Парсинг ускоряет сбор и анализ данных из интернет-ресурсов. Он помогает оперативно обработать тысячи страниц информации и представить их в удобном виде. В статье выясняем, зачем парсить сайт, насколько это законно и как эффективно внедрить парсинг в работу компании.
Что такое парсинг
Парсинг (parsing), или веб-скрейпинг — это автоматизированный сбор и анализ данных с интернет-страниц с помощью скриптов, то есть парсеров (англ. parsers). В переводе с английского to parse, или спарсить, означает «провести грамматический разбор». Программа разделяет текст на компоненты и анализирует их, выполняя разные задачи:
- Собирает источники по указанным параметрам. Например, на перечисленных сайтах отелей находит ссылки с описанием территории.
- Спарсит базы данных, извлекая конкретные сведения из массы источников. Например, количество бюджетных мест в вузе.
- Видоизменяет информацию. Парсер преобразует HTML-файл в текст, понятный человеку.
- Сохраняет данные в заданном формате. Скрипт поможет быстро распределить информацию по Excel-таблице.
Parsers работают на таких языках программирования, как Python, JavaScript, PHP 5, и действуют в 3 этапа:
- Сканируют исходные данные.
- Вычисляют ключевые слова — пункты меню, ссылки, цены, названия. Скрипт позволяет распарсить текст на компоненты с помощью грамматического анализа и преобразовать линейный текст в древовидный формат (синтаксическое дерево) для дальнейшей обработки.
- Преобразуют информацию в заданный пользователем формат.
Скрипт действует 2 методами:
- Нисходящий. Парсер выполняет поиск об общего к частному, то есть начинает с первого символа в коде и подбирает подходящие ему синтаксические связи. Древо синтаксического анализа разрастается за счет деталей. Легче в реализации.
- Восходящий. Начинает поиск снизу вверх, устанавливает крупные связи, пока не достигнет корневого символа кода. Эффективен для больших входных данных.
Что и зачем можно парсить
Парсинг — это в маркетинге мощный инструмент чтобы извлекать информацию из сотен источников: мониторить цены на товары и услуги конкурентов, собирать поисковые фразы, извлекать метаданные для SEO-продвижения, выделять целевую аудиторию для запуска рекламы, находить новые отзывы. Парсинг позволяет как заработать с помощью полученных данных, так и сэкономить на сотрудниках, которые выполняли бы эту же работу дольше.
Другие направления, в которых используется веб-скрейпинг:
- Финансы. Веб-скрейпинг помогает, например, собрать информацию о котировках акций и непрерывно обновлять ее благодаря автопарсингу.
- Аудит ссылок. Парсеры вычисляют проблемы на веб-страницах, ищут нерабочие ссылки.
- Автоматизация бизнес-процессов. Скрипты извлекают главное из корпоративной почты, оперативно анализируют документы о бюджете, окупаемости.
- Создание контента. Parsing помогает собрать идеи для текстов, постов, лендинга, найти референсы на зарубежных порталах, чтобы потом адаптировать для русскоязычных пользователей.
- HR. Parser извлекает сведения о кандидатах из резюме, преобразуют их в единую базу данных.
- Образование. Парсеры помогут сравнить программы обучения в разных университетах, условия поступления, рейтинг вузов.
- Недвижимость. Скрипты отслеживают новые объявления о покупке или продаже квартир в зависимости от региона, цены, квадратуры.
Законно ли парсить
Парсинг публично доступных сайтов — это законно, если скрипт не нарушает условия использования веб-страниц. Parsers анализируют данные, с которыми можно работать вручную. Нет закона, запрещающего автоматизированный поиск общедоступных данных. Но существуют ограничения:
- DDoS-атаки. Нельзя использовать программы, которые перегружают сайт и приводят к сбоям.
- Нарушение авторских прав. Поиск информации с целью плагиата запрещен.
- Распространение конфиденциальных сведений. Персональными данными пользователей, которые находят парсеры, нельзя делиться через рассылки, рекламу.
Parsing, который нарушает эти ограничения, считается «серым» и сопряжен с рисками: юридическими последствиями, блокировкой IP-адреса парсеров, потерей репутации.
Как пользоваться парсингом
Существуют 2 способа получить парсер:
- Создать самостоятельно. Требуются навыки в программировании, понимание структуры веб-сайта, который нужно запарсить. Позволяет самостоятельно контролировать функциональность скрипта, настраивать его под конкретные потребности. Дешевле готового парсера.
- Выбрать уже готовый. Требует минимальных усилий по настройке, технической поддержкой и обновлениями занимается производитель. Стоит дороже и выполняет ограниченное количество задач.
Виды парсеров:
- Облачные. Сайты для ввода инструкции по поиску информации. Например, Import. io парсит бесконечное число страниц, создает самые распространенные форматы вывода данных, структурирует найденные сведения. Похожим функционалом обладает сайт Mozenda. Ему доверяет даже компания Tesla.
- Компьютерные приложения. Часто работают только на Windows. Справляются с большим спектром задач. Например, ParserOK и Datacol проводят парсинг товаров, анализируют каталоги, номера, адреса электронной почты, имеют простой интерфейс.
- Браузерные расширения. Не нужно вводить некоторые параметры вручную. Но расширения не собирают такие огромные объемы данных, как десктопные приложения. Подходят для оперативного анализа небольшого количества информации. К популярным относятся: Parsers — для извлечения HTML-данных с веб-страниц, Scraper — для сбора данных в автоматическом режиме, и аналогичный ему Data Scraper.
Какие плюсы и минусы парсинга
Плюсы | Минусы | |
Точность | Парсер извлекает данные из веб-страниц по заданным критериям, гарантируя высокую точность поиска | Некоторые сайты принимают меры защиты от парсинга. Это затрудняет или делает невозможным извлечение данных |
Скорость | Автоматизированное распарсивание информации экономит время и ресурсы, повышает эффективность сбора данных | Парсинг требует постоянного подключения к интернету, что проблематично в случае сбоев сети |
Объем обработки данных | Парсеры подходят для обработки больших объемов веб-страниц | Бесплатные parsers часто ограничены в объеме обрабатываемых данных. Для крупных проектов подходят только платные версии и собственные парсеры. |
Настраиваемость | Пользователь устанавливает критерии поиска в соответствии с конкретными потребностями | Изменения в тексте и структуре веб-страниц могут нарушить работу парсеров, поэтому требуется постоянное обслуживание и обновление скриптов |
Удобство использования | Готовые парсеры часто предлагают понятный пользователю интерфейс | Настройка сложных критериев парсинга трудоемкая и требует технических знаний |
Экономия | Избавляет сотрудников от задач, которые можно автоматизировать, и за счет этого экономит бюджет | Необходимы затраты на создание парсера или покупку готового. |