Персонаж — это герой художественного произведения. Уникальные персонажи — ключ к успеху рекламной кампании, комикса, мультфильма, компьютерной или мобильной игры. Рассказываем, как придумать и нарисовать харизматичного героя.
Что такое персонажная иллюстрация
Персонажная иллюстрация — это направление дизайна, которое изображает вымышленных или реальных героев. В центре внимания иллюстратора находится действующее лицо, у которого есть личность и цель. Это может быть человек, животное, волшебное существо и даже предмет.
Задача дизайнера — передать личность и биографию героя с помощью визуальных приемов. Он придумывает внешность, мимику, язык тела и костюм, чтобы рассказать о характере, занятиях и ценностях персонажа. Хорошая иллюстрация понятна зрителю без слов. Уникальные персонажи привлекают внимание и легко запоминаются.
Зачем нужна персонажная иллюстрация
С помощью персонажей можно рассказать интересную историю. Многие художники рисуют героев комиксов, мультфильмов и компьютерных игр, книжные иллюстрации. Харизматичных персонажей используют для продвижения брендов.
Где востребована персонажная иллюстрации:
- игровая индустрия;
- реклама и маркетинг;
- графический дизайн;
- веб-дизайн;
- издательское дело.
Персонаж-талисман компании называется маскот. Он отражает ценности бренда и помогает ему общаться с аудиторией. Клиенты лучше воспринимают маскотов, чем абстрактный образ бизнеса. Маскот вызывает симпатию, что помогает продавать. Он может делиться полезной информацией, общаться с клиентами и развлекать аудиторию. Маскоты есть не только у бизнеса, их покупают школы и университеты, спортивные команды и творческие коллективы, организаторы и крупных мероприятий.
Производители товаров заказывают иллюстрации, чтобы наносить их на продукцию. Это простое решение, как выделиться среди конкурентов. Некоторые люди заказывают персонажные рисунки для личных целей. Например, чтобы использовать их как аватарки в соцсетях.
Источник: ru.freepik.com
Как придумать концепцию персонажа
Перед тем, как нарисовать персонажа, определитесь с концепцией нового героя. В коммерческой иллюстрации работа с образом состоит из 5 этапов. Вы можете придерживаться схемы, даже если рисуете для своих целей.
Этап 1: Бриф
Составьте бриф, чтобы узнать, как заказчик представляет себе персонажа, и зачем нужен образ. Анкета помогает уточнить задачу и собрать информацию о проекте. Добавьте в нее вопросы про целевую аудиторию бренда или медиа-продукта, варианты использования персонажа. Если героя будут анимировать, проработайте его мимику и движения более тщательно.
Этап 2: Мудборд
Мудборд (mood board) или доска настроения — это коллаж с изображениями, которые связаны с персонажем. Часто клиенты сами присылают референсы для визуального образа. Если у вас нет картинок от заказчика, подберите иллюстрации самостоятельно. Референсы отражают элементы дизайна или характера героя. Когда вы подбираете иллюстрации самостоятельно, согласуйте их с клиентом, прежде чем рисовать эскизы.
Этап 3: Иллюстрации
Рисуйте скетчи и концепт-арты, учитывая характер и роль персонажа. Пробуйте разные формы и силуэты, чтобы определиться с его фигурой. Проработайте мимику и жесты, выражающие полный спектр эмоций. Ставьте героя в динамичные и статичные позы и рисуйте в разных ракурсах, чтобы понять его движения. Делайте черно-белые эскизы, чтобы лучше понять линии и формы. Цветные концепт-арты помогут выбрать палитру, которая передает характер.
Этап 4: Гайдбук
Когда клиент утвердит образ героя, напишите гайдбук. Это документ, где прописаны особенности персонажа: его история и характер, цветовая палитра, мимика и движения. В файле должны быть изображения героя в анфас, в профиль и в ракурсе три четверти. С гайдбуками работают крупные студии, где рисованием одного героя занимается команда иллюстраторов.
Какими бывают персонажи
Персонажами бывают не только люди. Художники-иллюстраторы называют так любые объекты, которые умеют говорить, чувствовать и проявлять себя в мире.
Классификация образов:
- Люди — реальные или вымышленные герои, а также исторические личности.
- Волшебники и супергерои — люди, наделенные сверхъестественными способностями.
- Животные — популярный прием при создании мультфильмов.
- Фантастические существа — от эльфов и единорогов до роботов и инопланетян.
- Природные явления — например, ветерок в «Холодном сердце».
- Ожившие предметы — прием используется в «Красавице и чудовище».
- Абстрактные образы — Билл Шифр из Gravity Falls.
Как выбрать черты характера
Придумать характер персонажа помогают архетипы. Это популярные в массовой культуре образы с узнаваемыми качествами и ценностями. Многие иллюстраторы пользуются системой архетипов, она быстро знакомит героев со зрителями и подчеркивает их миссию. Самую популярную систему из 12 архетипов разработала писательница Кэрол Пирсон.
Примеры архетипов:
- Шут — Харли Квинн из вселенной DC, Джоуи из сериала «Друзья».
- Простодушный — главные герои фильмов «Форрест Гамп», «Алиса в Стране чудес».
- Славный малый — Рон Уизли из вселенной «Гарри Поттера», Сэм Гэмджи из «Властелина колец».
- Воин — Железный Человек из вселенной Marvel, Джон Сноу из «Игры престолов».
- Опекун — Эллисон Кэмерон из сериала «Доктор Хаус», Минерва Макгонагалл из вселенной «Гарри Поттера».
- Искатель — Индиана Джонс, Фокс Малдер из «Секретных материалов»,
- Романтик — Дориан Грей, Анна Каренина и Дон Жуан.
- Бунтарь — Робин Гуд и Зорро.
- Творец — Вилли Вонка из «Чарли и шоколадная фабрика», Реми из «Рататуя» и Клаус из одноимённого мультфильма.
- Правитель — Миранда Пристли из «Дьявол носит Prada», Серсея из «Игры престолов».
- Маг — Мерлин из «Легенды о короле Артуре», Гэндальф из «Властелина колец».
- Мудрец — Спок из «Звездного пути», Доктор Стрэндж из вселенной Marvel.
Каждый архетип вызывает ожидаемые эмоции. Например, если нужно рассмешить зрителей, для этой роли подойдет Шут или Простодушный. Если аудитории бренда нужен наставник, обратитесь к архетипу Мага или Мудреца.
Архетип является не шаблоном, а основой характера, он делает персонажа живым и узнаваемым. Придать герою индивидуальности можно за счет биографии, уникальных черт характера, мимики, жестов, манеры говорить и одеваться.
В персонаже могут быть объединены несколько архетипов. Например, в роботе WALL-E отражены черты Славного малого, Искателя и Творца. Будьте внимательны, объединяя несколько архетипов. Многогранный герой должен быть непротиворечивым, чтобы зрители в него поверили.
Как определить внешний облик
Работа над образом начинается с выбора роли. В дизайне отрицательных персонажей выражены прямые линии и острые углы. Этот прием используют многие художники-иллюстраторы. Острые углы ассоциируются с опасностью и агрессией на уровне подсознания. Они выражены в дизайне Саурона и дракона Смауга из «Властелина колец», Короля ночи из «Игры престолов».
Мягкие округлые формы и линии, наоборот, делают персонажа добрее. Именно поэтому у морской звезды Патрика из вселенной «Губки Боба» округлые, а не заостренные лучи. По этой же причине Ночная Фурия из «Как приручить дракона» формой головы и пластикой движений похожа на кота. Очевидные ассоциации закладывают отношение зрителей.
Силуэт персонажа выражает 70−80% характера. Создание внешнего облика начинается с выбора форм. Чтобы проверить, как работает концепт, закрасьте контуры черным и покажите зрителям. Если аудитория не может описать характер по фигуре и позе, внешний облик нужно менять. Когда силуэт будет вызывать правильные эмоции, можно начинать работу с деталями.
Источник: ru.freepik.com
Как нарисовать лицо
В персонажной иллюстрации принято рисовать героев с пропорциями человеческого лица. Даже если вы показываете одушевленный предмет или разумное животное, в основе лица должен быть человеческий череп. Чтобы хорошо рисовать, выучите его форму по учебнику анатомии.
Лицо может быть плоским только в стилизованных иллюстрациях, например, в аниме и комиксах. Чтобы нарисовать реалистичного героя, сделайте лицо выпуклым. При повороте головы меняйте пропорции лица, как будто оно находится на поверхности цилиндра. Если персонаж открывает рот, опустите подбородок вниз и вперед, чтобы показать движение челюсти.
Как придумать внешность:
- Определитесь с контурами лица: круг, овал, прямоугольник или другая фигура.
- Выберите форму подбородка: округлый, острый или квадратный.
- Продумайте, где расположены глаза, нос и рот, какое между ними расстояние.
- Определитесь с ушами: большие или маленькие, острые или округлые.
- Продумайте форму и цвет бровей, как высоко они расположены.
- Подберите размер и цвет глаз, длину ресниц.
- Определитесь с формой и размером носа.
- Выберите размер рта и форму губ, внешний вид улыбки.
- Добавьте деталей: мимические морщины, веснушки, шрамы, макияж.
Как зрители воспринимают героя, зависит от пропорций лица. Чтобы сделать его харизматичным, соблюдайте правильную анатомию и сделайте лицо дружелюбным. Развивайте насмотренность: изучайте внешность актеров, которых часто называют красивыми и обаятельными.
Как проработать мимику и выражения
Человек за доли секунды распознает эмоции собеседника по мимике, эта способность заложена в нас эволюцией. Чтобы оживить нарисованного персонажа, сделайте его эмоции реалистичными. Небольшие изменения во внешности показывают, что чувствует герой. Передавайте его эмоции с помощью положения бровей, подбородка и губ, направления взгляда. Не забывайте о мимических морщинах, они делают лицо живым.
Нарисуйте концепт-арты с базовыми эмоциями:
- радость;
- счастье;
- влюбленность;
- удивление;
- спокойствие;
- интерес;
- апатия;
- страх;
- ярость.
В стилизованных комиксах выражения лица часто рисуют гипертрофированными. В классической иллюстрации эмоции показывают с помощью небольших деталей. Например, удивленно поднятые брови или суженные от злости глаза.
Обращайте внимание на мимику актеров, когда вы смотрите кино. Проверяйте, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы испытываете сильные эмоции. Делайте селфи, чтобы запечатлеть такие моменты и возвращаться к ним, когда вам понадобятся референсы.
Как нарисовать тело и позы
Эмоции героя выражаются не только в мимике, но и в языке тела. Проработайте движения вашего персонажа и позы, которые он принимает. Манера двигаться может много рассказать о характере героя. Жизнерадостный человек ходит быстро и вприпрыжку, а угрюмый медленно переставляет ноги. Прямая спина и поднятая голова делают персонажа харизматичным, а сутулость покажет его неуверенным.
Нарисуйте концепт-арты, где персонаж:
- идет;
- бежит;
- сидит;
- стоит;
- лежит;
- танцует;
- летает (если умеет);
- падает с высоты.
Когда вы рисуете животное, изучите его анатомию, даже если ваш персонаж ходит на двух ногах и ведет себя как человек. Передайте в образе характерные особенности вида. Это придаст вашему герою индивидуальности и сделает его красивым.
Рисование динамических поз начинается с линий действия. Черновые линии показывают, в каком направлении движется тело. Направляющие могут переходить через руки, ноги, корпус или голову. Линии передают динамику позы и делают направление движения очевидным для зрителей.
Как подобрать одежду и элементы костюма
Одежда героя показывает его культуру, род занятий, социальный статус и жизненные приоритеты. Костюм должен соответствовать сеттингу — стране и эпохе, где живет персонаж. Если вы рисуете исторический сюжет, соберите референсы. Исследуйте, как одевались люди из того же времени и социального слоя. Выберите подходящие элементы костюма и добавьте красивые аксессуары.
Если вы рисуете фантастических героев, учитывайте законы жанра. Варвары одеваются в шкуры, феи носят полупрозрачные платья, а люди будущего выбирают асимметричные костюмы. Зрители ожидают увидеть привычные образы. Не переубеждайте их, а обыгрывайте популярные шаблоны. Сделайте героев узнаваемыми, но добавьте уникальности.
Степень детализации зависит от жанра. Когда вы рисуете героев комикса, дизайн костюмов можно упростить. Когда вы создаете персонажей для компьютерной игры с хорошей графикой, добавьте больше деталей, чтобы игроки могли их рассматривать.
В костюм можно добавить несовершенства, чтобы оживить персонажа. На доспехи воина можно добавить потертости и следы ударов. На рясе паломника нарисуйте прорехи и дорожную пыль. Не забывайте о погоде: одежда может быть мокрой от дождя или белой от снега.
Как финализировать рисунок
Если вы рисуете персонажей за деньги, показывайте клиентам эскизы на всех этапах разработки. Вносить правки в концепт-арт проще, чем в почти законченную работу. Следуйте этому правилу, и вы сможете быстро финализировать рисунок. Отправьте рисунки клиенту и сделайте последние штрихи, получив обратную связь.
Когда вы рисуете для себя, обратитесь к друзьям и родственникам. Покажите готового персонажа и спросите, кто это и какие эмоции вызывает. Проверка покажут, удачным ли получился рисунок. Если вы хотели создать харизматичного героя, но половина людей назвала его неприятным, образ придется менять.
Соберите финальный концепт в высоком разрешении. Расположите героя на листе так, чтобы его образ легко читался. Сохраните исходники со слоями и вариантами дизайна. Они пригодятся вам, если придется возобновить работу над проектом.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
Плохо проработанная композиция. Помните, что герой не висит в пустоте, а взаимодействует с окружением. С помощью композиции можно усиливать черты характера. Если поставить героя в центре кадра, и расположить свет наверху, образ получится харизматичным. Можно сделать героя мощнее и энергичнее с помощью наклонного ракурса.
Невыразительные кисти рук. Начинающие иллюстраторы часто скрывают руки персонажей или недостаточно хорошо их прорисовывают. Но ладони и пальцы передают пол и возраст, а иногда и профессию героя. Кисти могут показывать огромное количество жестов, они выражают не меньше эмоций, чем мимика и поза. Используйте все подвижные части тела, чтобы передавать состояние.
Отказ от гайдбука. Сохраняйте файлы по завершенным проектам. Удобно делать это в формате гайдбука — руководства, где содержится вся информация про героя. Если заказчик обратиться к вам снова, благодаря гайдбуку вы быстро вспомните суть задачи и нарисуете новые иллюстрации.
Главное, что нужно знать
- Персонажная иллюстрация изображает героев, которые мыслят и чувствуют как люди. Но герой рекламы, комикса или анимации — не обязательно человек. В этой роли может быть животное, фантастическое существо, стихия или предмет.
- Создание персонажа начинается с поиска концепта. Подумайте, зачем нужен герой, и какие идеи он выражает. Придумайте его характер на основе архетипа и нарисуйте силуэт. Чтобы хорошо рисовать, изучайте анатомию человека и животных.
- Проработка образа начинается с лица и рук. Нарисуйте концепт-арты, где герой выражает разные эмоции с помощью мимики и тела. Поставьте его в разные позы и определите, как он ведет себя в движении. На финальном этапе добавьте одежду, атрибуты профессии и другие красивые детали.