Из чего состоит сжатое изложение
Экзамен по русскому языку начинается с работы над сжатым изложением.
В аудитории включают аудиозапись текста, который читает диктор. Школьники слушают запись два раза с перерывом в 5 минут. Это время дано, чтобы участники экзамена осмыслили услышанное и сделали записи в черновике.
Задача выпускников 9 класса — сжато передать содержание всего текста и каждой его микротемы. В изложении должно быть три абзаца. Объем работы не менее 70 слов.
После второго чтения ребята дорабатывают черновик, проверяют и исправляют ошибки, переписывают изложение в экзаменационный бланк № 2.
При выполнении работы школьникам разрешают пользоваться орфографическим словарем.
Какие критерии оценки
За изложение школьник может получить максимально 6 баллов. Работу оценивают по трем критериям:
- Содержание. Точно передано основное содержание текста — 2 балла; упущена или добавлена одна микротема — 1 балл; упущено или добавлено более одной микротемы — 0 баллов.
Сжатие текста. Правильно применены приемы сжатия для всего текста — 2 балла; приемы применены к двум микротемам — 1 балл; применены приемы сжатия только одной микротемы или вообще не использовались — 0 баллов.
Логичность речи. Нет ошибок — 2 балла; присутствует 1 ошибка — 1 балл; 2 или больше ошибки — 0 баллов.
Грамотность оценивают за изложение и сочинение-рассуждение вместе.В таблице указаны нормативы по проверке изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140 слов и более.
Источник: сайт ФИПИ
Еще один критерий оценивания — это фактическая точность письменной речи (ФК1). Если в изложении нет фактических ошибок, за это поставят 1 балл. Если ошибки есть — 0 баллов.
По-другому оцениваются работы, если общий объем изложения и сочинения составляет от 100 до 139 слов. Тогда по критерию ФК1 выставляют 0 баллов, а максимальные оценки по критериям грамотности — не 3, а 2 балла.
Если в изложении и сочинении в общем насчитали 99 слов или меньше, то выставляется 0 баллов.
Итак, за грамотность и фактическую точность речи при написании изложения и сочинения ученик может получить максимум 13 баллов.
Какие самые частые темы изложения
Авторы произведений, по которым на ОГЭ пишут сжатое изложение и сочинение-рассуждение, поднимают актуальные для подростков проблемы. Самые распространенные темы:
Польза чтения
Дружба и семейные ценности
Роль искусства в жизни человека
Воспитание и образование
Великая отечественная война
Отношение человека к природе
Значение русского языка
Нравственный или профессиональный выбор
Личные качества человека (например, искренность, неуверенность в себе, тактичность)
Составители контрольно-измерительных материалов (КИМ) предлагают выпускникам 9 классов написать изложение по текстам в публицистическом стиле. Работу нужно писать от третьего лица.
Как распределить время на экзамене
Работа над изложением проходит в несколько этапов:
- Первое чтение (3−4 минуты). Во время первого чтения текста работайте на черновике. Записывайте из каждого предложения ключевые слова или начало с концовкой. Между фразами оставляйте пустые строки, чтобы впоследствии восстановить пропущенные слова, не нарушив порядок предложений.
Перерыв между чтением (5−6 минут). Это время дается на осмысление текста. В перерыве восстановите в черновике пропущенные слова и фразы, которые запомнили. Установите микротемы и границы между ними.
Второе чтение (3−4 минуты). Дополните черновые записи, соблюдая последовательность предложений. Обратите внимание, правильно ли вы определили абзацы.
Корректировка записанного. Заполните все пропуски. У вас должен получиться подробный пересказ текста.
Сжатие подробного пересказа. Выделите в каждом абзаце основную мысль, остальные фразы надо сократить. Используйте разные способы сжатия текста: исключение, упрощение, обобщение.
Проверка композиции. Прочитайте получившийся текст, оцените его цельность, логичность, последовательность. При необходимости добавьте вводные слова.
Исправление ошибок. Проверьте правильность написания слов, воспользуйтесь орфографическим словарем. Обратите внимание на повторы слов в соседних предложениях (не должно быть тавтологии), замените их синонимами. Подумайте над структурой предложений, чтобы правильно построить фразы и расставить знаки препинания.
Переписывание в чистовик. Перепишите сжатое изложение в экзаменационный бланк № 2. Помните: писать можно только на лицевой стороне бланка. Проверьте работу.
Продолжительность ОГЭ по русскому языку — 3 часа 55 минут (235 минут). По нормативам 60 минут выделяется для написания изложения.
Что нужно, чтобы сдать на отлично
Чтобы хорошо написать изложение по русскому языку в 9 классе на ОГЭ, сначала научитесь сжато излагать прочитанный текст.
При подготовке к экзамену работайте по инструкции:
Внимательно прочитайте текст
В каждом абзаце подчеркните ключевые слова
Составьте план изложения
Кратко перескажите текст, используя ключевые слова и план
Постепенно переходите на сжатый пересказ прослушанных текстов. Лучше всего готовиться по аудиозаписям из открытого банка заданий на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Начните с трехразового прослушивания аудио, чтобы успеть зафиксировать больше важной информации.
Пересказывая текст, используйте разные способы сжатия:
- Исключение. Исключайте из пересказа второстепенную информацию: синонимы, однородные члены предложения, повторы, примеры-иллюстрации, уточняющие конструкции, распространенные описания и рассуждения, цитаты.
- Упрощение. Заменяйте словосочетания указательными местоимениями, сложные конструкции простыми, несколько предложений одним, прямую речь косвенной.
- Обобщение. Соединяйте отдельные факты, короткие неполные предложения в одну фразу. Используйте вместо однородных членов обобщающие слова.
Не пытайтесь использовать в изложении всю услышанную лексику. Заменяйте синонимами слова, правописание которых вы не знаете и не нашли в орфографическом словаре.
В результате должен получиться новый текст, в котором сохранилось основное содержание, структура и стиль речи.
Частые ошибки и как их избежать
Чаще всего при написании изложения девятиклассники совершают такие ошибки:
Не умеют правильно разделить текст на абзацы
Не могут выделить главную мысль всего текста и каждой микротемы
Пишут подробное изложение вместо сжатого текста
Не умеют последовательно передать смысл
Чтобы научиться писать изложение, советуем тренироваться на заданиях из банка ФИПИ. Щелкните на вкладку «Подбор заданий» в верхнем левом углу (где стрелка). Найдите «Темы КЭС» и щелкните на вкладке «Выбор», найдите пункт 1.6 и поставьте там галочку. Затем снова щелкните на вкладке «Выбор» и жмите кнопку «НАЙТИ» (в левом нижнем углу). Вам откроются темы для изложений.
Источник: сайт ФИПИ
Внимательно слушайте диктора. Паузы между абзацами длятся дольше. Каждый абзац — это новая микротема для изложения. Подумайте над примерами, которые приводит автор, чтобы раскрыть тему, над какими вопросами размышляет. Это и будет основная мысль.
Источник: сайт ФИПИ
Последовательность предложений школьники в основном нарушают из-за того, что при прослушивании текста не успевают зафиксировать ключевые слова и предложения, не пропускают между ними строчки и при повторном чтении неправильно вносят правки в черновик.
Делимся лайфхаком от выпускников, которые уже сдали экзамен. Чтобы по аудиозаписи быстро законспектировать содержание, заранее придумайте систему сокращений для самых распространенных слов. Используйте ее на уроках-лекциях в течение года, и на ОГЭ вы успеете записать большинство предложений.