JavaScript — это универсальный скриптовый язык программирования, который используется для разработки веб-приложений. Популярен благодаря универсальности, возможностям создания динамического контента и широкой поддержке в браузерах. В статье рассказываем, что пишут на JavaScript, какими преимуществами обладает язык и даем пошаговую инструкцию создания приложения.
Почему JavaScript популярен
JavaScript (JS) применяется в веб-разработке. Это мультипарадигменный язык программирования, который появился в 1995 году под названием Mocha, затем был переименован в LiveScript, и в конечном итоге получил название JavaScript. В 2015 году была выпущена новая версия языка — ES6, которая добавила множество новых функций и возможностей.
Особенности:
- Кросс-платформенность: Взаимодействует с множеством устройств.
- Объектно-ориентированность: Это парадигма программирования, которая использует абстракции при написании кода.
- Прототипный стиль: Вместо классов и наследования — прототипы и клонирование.
- Слабая динамическая типизация.
С помощью JavaScript разрабатывают:
- Онлайн-приложения и игры
- Расширения для браузеров
- Веб-серверы
- Веб-страницы с динамичным дизайном и анимацией текста
- Мобильные и десктопные приложения
- Бэкенд. Обычно применяют движок Node. js, который помогает выполнять JS-код за пределами браузера.
Проекты для новичков
На JavaScript могут писать как начинающие программисты, так и опытные. Перед новичками стоит задача — отработать «мышечную память», то есть сделать как можно больше проектов, чтобы глубже понять структуру и инструменты языка. Эти проекты помогут улучшить понимание таких компонентов, как HTML, CSS, фреймворки и библиотеки, что способствует их лучшему запоминанию и осмыслению.
Примеры проектов, который может создать junior:
- Онлайн-клавиатура. Применяется для внесения текста, перехода по страницам, запуска функций, обращения к конкретным элементам. Для разработки требуется знание HTML-разметки (обрабатывает текст и передает на сервер), CSS (необходим для составляющих клавиатуры) и JS (для соединения с клавиатурой).
- Карточная игра «Пасьянс». Пользователь должен собрать нужные карты. Создание такого проекта делится на три шага: разработка поля, добавление карт, написание алгоритмов игры, которые переворачивают карточки и убирают одинаковые с поля. Потребуется HTML-файл, CSS, JScript и библиотека jQuery, которая предоставляет доступ к элементам на странице.
- Слайдер с изображениями. Простое приложение, которое перелистывает медиа-файлы автоматически или с помощью нажатия кнопок «Вперед», «Назад». Понадобятся те же инструменты, что и для создания «Пасьянса».
Проекты для опытных
Для уровня Senior требуется углубленное знание процесса разработки. Примеры программ повышенной сложности, написанных на JavaScript:
- ToDo-приложение. Канбан-доска для планирования задач с отображением текущих дел, возможностью добавлять и удалять записи, а также подключать звуковое уведомление о приближающихся сроках. Помимо основных инструментов, используется фреймворк React для разработки функционала, а также статических и динамических элементов приложения. Для сохранения данных на устройстве пользователя применяется API — IndexedDB.
- Приложение для оценки скорости ввода текста и точности печати. Верстка выполняется с использованием современного CSS-фреймворка Bulma. В функционал включены таймер набора и отображение ошибок. HTML используется для создания эффекта печатания текста, а Typer. js — для настройки свойств шрифта и контроля скорости печати.
- Сервис для расчета скидки клиента. Программа определяет конечную цену продукта и действует как для покупателя, так и для продавца. Задача программы — вычислить и вернуть стоимость содержимого корзины после ввода промокодов и скидок. Для реализации используются HTML, CSS, JS и фреймворк function.js.
Как создать веб-приложение
Пошаговая инструкция:
- Настройте окно приветствия «Hello, world!» Для этого введите текст на экране монитора в браузерном документе или отдельном окне.
- Откройте платформу WebStorm, разработанную на основе IntelliJ IDEA. После запуска появляется окно приглашения.
- Кликните Create New Project.
- Чтобы поработать с JavaScript в «чистом виде», без библиотек и фреймворков, выберите раздел Empty Project.
- После открытия рабочей папки WebStorm нажимаем правой кнопкой мыши на папку проекта и выбираем New — HTML File. Так вы получаете HTML-код, который можно пушить.
- Чтобы запустить HTML-файл, выберите один из вариантов:
- Нажмите на изображение браузера
- Кликните Run — Run… — main. html
- На открывшейся пустой странице добавьте код JS. В файле main. html между тэгами <script> и </script> введите код «Hello, world!»
- Чтобы вывести сообщения в отдельное окно, примените метод alert ().
- Чтобы переместить сообщения в отдельный файл, используйте строку: <script src="название файла"> </script>.
- Запустите файл, кликнув на значок браузера.
Что еще можно делать на JavaScript
На JSможно также написать:
- Головоломки, игры вроде покера и шахмат.
- Календари, приложения для ведения заметок.
- Онлайн-карты с добавлением пометок и выбором локаций.
- Платформы для обмена информацией, сбора обратной связи, разных видов коммуникации. К примеру, форумы, мессенджеры.
- Онлайн-магазины и приложения для оформления и оплаты заказов. Торговая платформа может быть связана с продажей товаров, продуктов питания, услуг.
Типичные ошибки и как их исправить
Распространенные ошибки при работе на JS:
- Утечка памяти из-за наличия ссылок на несуществующие объекты и циклических ссылок. Проводите сборку мусора и внимательно относитесь к управлению памятью.
- Неграмотное применение DOM — инструмент для добавления, изменения и удаления элементов. Операция затратна, поэтому ее использование нужно свести к минимуму путем выбора альтернативных методов.
- Игнорирование strict mode. Этот режим накладывает ряд ограничений на код, но повышает уровень безопасности и предотвращает некоторые ошибки, такие как случайное появление глобальных переменных, дублирование наименований свойств и параметров, некорректное использование оператора delete.
- Применение «=" (команда присваивания) вместо «==" (знак равенства).
- Ошибочная постановка «==" там, где требуется строгое сравнение. Используйте «===".
- Некорректный вывод. Новички часто применяют функцию console. log (), чтобы увидеть текущую работу программы. Команда работает со строками. Программисты часто ошибаются, ставя после строки число. Чтобы исправить сбой, поставьте плюс между ними.
- Неточные вычисления дробных чисел. Это баг самой системы JavaScript. Из-за него можно получить неверный результат. Если вы знаете, сколько понадобится цифр после запятой, сделайте числа целыми и разделите на 10 нужное количество раз.
- Несовпадение кавычек. Применяйте одинаковые кавычки в начале и конце строки.
Главное, что нужно знать
- JavaScript — это скриптовый язык программирования, который используется для веб-разработки. С его помощью создаются приложения, игры, сервера, расширения для браузеров, веб-страницы, бэкенд.
- К особенностям относится возможность создания динамического контента, кросс-платформенность, объектно-ориентированность, прототипный стиль.
- Проекты на javascript, которые выполняют начинающие программисты — виртуальная клавиатура, «Пасьянс», слайдер с картинками.
- Проекты для продвинутых разработчиков — приложение со списком дел, программа для определения скорости набора текста, сервис для вычисления скидки на продукт.
- К типичным ошибкам при работе с JS относятся: утечка памяти, чрезмерное использование DOM, игнорирование «строгого режима», несовпадение кавычек.