Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Язык ассемблера. Зачем он нужен программистам и как им пользоваться
07 октября 2024

Язык ассемблера. Зачем он нужен программистам и как им пользоваться

Язык ассемблера. Зачем он нужен программистам и как им пользоваться

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Что это такое

    Ассемблерэто язык программирования низкого уровня, созданный для обозначения команд, выполняемых процессором компьютера. Assembly Language позволяет программистам взаимодействовать с аппаратным обеспечением напрямую, минуя операционную систему. В статье рассмотрим, из чего состоит ASM, где он используется и какие у него есть подводные камни.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Зачем и кому он нужен

    Язык ассемблера появился в начале 1950-х годов для первых электронно- вычислительных машин (ЭВМ). Основная цель создания заключалась в необходимости упростить программирование машинного кода, перевести двоичную систему на доступный для понимания человека язык. Преобразовать нули, единицы в буквы, сокращенные слова. Assembly language стал посредником между высокоуровневыми языками программирования и машинным языком, который понимает процессор компьютера.

    Процессор – главная часть аппаратного обеспечения компьютера, которая исполняет заданные программы. Он обрабатывает информацию, используя двоичный код (бинарный), где цифра “0” означает низкий логический уровень напряжения, “1” – высокий.

    Каждый процессор обладает набором определенных качеств, свойств – архитектурой. Архитектура состоит из регистров, памяти, инструкции исполнения команд, настройках коммуникации. Она влияет на структуру процессора, возможности, метод работы.

    Процессоры с одинаковым набором характеристик объединяют в семейства. Одну программу можно написать для одного семейства. Например, язык, разработанный для архитектуры процессора x86 совместим с любой x86-системой, но не будет пригодным для ARM. Для каждого семейства нужен свой ассемблер, отсюда программу называют машинно-ориентированной.

    Существует множество языков ассемблера, которые предназначены под разные архитектуры, аппаратные платформы. Например:

    • x86 для компьютеров
    • ARM для мобильных телефонов, плееров, игровых приставок, калькуляторов, жестких дисков
    • MIPS для смартфонов, планшетов, встроенных систем, академического пользования

    Assembler применяют для узкоспециализированных задач, когда важна быстрая производительность, необходимо прямое взаимодействие с аппаратным обеспечением.

    Его используют, чтобы:

    • Разрабатывать драйвера, операционную систему.
    • Писать программы для игровых консолей.
    • Оптимизировать важные для производительности участки кода.
    • Программировать микроконтроллеры, которые встречаются в бытовой технике, автомобильной электронике, сигнализации, пульте управления. Эти системы обладают ограниченной вычислительной мощностью, памятью. Ассемблер лучше всего подходит, поскольку каждое действие переводится в одну команду в двоичном коде. Благодаря этому можно узнать объем памяти, время исполнения программы.
    • Заниматься обратной разработкой (reverse-engineering). Реверс-инженер исследует алгоритмы программ для понимания принципа работы, когда исходный код по какой-либо причине отсутствует. Обратной разработкой часто пользуются хакеры для написания вирусов, взлома, вредоносных программ, поиска слабых мест.
    • Создавать антивирусные программы, защиту от взлома.

    Источник: ru.freepik.com

    Подводные камни

    Ассемблерный код полезен, когда нужно написать высокопроизводительную программу для конкретного устройства. Язык требует глубокого понимания работы систем, процессоров, памяти программ.

    • Assembler переносится только на семейные платформы. Для каждой архитектуры нужен свой язык.
    • В ассемблере отсутствуют высокоуровневые абстракции. Это усложняет процесс написания сложных программ. Для понимания ассемблера необходимо обладать базой знаний. Необходимо выучить машинный код для взаимодействия с процессором. Языки высокого уровня (Python, Java) учить легче.
    • Уходит больше времени на разработку. Необходимо писать объемные коды, выполнять много мелких задач, что делает работу монотонной.
    • Трудно находить вирусы, ошибки.

    Как устроен

    Ассемблер – набор инструкций, которые выполняются процессором компьютера. Процесс перевода языка ассемблера в машинный называют “ассемблированием”. Каждая команда ассемблера соответствует определенной машинной инструкции и содержит опкод (операционный код), операнды (данные, с которыми выполняется операция).

    Команды бывают:

    • Арифметические. Взаимодействуют с дынными: ADD, SUB, MUL
    • Логические. Строят операции с данными: AND, OR, XOR
    • Перемещения. Переносят данные между регистрами, ячейками памяти: MOV, PUSH, POP

    Синтаксис команды: [<метка>:] <мнемокод> [<операнды>] [;<комментарий>]

    Процессор извлекает информацию для вычислений из операндов, туда же загружает результат. Операнды также включают понятия: регистры, константы, адреса. Адресами служат ячейки оперативной, либо внутренней памяти (регистры). Работу с регистрами процессор выполняет гораздо быстрее, чем с ячейками оперативной памяти.

    ASM использует не цифровые операция, а мнемокоды (мнемонические). Их проще запомнить. Мнемокоды представляют короткие символы, которые несут определенную функцию, выглядят следующим образом:

    • ADD (addition) – сложение
    • SUB (subtraction) – вычитание
    • MUL (multiplication) – умножение
    • MOV (move) – переместить
    • JMP (jump unconditionally) – перейти безусловно

    Регистры и ячейки памяти записываются так:

    • EAX, EBX, AX, AH – регистры
    • mem1 – ячейка

    Директивы в ассемблер используются для управления компилятором (осуществляет перевод текста в машинный код). Они предоставляют дополнительную информацию, указывают на особенности обработки кода. Письменно обозначаются знаком “решетка” (#) или точкой. Например:

    • DB (define byte) переводится как “определить байт”. Директива указывает компилятору, что следующие данные будут иметь размер: 1 байт.
    • DW (define word) – команда определяет слово размером в 2 байта.
    • DD (define double word) – определяет двойное слово – переменную размером в 4 байта.
    • DQ (define quad word) – определяет 4 последовательно расположенных слова, размером в 8 байт .
    • DT (define ten bytes) – определяет переменную размером в 10 байт.

    Синтаксис директив определения данных: <имя> DB <операнд> [, <операнд>]

    • SECTION – определяет раздел программы, который содержит данные вместе.
    • EQU позволяет назначать имена переменных, констант. Особенность этой директивы заключается в том, что символические имена не должны повторяться.
    • ORG устанавливает начальный адрес данных.
    • END – дает приказ ассемблеру о прекращении ассемблирования после завершения написания физического кода программы.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как пользоваться ассемблером

    Пошаговое руководство использования ассемблера:

    1. Ознакомьтесь с основными понятиями: на чем строится программа, как написана, базовые конструкции (регистры, директивы, команды).
    2. Изучите архитектуру процессора, для которого будет написан код.
    3. Установите подходящий ассемблер. Например, NASM для архитектуры x86.
    4. Установите по необходимости дополнительные инструменты. Например, компилятор.
    5. Начните работу с кодом. Создайте файл исходного кода. Определите разделы, метки.
    6. Используйте соответствующие инструкции, директивы для определения операций, данных, управления программой.
    7. Изучите различные инструкции процессора, их назначение. Начните с основных команд.
    8. Используйте отладчик для проверки кода, если это необходимо.
    9. Сохраните файл с исходным кодом.
    10. Проверьте результат сборки на ошибки.
    11. Запустите программу.
    12. Протестируйте результат.
    13. Проанализируйте работу с целью поиска сильных, слабых сторон.

    Экспериментируйте с разными подходами, чтобы найти лучшее решение для поставленных задач. Консультируйтесь с более опытными разработчиками при возникновении трудностей, читайте специализированную литературу.

    Источник: ru.freepik.com

    Какие перспективы

    Знание ассемблера может пригодиться при работе с языками высокого уровня. Ассемблер помогает понять внутренние процессы компьютера. Он позволяет увидеть причины проблем, обнаружить решение.

    Язык ассемблера важно знать следующим востребованным профессионалам:

    • Реверс-инженерам
    • Вирусным аналитикам
    • Разработчикам драйверов, программ для микроконтроллеров
    • Системным программистам
    • Экспертам по компьютерной безопасности

    Главное, что нужно знать

    • Ассемблер предоставляет прямой доступ к аппаратным ресурсам компьютерной системы, что позволяет разработчикам наиболее точно управлять процессами.
    • Благодаря языку анализируют двоичный код, создают вирусы, антивирусы, оптимизирует важные для производительности участки кода.
    • В ASM нет высоких абстракций, что вызывает трудности при изучении. Он требует глубокого погружения в особенности архитектуры процессора, что занимает много времени.
    • Незаменим в случаях, когда важна максимальная производительность. Ассемблер быстрее других языков создает машинный код.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status