Референс в дизайне - это некий объект (например, изображение) к который служит примером при подготовки проекта, и к которому дизайнер обращается во время работы. Референсы позволяют точно передать задумку автора, получить новые идеи или объяснить концепцию, опираясь на уже существующие вещи. В роли примера выступают любые изображения, передающие замысел заказчика. Это могут быть фотографии, наброски, схемы или рисунки других людей.
Для чего нужны референсы
Изображения нужны не для точного копирования, их основная задача заключается в том, чтобы исполнитель мог понять замысел заказчика и найти вдохновение. Референсы необходимы для того, чтобы:
- Заказчик мог наглядно показать свою идею. Пример: человек не может корректно поставить задачу перед веб-дизайнером, так как не разбирается в терминологии. Поэтому он подбирает несколько сайтов, которые наиболее отвечают желаемым требованиям.
- Исполнитель мог быстро согласовать ТЗ, найти идею, уточнить детали у заказчика. Уже придуманные и воплощенные в жизнь дизайнерские решения других людей помогают создать что-то новое и служат основой референсого дизайна.
- Образцы помогают исполнителю примерно оценить предварительную стоимость услуг, рассчитать время на их выполнение. В процессе разработки никогда не используется один пример. Для лучшего понимания того, что должно получиться, и чтобы избежать создания копии, лучше использовать несколько референсов, в идеале – 3-4, но не более 5.
Виды референсов
Существует 3 вида референсов:
- Стилистические. Позволяют подобрать стиль. По снимкам готовых проектов легче подобрать колористическое решение, статические или динамические элементы композиции. Стилистические образцы часто опираются на современные тренды в дизайне. Пример: в моду вошла забота об окружающей среде, и дизайнер разрабатывает интерьер в соответствии с трендами. Фотографии интерьеров в экостиле значительно облегчат труд специалиста.
- Тематические. Задают концепцию дизайн-проекта, его основу. По реф. выбирают сюжетные составляющие, которые потребуются конкретно для этой тематики.
- Технологические. Представляют собой образцы технического исполнения проекта. Пример: дизайнеру одежды требуется разработать комплект костюмов для театральной студии, но ранее он не разрабатывал некоторые элементы и не может их начертить. Чтобы облегчить работу, дизайнер подбирает похожие чертежи в интернете, разбираясь только в технической стороне вопроса.
Сферы применения
Референсы используются в областях, связанных с дизайном и творчеством. Они могут применяться:
- В дизайне интерьеров. Используются фотографии, образцы декоративных элементов разных времен. Они позволяют сохранить единый стиль и аутентичность. Дизайнер будет видеть готовый пример и не отклонится от ТЗ.
- При написании картин, копий, рисовании. У художников не всегда получается писать персонажа с натуры.
- В дизайне комиксов. Художники изучают пропорции, мимику, анатомию по снимкам людей или животных.
- В дизайне одежды примерами выступают фотографии с модных показов, портреты из разных эпох. Опираясь на них, дизайнер создает что-то новое, стилизуя готовый проект под задумку.
- При разработке 3D-анимации и изображений. Примеры играют большую роль, так как с ними удобно работать в компьютерных программах. Новый проект можно нарисовать прямо поверх образца, отзеркалить, повернуть изображение.
- При создании сайтов, страниц в соцсетях. Веб-дизайнеры используют в качестве образцов готовые сервисы. Контент-маркетологи берут за основу популярные страницы в социальных сетях.
Референсы используются во многих отраслях творчества, выступая вспомогательным элементом, а не источником плагиата. Они облегчают работу дизайнеров, помогают заказчикам показать пример ожидаемого результата, позволяют создавать что-то новое, используя готовые идеи и наработки.