Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Дизайн-система: что это и почему она нужна в каждом современном проекте
06 августа 2025

Дизайн-система: что это и почему она нужна в каждом современном проекте

Дизайн-система: что это и почему она нужна в каждом современном проекте

Содержание статьи

    Подобрать программу

    Рекомендованные программы обучения

    Дизайн-система – это набор компонентов, которые отражают визуальную картину и ценности бренда. В статье рассматриваем основные виды, преимущества, недостатки и даем инструкцию, как создать system design с нуля.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое дизайн-система

    Согласно определению ирландского веб-дизайнера Джереми Кита, system design (дизайн системы) включает библиотеки шаблонов, руководства по стилю и другие визуальные компоненты продукта. Но это не просто набор объектов, это принципы их связи друг с другом. Система содержит правила и ограничения, по которым визуал воздействует на пользователя.

    System design обеспечивает единый стиль, согласованность объектов дизайна в продукт. Это делает бренд более узнаваемым и привлекательным для пользователей. Благодаря использованию готовых шаблонов, разработка становится быстрее и проще, что позволяет сфокусироваться на решении более сложных задач. Система упрощает коммуникацию между дизайнерами, разработчиками и другими участниками команды, потому что все они работают по одним стандартам.

    Зачем она нужна

    Основные задачи:

    • Помогает оптимизировать работу команды на этапах исследования, дизайна и разработки. К примеру, подходит для банков, которые развивают несколько сервисов внутри единой экосистемы – ПО для инвестирования, официальный сайт, приложение для бизнеса.
    • Формирует визуальный стиль продукта, отражает ценности бренда понятным для сотрудников и клиентов способом.
    • Обеспечивает автоматизацию процессов и экономию времени. Например, дизайнеры создают объемную библиотеку компонентов в графическом редакторе Figma, чтобы использовать их в требуемых макетах. Разработчики применяют ранее заготовленные компоненты из фреймворка.
    • Позволяет автоматически применять правки одновременно в разных элементах. Это упрощает процесс доработки продукта.
    • Обеспечивает консистентность – унификацию объектов визуала. Использование похожих функций помогает клиентам привыкнуть к дизайну и интуитивно им пользоваться.
    • Разрабатывает четкие права для коммуникации элементов в IT-продукте.
    • Занимается улучшением UX.
    • Увеличивает скорость прототипирования из готовых элементов и проверку гипотез.

    Дизайн-системы применяются для крупных проектов с обширными интерфейсами, большим количеством элементов и пользовательских сценариев. Ее стоит создавать, когда команда ощущает в этом необходимость: расширился штат, увеличился функционал. Начинающему стартапу достаточно иметь визуальный язык – часть дизайна, которую клиент видит. Сюда относятся все элементы фирменного стиля бренда.

    Из чего она состоит

    Дизайн-система включает три компонента:

    • UI-кит. Визуальный язык, элементы, которые видны пользователю – цвета, шрифты, формы, иконки, изображения, анимация. Задача – передать атмосферу бренда. Например, чтобы сформировать уютное настроение, используют теплые тона.
    • Фреймворк. Библиотека визуального языка, его код – плагины для анимации, метки для навигации. Чтобы не создавать с нуля уже готовые кнопки, а просто заменить цвет при необходимости, создают шаблоны – фреймворки, которые хранятся в централизованной библиотеке.
    • Гайдлайны. Правила, в соответствии с которыми используются объекты дизайна. Помогают ответить, где и для чего применяется конкретный элемент. Нужны, чтобы не прибегать к помощи дизайнера в простых задачах и обращаться напрямую к разработчику. В гайдлайнах прописывают принципы использования цветов, модульных сеток, отступы от текста, расположение заголовка.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Какие есть виды

    • С открытым кодом. Любой бренд может применять материалы и адаптировать их для своих проектов – изменять цвета кнопок, шрифты, иконки. К примеру, Ant Design, Human Interface Guidelines, Material Design позволяют пользователям не создавать дизайн-систему с нуля, а применять готовые решения. Начинающие специалисты могут найти готовые элементы в свободном доступе и подстроить их под нужды заказчика.
    • С закрытым кодом. Разрабатываются для конкретной фирмы или продукта. Материалы доступны только сотрудникам или частично открыты для отдельных лиц.

    Плюсы и минусы

    Плюсы

    Минусы

    • Автоматизирует процессы. Готовые шаблоны экономят время и помогают быстрее разрабатывать сайты, приложения, визуал соцсетей.
    • Создание базы знаний. Новым сотрудникам не нужно рассказывать, по каким принципам строится проект. В гайдлайнах зафиксированы требуемые правила.
    • Поддержка единого стиля в дизайне.
    • Упрощение работы отдела. Наличие регламентов ускоряет постановку задач и обсуждение результатов.
    • Внимание к пользовательскому опыту. Наличие фреймворков освобождает время дизайнера для продумывания логики интерфейса.
    • Высокая стоимость создания и поддержки дизайн-системы. Требуется участие большой команды специалистов: разработчиков, дизайнеров, продакт-менеджеров, маркетологов.
    • Необходимость постоянного обновления и адаптации под новые правила визуального взаимодействия с потребителями. Дизайн-система должна развиваться вместе с проектом, иначе существует риск рассинхронизации. Визуал может начать отставать от продукта и терять актуальность.
    • Плохая мобильность. Чтобы изменить фирменный стиль бренда, нужно создать новые элементы, библиотеки кода и регламенты. Ребрендинг требует больших затрат.
    • Нехватка креативности. Творчество ограничивается шаблонами.

    Как создать дизайн-систему с нуля

    Разработка дизайн-систем строится по правилам атомарного дизайна, то есть наследуемости: начинается с простого, затем усложняется. Эта методика включает пять уровней проектирования объектов:

    • Атомы. Мелкие компоненты, такие как кнопки, поле ввода текста, шрифты.
    • Молекулы. Объединение нескольких простых элементов: заголовок и строка ввода, чекбокс, окно с уведомлением.
    • Организмы. Конечные объекты – шапка сайта, карточка продукта.
    • Шаблоны. Макеты страниц без контента, например, меню.
    • Страницы. Страницы с контентом.

    Пошаговая инструкция:

    1. Определитесь с идеей. Отправной точкой может стать готовая дизайн-система, нуждающаяся в доработке.
    2. Сформулируйте требования. Конкретизируйте проблему, которую нужно решить.
    3. Подберите базовые элементы: цветовую палитру, шрифты, анимацию, звуки.
    4. Соберите главные компоненты интерфейса. Создайте UI-дизайн.
    5. Спроектируйте комбинации элементов и эскизы.
    6. Сформируйте список визуальных объектов с правилами их использования. Пропишите в гайдлайне, зачем нужен каждый элемент, как применять.
    7. Передайте задачу команде программистов. Обсудите нюансы и следите за разработкой.
    8. Проведите тестирование, получите обратную связь и улучшите результат.

    Какие компании успешно внедрили дизайн-системы

    • Google. Использует имитацию физического мира и текстур, чтобы сделать дизайн знакомым и предсказуемым.
    • Medium. Предлагает текстовый редактор, который упрощает и ускоряет процесс публикации. Вместо массы функций по оформлению бренд сужает выбор пользователей до семи основных возможностей.
    • Dinosaur.Design. Яркие цвета, веселые изображения и непринужденные шрифты формируют беззаботное настроение.
    • Apple. Темные фотографии в высоком разрешении с практичным и сдержанным шрифтом задают серьезный тон и статусность.
    • Shopify. В основе лежит уверенность, надежность, эффективность.
    • Atlassian. Упрощает работу в команде и вдохновляет на творчество.
    • IBM. Предлагает уроки и методические материалы для пользователей.

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Отсутствие четких требований. Необходимо полное понимание задач проекта, иначе программисты не смогут создать результативный продукт.
    • Отсутствие надобности. Дизайн-система нужна для больших брендов. Для стартапа подойдет UI-кит. Излишние затраты не обоснованы.
    • Невнимательность к безопасности системы. Разработайте меры защиты данных и пользователей, такие как аутентификация, авторизация, шифрование.
    • Недостаточное тестирование. Соберите фокус-группу, чтобы выявить недочеты, найти несоответствия дизайна ценностям компании.
    • Отсутствие документации. Опишите архитектуру, интерфейсы, API, потоки данных и другие аспекты.

    Главное, что нужно знать

    1. Дизайн-система (system design) – это набор компонентов, которые отражают визуальную картину и ценности бренда. К ним относятся визуальный язык, библиотеки шаблонов, фреймворки и гайдлайны – руководства по оформлению продукта. Чаще применяется для крупных проектов с обширными интерфейсами и пользовательскими сценариями.
    2. Среди основных задач – помогает оптимизировать работу команды на этапах исследования, дизайна и разработки, формирует визуальный стиль продукта, автоматизирует процессы, экономит время, позволяет автоматически применять правки в разных элементах системы, обеспечивает консистентность, увеличивает скорость прототипирования.
    3. Среди плюсов – автоматизация, создание централизованной базы знаний, поддержка единого фирменного стиля, внимание к пользовательскому опыту. Среди минусов – дороговизна, необходимость регулярного обновления и совершенствования, плохая мобильность, ограничение креативности.
    4. Чтобы создать дизайн-систему, определитесь с идеей, поставьте конкретную цель, подберите базовые элементы, такие как цвета, шрифты, анимация, звуки, разработайте UI-дизайн, спроектируйте комбинации элементов и эскизы, сформируйте список визуальных объектов с правилами их использования, передайте задачу команде программистов.
    5. Успешные дизайн-системы предлагают Google, Medium, Dinosaur.Design, Apple, Shopify, Atlassian, IBM.

    Рекомендованные программы обучения

    «Графический дизайн и виртуальная дополненная реальность», бакалавриат«Архитектурный дизайн», бакалавриат«Цифровой дизайн», магистратура«Геймдизайн и разработка игр», бакалавриат«Дизайн среды и интерьера», бакалавриат«Дизайн персонажей с нуля до PRO», курсы«Авторский курс по дизайну интерьера», курсы«Графический дизайнер», колледж«Дизайн и продвижение цифрового продукта», магистратура«Графический дизайн с нуля до PRO», курсы

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status