Большая конкуренция на рынке заставляет задуматься, как развивать бизнес под таким напором? В первую очередь, нужно выделиться из серой массы. Результативный прием предложил в 1959 году известный ученый Джон Арнольд, который предложил эффективную методику — design thinking.
Дизайн-мышление — что это?
Что такое дизайн-мышление? Это первый вопрос, который мы задаем, столкнувшись с этим словосочетанием.
Дизайн-мышление — это способ разработки продукции и услуг, который позволяет решить все без исключения проблемы у потенциальных клиентов.
Не стоит путать с аналитическим мышлением. Ведь разработка уникальных дизайнов — это творческий процесс, связанный с генерированием самых нетривиальных идей и их практической реализацией. Главная задача, которую решает design thinking, - выход за границы существующих в обществе стереотипов. Профессионалы в этой области создают эксклюзивный продукт, аналогов которым просто-напросто нет на рынке. Это нечто новое, ценное, непохожее.
Зачем нужно развивать дизайн-мышление?
Современный рынок не терпит застоя. Если стоите вы, то конкуренты быстро и ловко вас «обскачут». Поэтому каждый человек, даже если он просто работает в сфере оказания услуг, должен иметь гибкое мышление.
Наверное, каждый слышал выражение: «Я — художник, я так вижу». Эту фразу можно смело применять и к дизайнерам. Если в результате разработки продукции удастся предложить клиенту ценное решение, то вы работаете по принципам design thinking.
Дизайн-мышление — методика, которая подходит всем. Неважно, в какой компании работает специалист: в фирме из 5 человек или на большом предприятии, где числится в штате по несколько десятков тысяч сотрудников. Это средство позволит оздоровить рабочий процесс, который зачастую превращается в рутину.
Этапы методологии дизайн-мышления?
Итак, если рассматривать дизайн мышление, как конкретную стратегию то весь ее процесс выстраивается по конкретной цепочке. Этапы дизайн-мышления — это 5 взаимосвязанных степеней: эмпатия, фокусировка на проблеме, генерирование уникальных идей, создание прототипа, тестирование.
Эмпатия — основа дизайна
Эта стадия считается основополагающей, так как в рамках него специалист-дизайнер:
- Наблюдает. За пользователями, на которых будет распространятся продукт или услуга, их бытом и привычной повседневной жизнью.
- Вовлекается. Сделать уникальный продукт, который не встретишь на рынке, невозможно без полного вовлечения. Для этого дизайнеру приходится встречаться с живыми людьми, вступать с ними в дискуссию, выявляя их проблемы и боли.
- Погружается. На этом цикле человек пытается понять, через что проходят пользователи, какой опыт они извлекают из ситуации.
Эмпатия очень важна, ведь как можно разработать цепляющий дизайн, если не понимать психологию людей, на которых направлена визуальная реклама. Да и найти решение проблемы, если не понимать проблему целевой аудитории, невозможно.
Только полное погружение дает понимание: какие потребности существуют и как их можно закрыть.
Фокусировка, или определение
Эта ступень подразумевает под собой комплексный анализ информации, которая была получена в результате предыдущей стадии эмпатии. Возникают инсайты, специалист начинает понимать существующие потребности у потребителей, которые в дальнейшем предстоит решить.
В этот период важно сфокусироваться, чтобы достичь трех важных целей:
- полное понимание пользователя и людей из его окружения;
- формулирование задачи, над которой предстоит работать;
- определение point-of-view — уникальное видение ситуации, которое сформулировано в результате появившихся инсайтов и анализа потребностей потребителя. Иными словами, это будущее направление всей дизайнерской работы.
Генерация идеи
Чтобы решить проблемы пользователей, необходимо предложить массу самых разных идей. Именно на их основе и будут в дальнейшем создаваться прототипы. Этот этап очень важен, так как он позволяет:
- Расширить границы мышления — на задний план отходят очевидные решения, которые не позволят достичь поставленных целей.
- Увеличить потенциал предлагаемых решений за счет их инноваций.
- Открыть новые горизонты — команде предстоит открыть новые области знаний, исследование которых позволит ответить на все вопросы и найти выход из ситуации.
- Создать гибкий и плавный инновационный процесс, что обусловливается большим количеством вариаций идей.
Здесь может быть применена различная методика. Но, как показывает практика, генерировать дизайнерские идеи лучше в 2 этапа. На первом предлагаются решения, а на втором происходит их полноценная оценка.
Создание прототипа
Прототипирование — фаза, в рамках которой сгенерированные идеи воплощаются на практике. В рамках этого процесса используются различные способы создания прототипов. Это может быть как стена, заполненная стикерами, так и полноценный сценарий поведения.
Чем лучше прорабатывается проект, тем ценнее будет прототип. Безусловно, на первом этапе все прототипы выглядят грубо, неаккуратно, не проработано. Но чем быстрее они будут протестированы, тем оперативнее будет получена обратная связь со стороны конечного потребителя. Как следствие, эмпатия становится более глубокой — дизайнер сможет еще лучше понять боли аудитории и найти решение любой задачи.
Тестирование
Эта фаза плавно вытекает из предыдущего. Необходимо быть готовым к тому, что предложенные прототипы придется неоднократно испытывать на практике, чтобы найти оптимальное решение. В данном случае важно следовать принципу:
«тестируйте прототипы так, будто вы знаете, что ошибаетесь».
Это правило позволит улучшить итоговый прототип, более глубоко узнать потребителей, проверить — правильно ли был определен point-of-view на этапе фокусировки.
Как применять дизайн-мышление в работе
Эта информация полезна всем, но особенно — руководителям компаний, которые хотят внедрить design thinking в рабочем процессе своего производства. Усилить результат от любого решения можно, если над воплощением уникальной идеи работает целая команда экспертов — единомышленников. Только командный дух людей, объединенных одной идеей, позволяет воплотить на практике революционные продукты.
Чтобы внедрить дизайн-мышление, нужно строго соблюдать ряд простых рекомендаций:
- Команда. Штат должен быть укомплектован специалистами, которые мыслят одинаково, но интересуются различными областями знаний: производством, продажам, программированием, юриспруденцией, экономикой. Благодаря такой разносторонности взглядом можно обеспечить свою компанию компетентными специалистами, которые могут решить любую задачу, несмотря на сферу деятельности.
- Пространство. Применять принципы design thinking на практике будет легко, если к творческим порывам будет способствовать пространство и рабочая атмосфера. Члены команды должны спокойно обмениваться идеями — для свободной коммуникации не должно быть препятствий. Поэтому в офисе должны быть стикеры, маркеры, флипчарты, доски, которые помогут иллюстрировать сгенерированные идеи.
- Процесс. Сам процесс применения дизайн-мышления должен быть легким и не отягощенным. Очень важно забыть о прошлом опыте, особенно неудачном, применять нестандартный инструментарий и технологии, которые снимут любые барьеры. Только в этом случае можно говорить о том, что проект будет успешным, а не заведомо провальным.
- Инструменты. Это вся материальная база, которая необходима команде для воплощения идей. Созидать сложно, особенно если для этого нет даже базовых возможностей.
Какие приемы необходимы для развития дизайн-мышления?
Чтобы развивать творческий потенциал, необходимо в своей работе использовать следующий инструментарий:
- Визуализация. Этот метод направлен на создание образов. Нет, вам не придется рисовать и моделировать. Напротив, нужно мыслить образно, складывая каждый пазл в единую картину. Только в такой ситуации можно покинуть рамки дозволенного и раскрепостить собственный головной мозг, привыкший думать ограниченно.
- Картографирование опыта. Это уникальный метод исследования, который позволяет отследить весь процесс общения между компанией, реализующей товар/услугу и конечным потребителем. Он позволяет понять, какие эмоции испытывает человек при удачах и неудачах, чтобы применять их в дальнейшем при генерации идей.
- Анализ ценностей. Речь идет об анализе ценностной цепочки, то есть пути, по которому компания выстраивает взаимодействие с потребителями и партнерами. Это позволяет генерировать новые идеи для реализации и распространения товара/услуги.
- Картографирование мыслей необходимо для того, чтобы отобразить сгенерированные идеи, которые имеют взаимосвязь с центральной идеей дизайна.
- Быстрая разработка концепции. Это своеобразный мозговой штурм, который позволяет сгенерировать гипотезы, раскрывающие новые потенциальные бизнес-возможности компании.
- Тестирование предложений. В рамках этого способа происходит определение предложений, которые заложены в основу идеи привлекательности нового продукта. Специалисты выдвигают критерии, которые позволяют оценить, верны ли предложения, выдвинутые в процессе определения целей.
- Прототипирование. Да, это тоже метод, который позволяет абстрактную идею сделать более осязаемой. В данном случае речь идет о создании сценариев, иллюстрациях, визуальном контенте, раскадровке.
Кроме того, можно использовать иные приемы: сотворчества с клиентом, трамплины обучения и сторителлинг. Каждый из способов позволяет достичь одного — конечной цели в виде создания эксклюзивного продукта.
Дизайн-мышление — уникальная технология, которая применяется многими крупными компаниями для достижения важных маркетинговых целей и задач. Банк ВТБ, General Electric, Правительство Москвы — лишь малая часть субъектов, которые активно применяют на практике этот способ продвижения товаров и услуг, чтобы предоставить своим клиентам действительно уникальный продукт, который повышает авторитетность компании на рынке.