Веб-аналитика (digital analytics) — это алгоритмы сбора, обработки и анализа данных о действиях пользователей на сайте, в соцсетях или приложении. В это понятие входит подготовка отчетов на основе полученной информации, визуализация статистики в виде графиков и диаграмм. Прочитав статью, вы узнаете, что такое веб-аналитика, какие данные она обрабатывает и какие сервисы, и системы используются для анализа.
Цели и задачи веб-аналитики
Главной целью веб-анализа является оценка результатов продвижения. Аналитика показывает, как посетители взаимодействуют с сайтом: откуда они приходят, каким страницам уделяют внимание и на каких этапах часто теряют интерес к проекту.
Интернет-аналитика применяется для решения следующих задач:
- изучение портрета целевой аудитории;
- оценка эффективности рекламы;
- анализ источников привлечения трафика;
- отслеживание действий пользователей;
- построение и оценка воронки продаж;
- расчет конверсии сайта компании;
- оценка стоимости привлеченного клиента;
- мониторинг технических показателей сайта.
Веб-аналитик — это специалист, который настраивает инструменты web-анализа и готовит отчеты для маркетологов компании. Он отвечает за работу с программным кодом, установку и настройку счетчиков, управление системами и сервисами для digital-анализа.
Важность веб-аналитики для бизнеса
Веб-аналитика в маркетинге — это инструмент, который помогает оценить, насколько эффективно работает продвижение. Отслеживание результатов работы с разными каналами для привлечения клиентов повышает окупаемость инвестиций в рекламу. Web-аналитика помогает уточнить портрет целевой аудитории. Она собирает и анализирует данные о посетителях ресурса и их действиях на сайте.
Инструменты веб-аналитики показывают сильные и слабые стороны маркетинговой стратегии. На основе полученных отчетов можно улучшить продающий сайт и содержание рекламных кампаний. Результаты помогают увидеть тренды рынка, провести оптимизацию сайта и спланировать бюджет на рекламу.
Виды веб-аналитики: классическая и сквозная
Классическая или комплексная аналитика нацелена на сбор и анализ статистики по продажам. В качестве источников информации используются счетчики посетителей, анализаторы маршрутов пользователей, CRM-системы и call-трекеры. Комплексную аналитику обычно используют крупные компании.
Сквозная аналитика показывает маршрут клиентов от перехода на сайт до совершения целевого действия:
- заполнения контактной формы;
- оформления заказа через корзину;
- регистрации на сайте;
- подписки на рассылку.
Сквозная аналитика — базовое решение для начинающих бизнесменов. Она помогает привлечь и удержать целевую аудиторию. Отчеты помогают увидеть и исправить ошибки в оформлении сайта или позиционировании товара. Сквозные системы подходят для начинающих бизнесменов.
Основные системы web-аналитики
Система веб-аналитики — это программное решение для комплексного сбора и анализа данных. К самым популярным решениям относятся Google Analytics и Яндекс.Метрика. Многие специалисты параллельно используют обе системы, чтобы увидеть полную картину.
- Google Analytics. Google Analytics содержит множество инструментов для комплексной аналитики сайтов. В системе можно анализировать конверсию сайта и качество трафика, проводить А/В-тестирования. Отчеты о трафике можно сегментировать по каналам привлечения или характеристикам пользователей. В системе можно анализировать действия покупателей разных категорий продуктов. Сервис Google Trends показывает популярные запросы и ключевые слова, которые используют конкуренты.
- Яндекс.Метрика. Веб-аналитика от «Яндекса» содержит инструменты для решения стандартных задач. Системное решение включает сервисы для анализа целевых действий, создания сценариев для посетителей и оценки сегментов аудитории. Популярная функция «Вебмастер» выявляет технические ошибки при работе сайта с помощью поисковых роботов.
Яндекс.Метрика содержит меньше сценариев и инструментов для работы по сравнению с Google Analytics. К преимуществам системы относится простой интерфейс и адаптация для российского рынка. Метрика легко интегрируется с CRM-системами и программами на базе 1С.
Основные сервисы и инструменты
Сервисы веб-аналитики — что это такое? Это вспомогательные программы, созданные для оценки эффективности отдельных аспектов маркетинга. Рассмотрим несколько решений, которые можно использовать как дополнение к комплексным системам.
- Amplitude. Amplitude помогает построить воронку продаж. Сервис показывает, какие приемы лучше работают на каждом этапе и что можно изменить, чтобы повысить конверсию. Также Amplitude показывает лояльных клиентов, которые приносят больше прибыли. Это позволяет ориентироваться на них в маркетинге.
- Calltouch. Calltouch показывает разные телефонные номера посетителям сайта. Какой номер увидит клиент, зависит от источника трафика или ключевых слов из поисковой системы. Сервис анализирует, как много посетителей звонит по каждому номеру, и собирает статистику.
- OWOX. OWOX выгружает отчетность из Google Analytics, Яндекс. Метрики и некоторых CRM-систем в один интерфейс. Инструмент анализирует ключевые показатели продвижения и показывает результаты на интерактивной доске. Он показывает степень влияния каждого рекламного канала в интернете на продажи компании. Можно использовать OWOX для планирования бюджета.
- SimilarWeb. SimilarWeb помогает анализировать каналы привлечения клиентов и сравнивать их с источниками трафика конкурентов. Он показывает, на каких страницах пользователи задерживаются дольше, а какие сразу закрывают.
Процесс сбора и анализа данных
Web-аналитика сайта — это автоматическая работа с большими массивами данных. Чтобы начать собирать информацию, в коде устанавливают счетчики. Они фиксируют действия посетителей и IP-адреса, источники привлечения трафика и другие данные. При установке инструментов Яндекс. Метрики и Google Analytics проводится настройка целей для анализа.
Примеры популярных целей:
- количество и глубина просмотров;
- маршрут посетителя по страницам сайта;
- конверсия на каждом этапе воронки продаж.
Чтобы получить больше информации о посетителях сайта, веб-аналитики подключают сервисы по call-трекингу, анализу трафика, CRM и Business Intelligence. Дополнительные программы помогают определить все взаимодействия с клиентом: клики на рекламные объявления, поисковые запросы, чтение статей о продукте и прямые заходы на сайт. На основе полученных данных составляются отчеты в форме таблиц, графиков или диаграмм.
Применение результатов веб-аналитики
Аналитика в интернет-маркетинге — это возможность оценить результаты продвижения сайта или аккаунтов в соцсетях. На основе полученной отчетности можно планировать рекламные кампании, создавать вовлекающий контент и разрабатывать концепции новых продуктов.
Как анализ данных систем веб-аналитики помогает сотрудникам компании:
- Интернет-маркетологи видят прибыльные каналы привлечения аудитории. Они составляют планы рекламных кампаний так, чтобы обеспечить высокую конверсию и рост прибыли.
- Таргетологи и трафик-менеджеры видят, с каких ресурсов приходят целевые клиенты. Они распределяют бюджет на рекламу так, чтобы получить максимальную прибыль.
- Менеджеры продуктов видят, какие особенности продвижения товаров и услуг привлекают клиентов, а какие — отталкивают. Они понимают, как улучшать продукты и маркетинговые описания.
- Разработчики сайта понимают, с какими проблемами сталкиваются потенциальные клиенты на пути к целевому действию. Они исправляют технические ошибки и повышают юзабилити ресурса.
В зону ответственности руководства компании входит организация работы аналитиков, постановка задач для разных отделов и контроль за их исполнением.
Тенденции и развитие веб-аналитики
Эксперты полагают, что инструменты web-аналитики будут совершенствоваться за счет внедрения искусственного интеллекта. Машинные алгоритмы помогут автоматизировать рутинные действия в работе аналитика и улучшить обработку отчетности. Они смогут лучше анализировать поведение пользователей и находить неочевидные закономерности. Искусственный интеллект сможет давать рекомендации по подбору таргетингов, повышению конверсии и подготовке рекламных кампаний.
Другой популярной тенденцией является развитие голосовых помощников. Число пользователей, которые предпочитают голосовое управление, увеличивается с каждым годом. Эксперты считают, что в будущем начнет развиваться новое направление: голосовая аналитика. На рынке появится спрос на технические решения и специалистов, которые могут обрабатывать данные, полученные через голосовых помощников.
Веб-аналитика сайта — это комплекс инструментов для сбора информации о целевой аудитории и оценки эффективности продвижения. Результаты анализа помогают провести оптимизацию сайта: улучшить юзабилити, контент и дизайн. Отчеты помогают планировать маркетинговую стратегию и решать разные задачи: от поиска источников трафика до составления привлекательных описаний товаров и услуг.
Подробнее изучить основы веб-аналитики можно на онлайн-курсах. Дистанционное обучение дает возможность получить профессию, востребованную на рынке труда. Потребность в специалистах по digital analytics в ближайшие десятилетия будет расти.