать вы успокоитесь и сможете сосредоточиться на решении.
Как распределить время
Занимайтесь регулярно. Количество часов в неделю зависит от времени, которое осталось до экзамена. Десятикласснику достаточно уделять подготовке 1–3 раза в неделю, чтобы повторить всю теорию и 11 класс оставить на отработку навыков. Но набрать 100 баллов смогут и те школьники, которые начнут подготовку за год или за несколько месяцев до ЕГЭ. Просто придется увеличить количество часов на подготовку и объем материала для повторения на каждом занятии.
При выполнении полных вариантов КИМ следите за временем. На написание работы по русскому языку дают 210 минут. Распределите его правильно:
30–40 минут на тестовую часть
60 минут на черновик сочинения
80–90 минут на проверку черновиков и переписывание ответов в экзаменационные бланки
Оставьте время в запасе. На настоящем ЕГЭ вы будете решать медленнее из-за волнения.
Выполняйте задания по порядку. При возникновении трудностей переходите к следующему вопросу. Проверяя черновик, вы сможете вернуться к нерешенным тестам.
Не забудьте перенести ответы в бланк. Помните, что записи на черновике не проверяются.
Какими пособиями пользоваться
Чтобы написать ЕГЭ по русскому на 100 баллов, больше занимайтесь самостоятельно. Для подготовки используйте:
Открытый банк заданий и печатные издания ФИПИ
Сайты с онлайн-проверкой тестов
Тренировочные тематические задания
Если есть возможность, обратитесь за помощью к репетитору или запишитесь на курсы. Специалисты проведут диагностику знаний и спланируют занятия с учетом ваших ошибок.