Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Архитектура программного обеспечения
23 апреля 2024

Архитектура программного обеспечения

Архитектура программного обеспечения

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Проектирование программного обеспечения – сложный и многогранный процесс, требующий знаний, технических навыков и практического опыта. Большую роль в разработке играет архитектура программных систем.

    Архитектура программного обеспечения – наука и искусство выстраивать и проектировать ПО так, чтобы оно отвечало требованиям, обеспечивало простоту доработки и масштабируемости.

    Подробнее о том, что такое архитектура ПО в программировании, зачем нужна, принципы и другие нюансы, расскажем в этой статье.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Для чего нужна архитектура ПО

    Программная архитектура – это фундамент разработки IT-продукта. Разработчики пишут код для создания программы. Строки объединяются в функции, функции объединяются в классы, классы – в модули. Как итог – готовая программа.

    Для сокращения срока создания сложного продукта разработчики в начале работы создают общий план будущего ПО с главными блоками и способами их соединения. После они его детализируют, прорабатывая требования и характеристики. Так получается информация для построения компонентов ПО.

    Во-первых, благодаря управляемости архитектор использует отдельные компоненты и модули, отвечающие за отдельные функции, чтобы организовать разработку ПО и поддержку.

    Также четкая архитектура программного продукта помогает легко его поддерживать. Даже если разработчики не знакомы с деталями системы, они смогут быстро и легко сориентироваться в коде, что упрощает работу команды.

    С помощью архитектуры ПО можно легко дорабатывать, расширять и масштабировать проект. Быстро добавлять новые элементы, увеличивать функциональность и производительность, эффективно использовать ресурсы.

    Архитектура программных средств, в том числе монолитная, обеспечивает повторное использование. Компоненты используются несколько раз в разных частях системы. Главное преимущество – уменьшить количество ошибок и сократить время разработки. Также она включает в себя меры безопасности для обеспечения защиты.

    Основные принципы архитектуры ПО

    Принципы, которые учитываются при проектировании.

    • Гибкость. Строить не на годы, а с возможностью внесения изменений. Учитывайте, как программа может измениться, чтобы отвечать современным требованиям, и добавьте гибкость, чтобы легко поддерживать изменения.
    • Открытость/закрытость. Программные сущности закрыты для модификации, открыты для расширения.
    • Снижение риска и модель для анализа. Важно использовать такие инструменты, как UML, чтобы регистрировать требования и проектные решения. Не стоит формализировать модель так, чтобы было невозможно легко адаптировать и повторить дизайн.
    • Устойчивость – организация зависимостей от более стабильных компонентов к менее стабильным.
    • Единственность – избежание дублирования кода.
    • Минимальное знание. Каждый модуль знает только о соседях, чтобы снизить взаимозависимость и повысить изоляцию.
    • Инверсия зависимостей. Зависимости внутри системы строятся на абстракциях.
    • Разделение ответственности. 1 элемент – 1 причина для изменения (для четкого разделения обязанностей).

    Если следовать этим архитектурным принципам, можно спроектировать расширяемую, гибкую и поддерживаемую систему.

    Типы архитектурных стилей

    Архитектурные стили – высокоуровневые стратегии. Представляют собой абстрактную структуру для систем.

    8 главных стилей:

    • Многослойный.
    • Компонентно-ориентированный.
    • Сервисно-ориентированный.
    • Распределенная система.
    • Предметно-ориентированный.
    • «Переводчик».
    • Параллелизм.
    • Ориентированный на данные.

    Многослойный – самый распространенный. Типичный пример – многоуровневый стиль из 3 слоев: слой представления, бизнес-логика и хранение данных. Плюсы – легкий в понимании, тестировании и поддержке. Минус – появление накладных расходов на производительность.

    Компонентно-ориентированный разделяет функциональность на слои в рамках одной системы, организованной как повторно используемые и слабосвязанные компоненты. Преимущества – гибкость, поддерживаемость, повторное использование. Недостаток – компонентами сложно управлять.

    Сервисно-ориентированный для разработки ПО как набора взаимодействующих сервисов через сеть. Плюсы – слабая связанность, гибкость и возможность повторного использования. Минусы – сложность, сетевая зависимость.

    Распределенная система. Компоненты на сетевых компьютерах передают сообщения для взаимодействия и координирования действий, чтобы достичь цели. Преимущества – общий доступ, устойчивость к ошибкам и сбоям, возможность масштабирования. Недостатки – сложность, сетевая зависимость.

    Предметно-ориентированный – создание программных абстракций (моделей предметных областей). Отличается ограниченными связями, целостностью и взаимосвязью. Минус – требует глубокого понимания и опыта.

    «Переводчик» определяет способы оценки предложений. Для каждого символа создается терминальный или нетерминальный стиль. Отличается большой гибкостью и простой отладкой. Недостаток – требует больше ресурсов.

    В стиле параллелизма несколько независимых задач выполняются в одно и то же время. Параллелизм улучшает производительность, что особенно актуально для многопроцессорных систем. Минус – сложная взаимная блокировка.

    Архитектура, ориентированная на данные. Стиль фокусируется на организации и преобразовании данных. Подходит для больших объемов данных, решения сложных задач. Обеспечивает правильную последовательность данных, целостность и надежность. Среди недостатков – возможные проблемы с масштабируемостью.

    Архитектурные паттерны

    Это предметные и специфичные элементы для конкретного модуля или проблемы. Структурированное решение, которое описывает организацию компонентов и взаимодействий. Паттерны напоминают шаблоны проектирования ПО, но абстрактнее.

    У каждого архитектурного стиля свои паттерны. У многослойного – многослойный паттерн и «Чистая архитектура». Первый разделяет систему на определенное количество слоев, у каждого своя зона ответственности. Паттерн «Чистая архитектура» подчеркивает разделение функциональности в системе, организовывая ПО в концентрические слои, в центральном – предметная область, по кругу – специфичные слои для приложения, внутренние влияют на внешние. Так изменения почти не влияют на бизнес-логику.

    В компонентно-ориентированном стиле 3 паттерна. Объектно-ориентированный паттерн – парадигма с объектами, содержащими данные в виде полей (атрибуты) и код в виде процедур (методы). Облегчает проектирование сложных систем, их реализацию и поддержку. «Микроядро» для отделения микроядра от расширенных специфичных для клиента функций. Так можно легко и быстро расширить систему, не меняя основной код. Паттерн «Плагин» – добавляет новые функции с помощью модулей или плагинов, интегрируя их через стандартный интерфейс для расширения и настройки приложения.

    Паттерны сервисно-ориентированного стиля:

    • SOA. Проект ПО как набор отдельных сервисов, которые используются в системах.
    • Брокер. Координирует коммуникацию компонентов системы через посредника.
    • Микросервисный паттерн для архитектуры. Проект приложения выглядит как набор небольших сервисов. Каждый сервис общается за счет легковесных механизмов, работает в своем процессе.
    • Бессерверный паттерн. Приложения создаются и работают без серверов в облачных средах.

    У стиля распределенной системы 2 паттерна:

    • Пространство данных. Равномерно распределяет ресурсы и сервисы по серверам, что позволяет избегать единой точки отказа.
    • Одноранговая сеть. Здесь каждый участник действует как клиент. Узлы и сервис обмениваются данными без центрального сервера.

    Понимая стили и паттерны, специалист сможет проектировать надежные, масштабируемые и поддерживаемые системы.

    Проектирование архитектуры ПО

    Проектирование включает в себя этапы:

    • Понимание и анализ требований заказчика.
    • Изучение архитектурных требований.
    • Определение целей, которые нужно достичь с помощью архитектуры.
    • Выбор стиля и паттерна для работы.
    • Определение компонентов системы.
    • Проектирование интерфейса.
    • Работа с данными – структура и метод доступа.
    • Управление состоянием.
    • Работа с безопасностью.
    • Тестирование.
    • Реализация.

    Каждый этап требует системного подхода. Необходимо учитывать все аспекты системы и требования, чтобы разработать эффективную и устойчивую архитектуру.

    Преимущества хорошей архитектуры ПО

    Хорошая архитектура ПО – фундамент приложения. Благодаря ей можно легко создавать, расширять и поддерживать приложения. Она гибкая и масштабируемая, безопасная и производительная.

    Признаки:

    • Расширяемость. Простота добавления новых функций без значительных изменений кода.
    • Гибкость. Легко адаптируется к изменениям требований.
    • Поддерживаемость. Разработчики смогут быстро и легко изменять код, находить и исправлять ошибки.
    • Масштабируемость. Возможность масштабировать ПО в соответствии с новыми требованиями и потребностями.
    • Высокая производительность приложения.
    • Читаемость. Удобно и легко читать и понимать.
    • Безопасность. Защищает данные от несанкционированного доступа.
    • Тестируемость. Хорошая архитектура облегчает написание и выполнение тестов.

    Хорошая архитектура – ключевой фактор успеха приложения.

    Инструменты и методы архитектурного проектирования

    Главные программные инструменты – компьютерное моделирование и CAD-программы. С помощью них архитекторы создают, изменяют и анализируют цифровые модели. Это помогает ускорить проектирование. Также инструменты повышают качество готового продукта.

    CAD-программы помогают быстро создавать точные модели и чертежи, сокращая срок работы. Однако некоторые из них требуют материальных вложений в обучение и покупку лицензии.

    С помощью компьютерного моделирования архитекторы создают 3D-модели для клиентов, чтобы увидеть и оценить предлагаемый дизайн. Программные инструменты помогают избегать ошибок, которые легко совершить при ручном проектировании. Также гарантируют точные измерения и расчеты.

    Распространенные методы:

    • Метод слоев. Каждый слой – уровень функциональности и абстракции.
    • Метод группировки. Подсистемы, компоненты и модули группируются на основе функциональности.
    • Событийно-ориентированный. Архитектор проектирует систему вокруг событий и обработки.

    Другие методы:

    • Календарный.
    • Метод на основе управления требованиями.
    • Архитектурный метод.
    • Событийно-ориентированный.
    • Клиент-сервис.

    Методы комбинируют в зависимости от поставленных задач и требований.

    Архитектура ПО – сложная наука, требующая комплексной работы, технических знаний и опыта. Для результата необходимо изучить принципы, архитектурные стили и паттерны, а также использовать правильные инструменты и методы.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status