Приёмная комиссия 2024

Что такое паттерны проектирования в программировании

Что такое паттерны проектирования в программировании
Содержание

Паттерны проектирования — это шаблоны или образцы, применяющиеся для создания информационных систем. В повседневной работе программисты сталкиваются с большим количеством однотипных задач. Чтобы не тратить время на составление решения алгоритма функции вручную, разрабатываются паттерны. Они значительно ускоряют и упрощают процесс создания новых цифровых продуктов. Каждый IT-специалист должен знать, что такое паттерны проектирования в программировании и как ими пользоваться.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Типы паттернов проектирования

Порождающие паттерны

Шаблоны, ответственные за процесс инстанцирования. Основная функция — уменьшение зависимости программы метода формирования композиции и представления объектов.

Виды порождающих паттернов проектирования:

  1. Прототип (Prototype). Шаблон создается для представления конкретных объектов. При повторном использовании экземпляра возможна его трансформация или применение базового кода для создания новых элементов команды. Основной принцип создания подобных образцов — программирование через интерфейсы или внешний вид. Внутри системы объекты разделяются по классам в иерархической взаимосвязи. При помощи прототипов можно создавать объекты клонированием, а не конструированием.
  2. Фабричный метод (Factory Method). Паттерн, анализирующий внешний вид для объединения нескольких элементов в отдельный супер-класс.
  3. Абстрактная фабрика (Abstract factory). Шаблон для компоновки объектов по конкретному признаку интерфейса. Ранее определенные классы при этом не используются. Для новой группы создается отдельная «фабрика». Паттерн применяется для создания компонентов системы.
  4. Одиночка (Singleton). Шаблон для формирования эксклюзивной точки софта. Элемент формируется в единственном экземпляре, но наделяется глобальным доступом.
  5. Строитель (Builder). Образец создания сложных объектов, позволяющий реализовать идею программиста за счет автоматизированного разделения экземпляра на компоненты — конструирование и представление.
  6. Ленивая инициализация (Lazy Initialization). Решение проектирования, когда классы и объекты подключаются по мере необходимости.

Структурные паттерны

Шаблоны, работающие с уже созданным ПО или интерфейсом, позволяющие вносить изменения за счет структурирования и схематического изображения всей архитектуры внешнего вида. Структурные паттерны используются для визуализации, модернизации и переиспользования разработки.

Виды образцов:

  1. Мост (Bridge). Делит ПО на абстракцию и реализацию, позволяя вносить в каждый блок отдельные изменения. Методы работы паттерна — инкапсуляция и агрегирование. В работе шаблона дополнительно задействовано наследование классов объектов.
  2. Декоратор (Decorator). Паттерн проектирования для подключения дополнительных действий и команд. Применяется для расширения и оптимизации функционала сервисов.
  3. Адаптер (Adapter). Перевод немодифицируемых функций объекта в формат доступных интерфейсов.
  4. Компоновщик (Composite pattern). Объединение отдельных элементов в структуру с уровневым разделением и логикой взаимодействия.
  5. Заместитель (Proxy). Контейнер, улавливающий вызовы для отельных компонентов ИС, обрабатывающий сигналы и направляющий их на нужную линию.
  6. Приспособленец (Flyweight). Применяется при необходимости использования «Одиночки» в нескольких местах ИС.

Поведенческие паттерны

Шаблоны алгоритмов логического взаимодействия. Применяются для уменьшения общего количества связей и упрощения архитектуры сервисов.

Виды поведенческих паттернов проектирования:

  1. Итератор (Iterator). Открытие доступа к группе или базе данных с внутренней навигацией.
  2. Интерпретатор (Interpreter). Комплекс команд для решения однотипной задачи с меняющимися переменными.
  3. Цепочка обязанностей (Chain of responsibility). Шаблон для определения и установления значимости и ответственности среди всех объектов ИС или приложения.
  4. Хранитель (Memento). Вариант сохранения исходного кода объекта, позволяющий вернуться «к заводским настройкам» после изменений
  5. Команда (Command). Шаблон обозначений и параметров действий.
  6. Посредник (Mediator). Объединитель нескольких отдельных элементов.
  7. Состояние (State). Участвует в процессе программирования, когда объекту нужно менять реакции в зависимости от состояния.
  8. Наблюдатель (Observer). Система оповещения об изменении состояния отдельных элементов класса.
  9. Посетитель (Visitor). Описание операций, необходимое для анализа и корректировки работы.
  10. Стратегия (Strategy). Подбор алгоритма согласно классовой принадлежности объектов с учетом взаимозаменяемости составных частей.
  11. Шаблонный метод (Template method). Хранитель общей структуры ИС, программного обеспечения или приложения.

Преимущества использования паттернов проектирования

Улучшение читаемости кода

Решения проектирования влияют на эффективность процесса распознавания команд. Сокращенные алгоритмы работы с классами объектов автоматически воспринимаются ИС. Они шаблонны и понятны, следовательно, процент бадов по ним минимален.

Повышение переиспользуемости

Каждый паттерн имеет свое название. При программировании шаблон вводится в командную строку и становится видимым для разработчиков, отвечающих за внедрение цифрового продукта в конкретную информационную систему. Зная, какие образцы были использованы в исходном коде, можно с легкостью трансформировать или расширять функции под решение определенных бизнес-задач. Кроме того, паттерны создают дополнительную защиту кода. При его изменениях стабильность работы приложения не изменяется, весь алгоритм действий получается более устойчивым.

За счет этого растет переиспользуемость сервисного обеспечения или софта, а автор-разработчик получает дополнительную прибыль за авторские права и патенты

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Уменьшение сложности разработки

Процесс создания нового цифрового продукта ускоряется за счет возможности использовать готовые решения задач. Загрузка стандартизированных образцов минимизирует риск ошибок. Решения задач уже прописаны заведомо правильным кодом без ошибок и зависаний, что удобно для начинающих программистов. Плюс образец не зависит от языка программирования. Его можно использовать в Java, C++, Python и др

Процесс применения паттернов

Каждый образец стоит использовать в конкретном случае, опираясь на типовые характеристики классов объектов, ситуации и способы взаимодействия.

Шаги выбора подходящего алгоритма разработчиками:

  • Выделить элементы процесса;
  • Продумать схему связей и возможные ситуации;
  • Абстрагировать систему от задач;
  • Составить список имеющихся подходящих алгоритмов;
  • Выбрать нужный и включить его в собственную разработку.

Главная цель разработчиков — соблюдение принципа KISS (Keep It Simple, Stupid) — сделать код максимально простым и доступным.

Схематический пример применения паттерна:

  1. Создаем интерфейс, например, Flower.
  2. Затем включаем шаблонную фабрику FlowerFactory.
  3. Теперь можно копировать и использовать элемент столько раз, сколько требует разработка. По-новому конструировать первоначальный внешний вид не придется.

Антипаттерны и ограничения паттернов

Антипаттерны — это образцы стандартизированных ошибок. Примеры:

  • Copy and Paste — копирование ранее созданного кода с незначительными изменения для выполнения другой задачи.
  • Spaghetti code — извилистный путь выполнения программы с многочисленными инструкциями.
  • Magic numbers — константы без смысла и комментариев.
  • Hard code — отсутствие гибких значений в конфигурациях.
  • Soft code — излишняя загруженность конфига.
  • Boat anchor — сохранение неиспользуемых частей кода.
  • Reinventing the wheel — написание собственного решения для каждого случая.
  • Reinventing the square wheel — выбор плохого авторского кода при наличии готового рабочего образца.
  • Lava flow — нежелание «почистить» команды.
  • Programming by permutation — программирование методом подбора параметров или порядка вызова функций.
  • Blind faith — разработка для идеальных условий пользования.
  • God Object — один элемент выполняет много обязанностей.
  • Dependency hell — разрастание продуктов библиотек.
  • Object cesspool — включение элементов пула без оценки и переработки.

Ограничения делятся на 3 группы:

Принудительное использование

Один образец копируется везде, без анализа необходимости и совместимости, что ведет к получению лишней пагинации или сортировки и слабым возможностям композиции.

Усложнение кода при неправильном выборе

Набор элементов и алгоритмов для расширения реализации может привести к усложнению системы специалистами. Пример Accidental complexity или ненужной сложности — не требующиеся дополнительные проверки, переоптимизация. Пути исправления бадов — code review и рефакторинг.

Возможные затруднения в поддержке и расширении

Применение разных методов для одних операций загрязняет код, усложняет получение доступа к библиотекам и эффективность их работы, создает перелинковку с похожими названиями. Системным администраторам, работающим с «испорченными алгоритмами», полными антипаттернов, трудно модернизировать функционал, расширять возможности сервиса, устранять зависания или отключения, мешающие стабильному функционированию

Практически все антипаттерны можно исправить рефакторингом. С ошибками чаще сталкиваются начинающие программисты, не желающие расширять список профессиональных компетенций. Постоянное стремление к развитию и изучение специализированных курсов по IT значительно повышает качество и результативность программирования.

Современные тренды и новые паттерны

В наши дни программирование охватывает разные области профессиональной деятельности и новые шаблонные варианты зависят от актуальности применения. Современные тренды включают активный переход на микросервисы, включение в бизнес-задачи, сегрегацию ответственности за команды и запросы, установку автоматических выключателей

Примеры новых шаблонов:

  • Decompose By Business Capability — разделение по бизнес-возможностям;
  • Decompose By Subdomain — разложение по доменам;
  • «Душитель» (Strangler) — перевод монолитного приложения на микросервисы;
  • Anti-Corruption Layer — изолирование подсистем путем добавления подуровня;
  • Database Per Service — собственное хранилище данных для каждого сервиса.

Готовые коды сильно помогают разработчикам, особенно на начальном уровне, но без профильной подготовки в вузе, колледже или на курсах использовать их правильно не получится.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Рекомендуем

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
Подберите программу обучения

ответьте на пять вопросов и узнайте, где будете учиться

Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Интересует ли вас кредит на образование по ставке 3% в год?
ДаНет

Мы подобрали для вас программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Jivo

DMCA.com Protection Status