В современную образовательную систему активно внедряются программы дистанционного обучения. С ними знакомы школьники, уходящие на дистант во время подъема заболеваемости, студенты, получающие специальность по онлайн-программам. Но что такое очно-заочная форма обучения с применением ДОТ и с помощью каких технологий она реализуется, стоит разобраться.
Определение очно-заочной формы обучения
В образовательной системе высшего профессионального образования, действующей на территории России, выделяют несколько форм обучения, разделяющихся по форме организации учебного процесса и необходимости посещения вуза.
Очная – обязательное присутствие на парах 5-6 раз в неделю в зависимости от требований конкретного университета. Студенты ходят на лекции и семинары. Посещаемость отмечается в журналах. Каждый пропуск отрабатывается.
Заочная – учащиеся учатся заочно, посещая вуз только на время установочных, промежуточных и итоговых сессий. Большая часть нагрузки приходится на самостоятельное обучение. На установочной встрече студенты получают план заданий на год, записывают часть лекционного материала, формируют список литературы. Итоговая подготовка проверяется на промежуточных сессиях. Обучающиеся сдают зачеты и экзамены письменно, по билетам или в формате тестирования.
Дистанционная – получение профессии онлайн из любой точки мира. Обучение организуется на специальных образовательных платформах. Приезжать в университет не надо совсем. Документы на зачисление отправляются по адресу электронной почты, успех усвоения материала контролируется через личный кабинет, ГИА проходит в формате тестирования и сдачи проектов, дипломы отправляются Почтой России или транспортными компаниями.
Четвертый отдельный вид обучения – очно-заочный. Очно-заочная – форма обучения с обязательным посещением университета несколько раз в неделю. Обычно количество учебных дней не превышает 2-3. Занятия могут проводиться в вечернее время или в выходные дни. Посещаемость и успеваемость оцениваются как при очной форме обучения, при этом часть нагрузки приходится на самостоятельную работу, как у заочников.
Современный вариант очно-заочного обучения реализуется с применением ДОТ – это как объединение сразу трех форм учебы. Очно посещаются занятия, состоящие из лекций и практикумов, заочно изучается часть учебных модулей, дистанционно происходит общение с преподавателями с кафедры и освоение части дисциплин, дополненных вебинарами, видеолекциями, презентациями, симуляторами и IT-моделями.
Очно-заочная форма обучения: основные принципы
- Студенты посещают вуз не каждый день, а 2-4 раза в неделю;
- Процент самоподготовки составляет 40 – 60% от общей нагрузки;
- В учебном плане предусмотрены отработки и консультации;
- Расписание занятий фиксировано;
- Пары делятся на лекции и семинары;
- Занятость составляет 3-4 часа в день;
- Успеваемость оценивается на зачетах и экзаменах;
- Образовательные программы соответствуют ФГОС;
- Могут включаться дистанционные образовательные технологии;
- Есть прямое живое общение с преподавателями;
- Летом организуется обязательная производственная практика;
- Семинары проходят в стенах вуза, на клинических кафедрах, в мастерских и лабораториях;
- Очно-заочное обучение выгодно с точки зрения экономики, уменьшаются расходы на материально-техническое оснащение и содержание кафедр;
- Знания, получаемые студентами, ничуть не хуже знаний обучающихся очно;
- Выпускники получают диплом государственного образца без указания формы посещения занятий;
- За хорошую учебу обучающиеся получают стипендию;
- Студенты очно-заочной формы имеют право на проживание в общежитии института при наличии свободных мест.
Что такое ДОТ
Дистанционные образовательные технологии – современная форма взаимодействия преподавателей с учениками, реализуемая путем использования информационных технологий и телекоммуникации.
Основные средства ДОТ:
- электронные библиотеки книг, журналов и учебников;
- специализированные образовательные платформы;
- компьютерные системы в мультимедийном варианте;
- симуляторы;
- VR-моделлеры;
- видеолекции;
- вебинары;
- чат-боты и мессенджеры;
- платформа Zoom;
- презентации.
В процесс обучения с применением ДОТ обязательно включаются:
- информационно-коммуникационное взаимодействие;
- развитие критического мышления при работе с разными источниками информации;
- тренировка навыка оценки достоверности полученных сведений;
- проектная деятельность;
- методики общего развития личности;
- игротехники;
- здоровьесберегающие технологии.
Особенности использования ДОТ в очно-заочной форме
Дистанционные образовательные технологии при очно-заочном обучении включают цифровизацию образовательного процесса, возможность прохождения части дисциплин в онлайн-формате с контролем уровня усвоения материала очно на зачете в университете или в электронном виде путем тестирования. В дополнение к очным занятиям студенты через личный кабинет на образовательных платформах получают доступ к видеоматериалам от педагогов, презентациям, симуляторам, приложениям виртуальной реальности и онлайн-лабораториям для отработки практических навыков.
Очная форма обучения тоже может объединяться с ДОТ, и это повышает эффективность образовательного процесса, что отслеживается по уровню успеваемости студентов. На лекциях учащиеся не всегда успевают записать все за преподавателем или сфотографировать визуальное сопровождение для лекции. На образовательных платформах можно найти нужную презентацию, составить конспект, остановиться на сложных и непонятных моментах.
Понимание того, что значит очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий, помогает абитуриентам выбрать оптимальный формат профессиональной подготовки. При данном формате учебы остается время на получение профессии совместно с другими видами деятельности (например, подработкой), при этом есть живое общение с преподавателями, детальная отработка навыков, летняя практика для освоения компетенций и погружения в производственную среду.